Культурные практики «Вариативность дошкольного образования - инновационный ресурс развития конкурентоспособности образовательной организации»
методическая разработка

Чернухина Светлана Викторовна

Профессиональный имидж дошкольного учреждения может оказать решающее воздействие на родителей дошкольников, выступающих основными потребителями педагогических услуг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Культурные практики

«Вариативность дошкольного образования - инновационный ресурс развития конкурентоспособности образовательной организации»

Составитель:

Старший воспитатель

Чернухина С.В.

Мегион 2021

1.Актуальность.

Сегодня практика любого социального института невозможна без формирования его облика, по которому он будет узнаваем для потенциальных потребителей. Профессиональный имидж дошкольного учреждения может оказать решающее воздействие на родителей дошкольников, выступающих основными потребителями педагогических услуг. Поэтому первоначальной задачей для создания бренда стала реализация стратегии усиления имиджевой позиции дошкольного учреждения как одного из основных факторов эффективного позиционирования на рынке образовательных услуг.

2.Содержание практики (описание практики).

Наше дошкольное учреждение не молодое, с сорокалетними традициями.  Приступая   в 2013 году к формированию бренд-платформы учреждения, поставили перед собой следующую цель: совершенствовать в Учреждении систему интегративного образования                        в соответствии   ФГОС ДО, через инновационную деятельность, реализующую право каждого ребенка на качественное дошкольное образование и полноценное развитие в период дошкольного детства, успешную их социализацию и самореализацию.

Инклюзивное образование.

Работая по данному направлению Учреждение создаёт надежный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство. Обеспечивая тем самым равный доступ к образованию всех воспитанников дошкольного учреждения, учитывая при этом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого воспитанника. Инновационные методы воздействия в деятельности педагогов становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, и помогают достижению максимально возможных успехов                          в преодолении трудностей детей. Результатами правильно выстроенной работы по данному направлению является положительная динамика освоения адаптированной образовательной программы (с 2015 по 2020 от 73% до 98%) и активное участие воспитанников в конкурсах различного уровня (81% воспитанник ОВЗ занимает призовые места).

Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет.

Дошкольное учреждение, уже на протяжении 20 лет формирует группу для детей                         в возрасте с двух до трёх лет. А с 2018 года и для детей в возрасте с одного года                                 до двух лет. Одним из желаний создать такую группу явилось наличие запроса родителей                        и отсутствием в дошкольных учреждениях города на тот момент таких групп.  Организуя данные группы, мы в первую очередь перестроили предметно-пространственную развивающую среду, обучили 5 педагогов на курсах повышения квалификации. Положительные результаты в работе групп раннего возраста, даёт тесное сотрудничество                      с родителями, использование приёмов развивающего обучения, индивидуального подхода                      к детям.

Финансовая грамотность дошкольника.

В 2018 году дошкольное учреждение заинтересовалось данным направлением работы, и в том же году была разработана на основе парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: первые шаги в мир финансовой грамотности», программа дошкольного учреждения «Первые шаги в мир финансовой грамотности». В 2019 году руководитель учреждения совместно с воспитателем посетили I региональный форм «Финансовая грамотность для всех». В том же году 4 педагога прошили курсы повышения квалификации. Работа дошкольного учреждения по данному направлению положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.                                                                                      

С 2017 года в Учреждении реализуется программа «Социокультурные истоки». Для реализации программы были созданы функциональные центры: «Центр традиционной народной культуры «Горница», «Галерее искусств», «Музей народного края «Наши истоки», «Уголок родной природы», «Музей «Истрия родной куклы», «Центр народной игры «Золотые ворота», «Выставочный центр детского рисунка». Осуществляемая в дошкольном учреждении деятельность, направленная   на формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, представляет собой целостный воспитательно-образовательный и творческий процесс, который способствует формированию и развитию гармонично-развитой личности ребёнка.

Шахматное образование дошкольника.

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. И поэтому на базе нашего дошкольного учреждения с 2012 года ведётся дополнительная платная образовательная услуга «Шахматы для самых маленьких». А 2018 года данное направление включено в вариативную часть основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №1 «Сказка». В Учреждении шахматным образованием охвачены воспитанники   в возрасте от 6 до 7 лет  (54 ребёнка). Опыт работы по шахматному образованию представлен на городской педагогической конференции.

Организация работы с одарёнными детьми.

Одним из приоритетных и инновационных направлений нашего дошкольного учреждения, является создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных детей через основную образовательную программу дошкольного образования                                            и дополнительное образование. Работу с детьми имеющие способности мы назвали «Краткосрочные образовательные практики по выбору» - практико-ориентированная образовательная деятельность. Возраст воспитанников от 5 до 7 лет, наполняемость группы не более 12 человек, время проведения – академический час – 30 минут, 1 раз в неделю, вторая половина дня 16.00-16.30. Работа по данному направлению позволяет создать социальную ситуацию развития ребенка и выстроить его индивидуальный путь развития через приобретение новых умений и навыков.

Летний оздоровительный отдых.

Вот уже с 2014 года на базе Учреждения организовывается лагерь, с дневным пребыванием детей работающий по программе «Страна чудес». Летний лагерь открывает свои двери не только для выпускников нашего дошкольного учреждения, но и для выпускников других детских садов нашего города. При зачислении приоритет отдаётся детям группы риска, малообеспеченным, многодетным семьям.  Помимо мероприятий, проведенных в детском саду, дети посещают городской Дворец искусств, где смотрят мультфильмы и принимают участие в игровых программах. Организация летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе дошкольных учреждений одно из успешных практик оздоровления и занятости детей 7 – 8 лет.

Дополнительные платные образовательные услуги.

Дополнительные образовательные услуги   это и важнейшая составляющая муниципального образовательного процесса, в котором пересекаются интересы родителей, самих ребят.  Они обеспечивают свободный выбор видов и сфер деятельности, ориентацию           на личностные интересы, потребности, способности, формируют умение анализировать ситуацию, ставить цель. Поэтому наш коллектив выбрал данное приоритетное направления                 в рамках формирования бренд-платформы. Данное направление реализуется в двух направлениях:

1 направление «Одарённый ребёнок». В рамках направления реализуются программы платных дополнительных образовательных услуг: «Шахматы для самых маленьких», «Ритмическая мозаика», «Сказочные лабиринты игры», «Английский язык и дошкольник», «Цветные ладошки», Театрализация в детском саду», «Играя, учимся читать».

2 направление – «Здоровье ребёнка в наших руках». В рамках данного направления реализуется программа «Здоровье с детства».

3.Результаты практики.

Чтобы представить восприятие бренд-платформы МАДОУ №1 «Сказка» как участниками образовательного процесса, так и общественностью, можно выделить следующие результаты работы.

 1.По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности, по мнению ИРО в 2017 году и Общественного совета в 2018 году, МАДОУ   №1 «Сказка» стало организацией-лидером, среди образовательных учреждений города Мегиона.  

    2.И с 2014 года первое в округе включено в реестр летнего оздоровительного отдыха                                на территории ХМАО-Югры среди дошкольных учреждений.

3.Результатами внедрения программы по духовно-нравственному воспитанию «Откроем                           к сердцу дверь» стало транслирование педагогами дошкольного учреждения результатов своей работы по данному направлению.  Ежегодно педагоги становятся лауреатами и призерами городских конкурсов «Рождественские чтения», «За нравственный подвиг учителю».          

4.Начиная с 2013 года, ансамбль «Ручеёк» МАДОУ №1 «Сказка», становятся ежегодными победителями городского конкурса «Играй свирель».                          

5.С 2007 года, принимая участие в «Губернаторских состязаниях», а с 2016 в спортивном   ориентировании, воспитанники учреждения ежегодно входят в четверку или тройку лучших.  6.С момента внедрения в дошкольном учреждении шахматного образования (2017 год), воспитанники принимают участие в городском конкурсе «Маленькая ладья» и занимают призовые места. Педагог учреждения имеет 2 категорию судейства пот шахматам, а в 2019 году воспитанник учреждения единственный из дошкольников города, получил 3 разряд                                  по шахматам.

7.Три педагога дошкольного учреждения являются руководителями городских методических объединений: по шахматному образованию, музыкальному развитию и младшему возрасту.

8.С 2020 года музыкальный руководитель дошкольного учреждения является экспертом                      по аттестации педагогических работников ХМАО - Югры.

9.В 2020 году дошкольное учреждение стало победителем Всероссийского    открытого смотра-конкурса «Детский сад года 2020».      

            В результате формирования и продвижения бренд-платформы мы приобрели:

-родителей-сторонников, заинтересованных в получении качественных образовательных услуг и готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами;

-заинтересованных сотрудников, уверенных в том, что они работают в стабильном коллективе;

-осведомлённое социальное окружение о качестве оказываемых услуг, социальной значимости и ценности деятельности дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список, используемых источников

 

  1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  2. Беляева, И. В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами / И. В. Беляева //Справочник старшего воспитателя. – 2008. - № 12.
  3. Голицина, Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ / Н. С. Голицина. – М.: Скрипторий 2003, 2006. – 80 с.
  4. Справочник старшего воспитателя / авт.-сост. Н. А. Кочетова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 301 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное образование как ресурс развития личности ребенка

Развитие личности ребенка в условиях модернизации дошкольного воспитания...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

Выступление "Экологическое образование для устойчивого развития воспитанников образовательной организации"

Дошкольное детство - это сензитивный период развития личности: позитивно запечатлённые в этом возрасте природа и бережное отношение к ней пройдут с человеком по жизни и будут способствовать формирован...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО»

Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО», МБОУ Лесногородская СОШ Дошкольное отделение Детский сад №12, 2021г.

Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...

Защита проекта " Цифровые образовательные ресурсы в дошкольном образовании как инструмент развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ"

Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов поо применению в работе современных образовательных технологий....