Консультация «Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
консультация

Калакутская Елена Васильевна

Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формирование речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

       МОУ «Грицовский ЦО им. Д. С. Сидорова»

 структурное подразделение   «Грицовский детский сад №2»

Консультация
«Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель Калакутская Е.В.

2022г.

Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формирование речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

        Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях, умение владеть приемами словоизменения и словообразования , а так же умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

 Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные. Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого  возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия.

Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.

Для детей  характерны нарушения морфологической системы языка, которая тесно связана с развитием синтаксиса, лексики, фонематического восприятия. Для того чтобы овладеть морфологической системой языка, ребенок должен научиться сравнивать слова по звучанию и значению, определять их различия, «осознавать изменения в значении, в звучании, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения … и элементами слов (морфемами).

«Морфологически нечленимое использование слов – основная закономерность ранних этапов дизонтогенеза речи». Дети с нарушенным развитием речи длительное время не замечают грамматической изменяемости слов родного языка, не используют формальных средств языка (прежде всего систему флексий), несмотря на достаточный словарный запас. Существительные используются чаще всего в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве и повелительном наклонении или без флексий в изъявительном наклонении. Это объясняется тем, что лексическая основа слова представляется ребенку, как постоянный словесный раздражитель, который связан с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для детей лишь меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, и поэтому не воспринимаются детьми. При чем, употребления слов в нерасчлененном на морфологические элементы виде может наблюдаться в речи таких детей в течение многих лет жизни.

В норме морфологические элементы слов дети начинают распознавать и вычленять при накоплении небольшого словарного запаса.

Если нормально развивающийся ребенок, усвоил грамматическое обозначение той или иной ситуации, то затем он улавливает сходство ситуаций и обобщает их, ребенок с нарушенным речевым развитием не улавливает сходства и может однотипные речевые ситуации обозначать по-разному. Отмечено, что при нормальном речевом развитии дети образуют большое количество форм слов по аналогии, при нарушенном речевом развитии часто дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. Это приводит к тому, что одно и тоже слово может использоваться ребенком в одной и той же синтаксической конструкции по-разному. У детей с нарушенным речевым развитием возникновение правильных форм слова не ведет к исчезновению «старого стереотипа».

Одним из показателей морфологических нарушений является неправильное согласование в роде и числе. В.А Ковшиков приводит примеры неправильных согласований в роде прилагательных с существительными у детей с алалией: красный бант, но красный платье, красный юбка; зеленый трава, вкусная суп. Примеры неправильных согласований в числе: дети одевается, девочки играет, машины гудит; мячики красивый.

     Очень часто дети неверно употребляют окончания множественного числа существительных. Например: дом-домы; глаз-глазы; ведро-ведра; дерево-дерева; козленок-козленки; теленок-теленки.

Также у детей с ОНР проявляются стойкие грамматические ошибки в замене окончаний косвенных падежей окончаниями именительного падежа. Нередко отмечаются взаимозамены ряда окончаний. Например, винительный падеж: моет (пол) пола, полу; гладит (щенка) щенок; взял (кубик) кубику. Родительный падеж: боится (петуха) петух, петуху; просит (молока) молоко, молоку. Дательный: идет (к лисе) лиса, лисой, к лису; дает (петуху) петух, петуха.

Чаще всего дети допускают ошибки в употреблении творительного и предложного падежей. Например, творительный: вытирает нос (платком) платок, платке; ударил мяч (ногой) нога, ногу, ногом, ногей; бежит (за лисой) за лиса, за лисе, за лисом. Предложный: лежат (на полу) пол, на пол, на поле; вода (в ведре) ведро, в ведра, в ведру.

Особенности употребления детьми с речевыми нарушениями окончаний существительных… отражают основные закономерности более ранних этапов нормального речевого развития. Однако у этих детей отмечается ряд особенностей в усвоении грамматического строя языка. Так дети с нормальным речевым развитием на ранних этапах овладения системой языка обычно производят замены окончаний лишь внутри какого-либо одного падежа, то дети с речевыми нарушениями заменяют окончания одного падежа окончаниями разных падежей. При чем для детей с ОНР характерно непостоянство этих замен.

Много аграмматических ошибок допускают дети и в глагольных формах. Иногда вместо формы определенного лица и числа они используют неопределенную форму глагола (мама, папа и дочка пить (пьют) чай; мальчики кидать (кидают) мяч) или глагольную основу (зайчик прыга (прыгает); дети куша (кушают)). Смешиваются окончания глаголов при изменении по лицам и числам (они кричит). Часто дети опускают возвратную частицу –ся (катается-катает; умывается-умывает). Также дети не учитывают изменения, происходящие в слове при спряжении (они рисовают; он шел и она шела (шла)). Допускаются переносы окончаний одного спряжения в другое (машины гудуют (гудят); Маша кладит (кладет) палочки). У детей с алалией часто бывает плохо сформирована категория вида: дети шли (пошли) в лес; Дима не рассказать (не хочет рассказать) сказку; Петя лез (залез) на дерево. Плохо также сформирована категория времени. Многие дети не употребляют форм прошедшего времени и особенно будущего времени, нередко заменяя их формами настоящего.

Довольно распространенной ошибкой является неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных, например: нет два пуговиц, два руки, пять ногах.

Часто дети неправильно употребляют предложно-падежные конструкции, например: под стола, в дому, из стакан.

Основным механизмом возникновения аграмматизмов в речи дошкольников является излишнее обобщение часто встречающихся форм, образование по аналогии с продуктивными формами.

Одним из таких обобщений является закрепление ударения за определенным слогом в слове, т.е. при склонении существительных сохраняется ударение исходного слова (сто`ла нет, много по`ездов). Ошибки такого вида встречаются часто, но взрослые их не замечают, так как не считают значимыми. Также устранение беглости гласных, которые при склонении существительных остаются в основе слова, например:  кусоки, костером, много сестр.

Дети устраняют чередование конечных согласных основы. В русском языке оно чаще сочетается с наращиванием (клок – клочья). Есть существительные, в которых эти наращивания отсутствуют (ухо - уши, черт - черти, сосед - соседи). В детской речи именительный падеж воздействует на другие формы (ухи, соседы).

Достаточно часто в речи детей происходит устранение наращивания или изменение суффиксов (друг – други, ком – комы, стол – столы, дерево – деревы, котенок – котенки).

В детской речи встречаются, как случаи образования форм множественного числа от основы единственного числа, так и случаи обратного рода (человек – человеки, ребенок - ребенки, люди – людь, дети – деть).

Среди форм словоизменения у дошкольников  шестилетнего возраста наибольшие трудности вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Многие авторы отмечают, что, осваивая правильную грамматическую форму слова, ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических языковых единиц. При этом выбранная форма слова чаще всего зависит от уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи.

Словообразованием дошкольники владеют в ограниченных рамках и в процессе его, как правило, возникает много ошибок. Наибольшие трудности у детей вызывает образование прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: «клюный» – клюквенный (с продуктами питания); «глинявый» – глиняный, «стекляшкин», «стекловый» - стеклянный (с различными материалами), «сосный» - сосновый, «березкин» - березовый (с растениями), «хвастовый» - хвастливый (с характеристикой эмоционально-волевого и физического состояния объекта). Дети неправильно выбирают производящую основу, что приводит к возникновению неологизмов, например: «человек, который дома строит» - «доматель». Часто дети используют неадекватные аффиксальные элементы: «мойчик» вместо «мойщик», «лисник» вместо «лисья», «скворчик» вместо скворушка. Стойкие трудности отмечаются в образовании малознакомых сложных слов: книжник – книголюб, пчельник – пчеловод. Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко-слоговой организации производного (т.е вновь образованного) слова, например, вместо «нарисовал» - «саявал», вместо «мойщик» - «мынчик».

Если ребенок 6 лет говорит « на столу» вместо «на столе» или «домы» вместо «дома» и считает это правильным, как же он будет писать в школе? Ведь наличие подобных «аграмматизмов» свидетельствует о том, что грамматические системы так и остались у него не сформированны. Это может послужить предпосылкой к возникновению аграмматической дисграфии при обучении в школе. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо выявлять нарушения формирования грамматического строя речи и проводить работу по устранению этих нарушений.

В связи с этим можно выделить основные направления при формировании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике способов словообразования и форм словоизменения.

2. Закрепление наиболее продуктивных способов словообразования и словоизменения.

3. Работа по ознакомлению с менее продуктивными моделями словообразования и формами словоизменения.

4. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения и способов словообразования.

В ходе коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи необходимо решать следующие задачи:

1. Помочь ребенку усвоить основное значение каждой конкретной грамматической формы.

2. Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы частотных и малознакомых слов по заданному образцу (по аналогии).

3. Воспитать у ребенка прочный навык правильного употребления грамматических форм путем многократных повторений.                                                                               При работе по формированию грамматического строя речи необходимо ориентироваться на следующие педагогические принципы:

  • принцип системности и учета структуры речевого нарушения, который позволяет выявить механизм речевого недоразвития и диагностировать речевое расстройство, исходя из его патогенеза, а также определить методы педагогического воздействия.
  • принцип комплексности – так как нарушения грамматического строя обусловлены в большинстве случаев недоразвитием языковых обобщений, то коррекционная работа по формированию системы словообразования и словоизменения взаимосвязана с развитием лексики, фонетико-фонематической системы;
  • онтогенетический принцип – логопедическое воздействие осуществляется с учетом общих закономерностей овладения грамматическими категориями при нормальном речевом развитии;
  • принцип деятельности – известно, что овладение грамматикой языка происходит в процессе деятельности ребенка, а так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то работа по формированию грамматического строя речи проводиться с использованием большого количества дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием, которые способствуют прочному усвоению изучаемого материала;
  • принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому) – процесс развития той или иной функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение заданий возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
  • общедидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность, постепенный переход от простого к сложному, учет объема и разнообразия материала.
  • принцип наглядности. В работе по развитию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием большую роль играет использование наглядных пособий (натуральных предметов и их изображения). Наглядность как средство обучения, помогает вызвать у детей интерес к занятиям, способствует закреплению пройденного, систематизации изучаемого материала и повышает качество усвоения. При работе с детьми используют разнообразные виды картинок: предметные, сюжетные, парные, которые применяются при сопоставлении и противопоставлении. Кроме картинок используется материал окружающей обстановки, сопровождение демонстрируемых действий речью, выполнение действий по словесной инструкции.

Формирование различных способов словообразования.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР основное внимание необходимо уделять усвоению системы продуктивных словообразовательных моделей. Для закрепления и формирования продуктивных моделей необходимо уточнять связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).

Логопедическая работа на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных проводится параллельно.

Коррекционная работа по формированию словообразования существительных включает:

  • использование уменьшительно-ласкательных суффиксов,
  • суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды);
  • суффикса –инк- (солома - соломинка);
  • формирование умения образовывать названия детенышей животных и птиц;
  • формирование умения образовывать названия профессий.

 При этом детям предлагаются только продуктивные суффиксы: для мужского рода – -щик-,-чик- (часовщик, летчик) и для женского рода - – ниц-, - иц- (учительница, певица).

При формировании суффиксального способа образования существительных речевой материал предлагают в следующей последовательности:

- образование слов, в которых не меняется звуковой структуры корня производного слова (дом – домик, диван – диванчик, корова - коровка);

- с чередованием глухих и звонких звуков в корне (сад – садик);

- с изменением звуковой структуры производного слова (рукав – рукавчик, синица - синичка).

В работе по формированию словообразования глаголов детям с ОНР для закрепления предлагаются простые по семантике словообразовательные модели с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Упражнения на дифференциацию глагольных форм предлагаются в следующей последовательности:

  • дифференциация совершенного и несовершенного вида,
  • возвратных и невозвратных глаголов.
  • глаголов с наиболее продуктивными приставками.

Учитывая особенности появления форм прилагательных в онтогенезе, материал для формирования навыка образования прилагательных предлагается детям в следующей последовательности:

  • образование притяжательных прилагательных;
  • относительных;
  • качественных.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом формирования этой системы в онтогенезе. При этом учитывается связь с лексикой, морфологической и синтаксической системой языка. Коррекционную работу необходимо проводить с постепенным усложнением форм речи, заданий и речевого материала. Сначала работа по формированию словоизменения проводится на уровне словосочетания и предложения, в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях.Среди именных словосочетаний для работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи используются словосочетания, которые состоят:

- из существительного и прилагательного (синий шар);

- из двух существительных: со значением принадлежности (лапа медведя), со значением совместимости (тарелка с ложкой).

Формирование каждой грамматической формы осуществляется в определенной последовательности: сначала отрабатываются формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменения звукослоговой структуры основы слова при словоизменении, затем безударные флексии при отсутствии изменений в основе слова, далее ударные флексии с изменением основы слова и безударные окончания при изменении основы слова.

Формирование словоизменения существительных включает:

1. Дифференциацию форм единственного и множественного числа именительного падежа.

2. Закрепление беспредложных конструкции существительных единственного числа. Эта работа осуществляется с учетом появления косвенных падежей в онтогенезе:

- винительный падеж;

- родительный падеж;

- дательный падеж;

- творительный падеж.

3. Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности:

- дательный падеж;

- творительный падеж;

- родительный падеж;

- винительный падеж.

Для закрепления форм родительного падежа существительных множественного числа предлагаем использовать различные варианты игры «Чего не стало?».

Работа по формированию словоизменения прилагательных включает:

- согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;

- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа в беспредложных конструкциях, а затем в

предложных;

- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа в беспредложных и в предложных конструкциях.

Особое внимание в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи уделяется глагольным словосочетаниям. Это связано с тем, во-первых, глагол чаще всего выступает в роли предиката, является организующим звеном в предложении, во-вторых, у детей с общим недоразвитием речи опускается в предложении именно предикат.

Коррекционная работа по формированию словоизменения глаголов включает задания:

  • на дифференциацию глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица;
  • на согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Вывод:

Среди разнообразных речевых расстройств у дошкольников часто встречается общее недоразвитие речи. Оно может быть вызвано разнообразными этиологическими факторами биологического и социального характера и наблюдается при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации).

Характерными признаками общего недоразвития речи является стойкое отставание в формировании всех компонентов речевой системы: (звуковой стороны, фонематических процессов, лексики и грамматики).

Нарушения грамматического строя являются одним из важных показателей недоразвития речи. В связи с этим, выявление особенностей формирования грамматических средств у детей с общим недоразвитием речи является необходимым в анализе речевого нарушения.

Дети с общим недоразвитием речи даже к 7 годам недостаточно овладевают грамматическими средствами языка, что может вызвать у них трудности в овладении школьной программой по русскому языку и послужить предпосылкой к возникновению аграмматической дисграфии при обучении. В связи с этим при логопедической работе с детьми с ОНР необходимо уделять особое внимание формированию грамматического строя речи.

Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.

Формирование грамматического строя речи- это длительная, кропотливая работа.

Даже если ребенок с речевым нарушением в результате всей этой работы и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов и пр. А приобретенные умения помогут в дальнейшем при усвоении школьной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)

Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...