Система оценки качества деятельности педагогов в соответствии с ФГОС ДО
материал

Чернухина Светлана Викторовна

Оценка качества образования, проводится в форме государственного лицензирования ОУ, контрольной и надзорной деятельности, аттестации кадров, мониторинга. Главным ориентиром рассматриваемой системы, является, прежде всего – оценка образовательных условий, а не результативность системы дошкольного образования, определяемой уровнем и динамикой детского развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenki_pedagogov.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учрждение

№1 «Сказка»

Система оценки качества деятельности педагогов  

в соответствии с ФГОС ДО

Мегион 2019

Актуальность.  Стратегическая цель государственной политики в образовательной сфере состоит в повышении доступности образования, организованного на высоком качественном уровне, в соответствии потребностями личности, требованиями инновационного экономического развития, современными потребностями общества.

Таким образом, процесс осуществления образовательной деятельности, ориентирован на личностный, государственный и общественный заказ. Непосредственно оценка качества образования в ДОУ, рассматривается в личностных, общественных, государственных интересах, и интересах самой системы образования.                

Нормативной основой всех инноваций в системе дошкольного образования, представлен  ФГОС ДО. Его приоритетной задачей,  является: обеспечить государственные гарантии качества и уровня образования, на основе системы требований к реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения.  

Качество системы дошкольного образования, рассматривается в виде характеристики системы дошкольного образования, посредством которого отражается степень соответствия достигаемых реальных образовательных результатов совокупности нормативных требований, личностным и социальным ожиданиям.

Оценка качества образования, проводится в форме государственного лицензирования ОУ, контрольной и надзорной деятельности, аттестации кадров, мониторинга.  

Главным ориентиром рассматриваемой системы, является, прежде всего – оценка образовательных условий, а не результативность системы дошкольного образования, определяемой уровнем и динамикой детского развития.  

Критерии качества представлены:

–федеральными государственными образовательными стандартами к содержанию образования;

-профессиональной педагогической компетентностью с точки зрения особенностей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком;

–организацией в ДОУ пространственной предметно-развивающей среды.  

1.Нормативные документы, лежащие в основе системы оценки деятельности педагогов ДОУ

Деятельность педагогов ДОУ, оценивается на основе положения о системе оценки деятельности педагогических работников ДОУ, являющегося  локальным актом, разработанным на основе нормативно

-правовых документов  системы образования:  ФЗ Закон № 273 от  29.12.2012                        «Об образовании в Российской Федерации»;                                                                                            

-ФГОС ДО, утвержденного Приказом № 1155 от 17.10.2013Минобрнауки России;  -Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;

-Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

-Постановление № 164 от 11.03.2011 Правительства РФ «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;

-Приказ № 1014 от 30.08.2013 Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрированного под № 30038 26.09.2013 в Минюсте России);

-СанПиН  2.4.1.3049 - 13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных  учреждений», от 13.05.2013г.  

-Устав МАДОУ №1 «Сказка»;

-Положение о системе оплаты труда работников МАДОУ №1 «Сказка».;

-Основная образовательная программа МАДОУ №1 «Сказка».

2.Принципы системы оценки качества образования

дошкольного учреждения

Принципы системы оценки качества образования дошкольного учреждения соответствие качества образования требованиям ФГОС ДО;  

-принцип достоверности, объективности, системности и полноты информации о качественном уровне образования;

-принцип прозрачности, открытости процедур оценки качественного уровня образования; преемственности в политике образования, интеграции в систему оценки качества образования на общероссийском уровне;

-принцип доступной информации о качестве и состоянии образования для разных групп потребителей;

-принцип рефлексивности, который реализуется посредством включения педагогов                         в проведение критериального самоанализа, с самооценкой своей деятельности опираясь                      на объективные показатели и критерии; повышения потенциала самооценки, внутренней оценки, самоанализа педагога;

-принцип оптимальности при использовании источников первичных данных с целью выделения показателей эффективности и качества образования (учитывая возможность их многократного применения);

-принцип технологичности и инструментальности показателей (учитывая существующие возможности сбора данных, методик измерений, анализа данных и их интерпретации,                с подготовленностью потребителей к их восприятию);

-принцип минимизации показателей, учитывая потребности различные уровни управления; сопоставимость системных показателей с аналогами на муниципальном                    и региональном уровне;

-принцип взаимного дополнения процедур оценки, с установлением взаимосвязей                          и взаимозависимостей между ними;

-принцип соблюдения моральных и этических норм при оценке качества образования в Ддошкольном учреждении.

3. Обоснованность критериев оценки деятельности педагогов                              дошкольного учрежднеия

При разработке критериев оценки деятельности педагогов дошкольного учрждения, следует учитывать, что в них не должны входить показатели деятельности, которые относятся непосредственно к должностным обязанностям педагогов дошкольного учрждения, так как за них начисляется и выплачивается заработная плата. Выполнение разных видов деятельности и работ, не выходящих за рамки должностных обязанностей, но несущих в себе элементы новизны и инноваций напротив подлежит стимулированию                 в виде дополнительных выплат к заработной плате.

Цель - создание единой системы диагностики и контроля состояния образования                  в дошкольном учрждении, обеспечивающей определение факторов, влияющих                           на качество образования и своевременное выявление его изменений; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений администрацией дошкольного учреждения.

Задачи: 

-получение объективной информации о функционировании и развитии образовательного процесса в дошкольном учреждении, тенденциях изменения и причинах оказывающих влияние на динамику качества образования;

-оперативное выявление соответствия качества деятельности педагогических работников в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

-формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных.

Таким образом, в критерии оценки деятельности педагогов дошкольного учрждения включаются следующие критерии, отражающие профессиональные качества личности педагога: 

-показатель эффективности и регулярности использования современных педагогических технологий (+1);

-показатель системного использования ИКТ в образовательном процессе (+1);

-показатель авторского подхода в построении и обновлении предметнопространственной среды группы (+5);

-показатель разработки и внедрения дидактических и методических материалов: планирования, конспектов, проектов, сценариев, игр, пособий (+5);

-показатель вклада в решение кадровой проблемы дошкольного учрждения, представленный замещением (+1);

-показатель эффективности реализации педагогических рекомендаций специалистов (+3); -показатель эффективности обеспечения посещаемости воспитанников группы (от +1 до +5);

-показатель за непрерывную трудовую и профессиональную деятельность (отсутствие больничных листов) (+5);

-показатель выполнения должностной инструкции (+5);

-показатель выполнения инструкции по охране труда (+5);

-показатель детского травматизма (-10);  

-показатель невыполнения правил внутреннего распорядка (-5);

-показатель корректности в отношении к сотрудникам коллектива, воспитанникам, родителям (-+10).

Критерии, личного вклада педагога в повышение качества образования:

 -показатели участия в педагогических, методических советах, методических объединениях, семинарах, конференциях, конкурсах:

  • на уровне дошкольного учрждения (+2);
  • на муниципальном уровне (+10);
  • на региональном уровне (+10);
  • на федеральном уровне (+10);

-показатель размещения и публикация педагогом своих разработок на сайте дошкольного учрждения, в интернете, в СМИ (+5);

-показатель активности участия в театрализованной деятельности дошкольного учрждения (+5);

-показатель проведения открытых мероприятий с детьми:

  • для коллег(+5),
  • для родителей(+5);

-показатель активности участия в общественной жизни дошкольного учрждения (+5).

Критерии инновационной деятельности педагогов:

-показатель эффективности участия в реализации инновационного проекта  дошкольного учрждения (+5).

Критерии организации взаимодействия с родителями:

-показатель эффективности взаимодействия с родителями:  

  • использование новых форм взаимодействия и информирования, наличие положительных отзывов родителей в СМИ, на сайте дошкольного учрждения (+3);
  • создание информационного поля для родителей(-5);
  • показатель наличия обоснованных жалоб со стороны родителей(-10).

Критерии результативность профессиональной деятельности:

-показатель участия воспитанников в соревнованиях(+1), конкурсах(+1), выставках(+1);

-показатель результативности (призовые места) участия воспитанников в соревнованиях, конкурсах, выставках:  

  • на уровне дошкольного учреждения(+2);  
  • на муниципальном уровне(+10);  
  • на региональном уровне(+10);  
  • на федеральном уровне(+15).

3.Формы и методы оценки деятельности педагогов дошкольного учрждения используемых в работе

В качестве источника данных для оценки деятельности педагогов дошкольного учрждения:

-изучаются представленные материалы самоанализа, нормативно правовая документация;

-анализируется программное, учебно-методическое обеспечение направленности, которая заявлена в образовательной программе;

-проводится наблюдение за профессиональной деятельностью педагога;

-исследуется развивающая предметно пространственная предметно среда, а также условия, обеспечивающие максимальное удовлетворение родительских и детских запросов;

-анализируется планирование, результаты диагностики.

4. План мониторинга деятельности педагогов дошкольного учрждения

 и шкала оценок

Важное условие объективности мониторинга деятельности педагогов дошкольного учрждения представлено систематичностью и регулярностью процедур сбора                            и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учрждения. Мониторинг деятельности педагогов целесообразно проводить ежемесячно, ежеквартально и 1 раз в год.

В качестве шкалы оценок рассматривается заполненный экспертный лист результатов комплексной оценки:

Экспертный лист результатов комплексной оценки

Критерий

Показатель

Метод исследования показателя

Оценка (в баллах)

1

2

3

4

5

Обработка и анализ суммированных бальных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из критериев                     по формуле:

 S (к) = Б (п) + Б (п) + … + Б (п), К (п) где Б (п) - балл по показателю;

 К (п) -  количество показателей;

 S (к) – средний балл по критерию.

Низкий уровень 15-20 баллов - педагог-исполнитель, с характерным отсутствием потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следованием стереотипам, методическим рекомендациям не учитывая меняющиеся условия, особенности воспитанников, потребности их родителей, социальный заказ общества,                    с ориентацией на репродуктивные формы процесса образования.

Средний конструктивный (эвристический) уровень – 20-25 баллов, характеризующий педагога, как  личностно-ориентированного практика,                                     с самостоятельными суждениями, но с недостаточностью доказательной аргументацией, использующего в своей деятельности аналитические навыки, методы диагностики, современные средства обучения и воспитания. Воспитателем среднего уровня                             в большинстве случаев реализуется дифференцированный подход, с учетом потребностей родителей, координированием своей профессиональной деятельности в соответствии                    с социальным заказом общества.

Высокий исследовательский (креативный) уровень -  от 25 до 30 баллов, характеризующий педагога, как  мастера-компетентного исследователя, осознанно выбирающего инновационные методы, средства и формы образовательного процесса, самостоятельно разрабатывающего педагогические методики и технологии, с хорошим владением доказательной научной аргументацией, придерживающимся своих педагогических принципов и реализацией их на практике. Прогнозирующий развитие воспитанников, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, осуществляющий педагогическое просвещение родителей, взаимодействующий                             с представителями социальных институтов.

4.1. Включение в мониторинг деятельности педагогов

дошкольного    учрждения самооценки воспитателя своей деятельности

Самоанализ педагогической деятельностиэто скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся педагогом со своими действиями.

Самоанализ дает возможность:

-формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности воспитанников;

-развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

-формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

-формировать педагогическое самосознание педагога, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий                       и конечным результатом.

Карта самооценки степени соответствия профессиональных компетенций воспитателя

Ф.И.О, должность  _____________

Образование  __________________

Стаж педагогической деятельности ____________________

Квалификационная категория _________________________          

1.В области специфики дошкольного образования.

Знать:

-особенности организации работы со своими воспитанниками;

-общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;

-владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного                              и личностного развития детей.

2. В области организации образовательной деятельности воспитанников. 

Уметь: 

-планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми                           в соответствии с ФГОС ДО;

-планировать и корректировать образовательные задачи (совместно со специалистами)                    с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

-организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями;

-организовать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности.

3.В области оценки возможных достижений воспитанников.

Владеть:

-методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ;

-осуществлять последующую образовательную деятельность ребенка с учетом уровня его развития.

4.В области обеспечения безопасной и комфортной образовательной среды.

Уметь:  

-проектировать ППРС в соответствии с ООП ДОУ и требованиями ФГОС ДО;

-организовать ППРС в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков                            их развития.

5. В области в области психолого-педагогического просвещения родителей.

Уметь:

-выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей для решения образовательных задач;

-использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

-планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми                             в соответствии с ФГОС ДО.

6. В области ИКТ- технологий.

Владеть:

-ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализаци                 и и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

7. В области личностного саморазвития.

Уметь:

-рассматривать ситуацию с точки зрения коллег и достигать взаимопонимания;

-соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

Анализ: Оценка производится по всем параметрам путем самооценки своей профессиональной деятельности, определяя степень соответствия профессиональных компетенций профессиональному стандарту «Педагог», воспитатель использует 3-х бальную шкалу:

0 баллов -  компетенция не проявляется;

1 баллов - компетенция не выражена;

2 балл - компетенция слабо выражена;

3 балла - компетенция явно выражена.

Сильные строны

Слабые стороны

Ресурсы (чем владею, могу поделиться)

После получения результата педагог составляет план профессионального личностного развития:

Ф.И.О, должность  _____________

Образование  __________________

Стаж педагогической деятельности ____________________

Квалификационная категория _________________________          

Дефицит

Формы работы

Результат

4.2. Включение в мониторинг оценки родителей деятельности педагогов

При проведении мониторинга деятельности педагогов дошкольного учрждения, следует учитывать степень удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного учрждения, так как для решения проблемы повышения качественного уровня дошкольного образования в дошкольном учрждении требуется комплексный                      и системный подход к его оценке.  

В данном случае речь идет о корректном отношении воспитателя к родителям,                    их включенности в образовательный процесс, положительных отзывах родителей                         о профессиональной деятельности воспитателя, с отсутствием жалоб с их стороны.

Анкета «Удовлетворённость родителей деятельностью воспитателя группы»

            1.Вы получаете информацию:

а) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка

 да                                                 нет                                                      не знаю

б) о режиме работы дошкольного учреждения  (часах работы, праздниках, нерабочих днях)  

да                                                 нет                                                       не знаю

в) о питании (меню)  

да                                                 нет                                                       не знаю

2.Воспитатель обсуждает с родителями вопросы, касающиеся пребывания ребенка в дошкольном учреждении (дисциплина, питание, гигиенические процедуры и т. п.)  

           да                                                 нет                                                        не знаю

3.Вы получаете информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка и т. п. (информационный стенд, устные сообщения сотрудников)  

да                                                 нет                                                      не знаю

4.Вас информируют о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках в еде и т. д.  

да                                                 нет                                                      не знаю

5.Вы имеете возможность обсудить с сотрудниками ДОУ успехи детей на совместных собраниях (не реже раза в год)

 да                                                нет                                                      не знаю

6.Вас удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т. д.), которые получает ваш ребенок в группе ДОУ  

да                                                 нет                                                      не знаю

7.Уверены ли вы, что вашему ребенку нравится посещать группу, в которой работает этот воспитатель?

да                                                 нет                                                      не знаю

8.Вы чувствуете, что воспитатель дошкольного учреждения доброжелательно относится к вам и вашему ребенку

да                                                 нет                                                      не знаю

9.Довольны ли вы в целом работой воспитателя (если нет, то что именно вас не устраивает в деятельности педагога)

 да                                                 нет                                                      не знаю

5. Учет полученных результатов оценки деятельности педагогов дошкольного учрждения и устранение недостатков

Оформленные данные мониторинга деятельности педагогов дошкольного учрждения,  хранятся в методическом кабинете в портфолио педагога, в котором собраны также данные о результатах, достигнутых педагогом в различных видах деятельности (учебной, воспитательной, социальной, творческой, коммуникативной).  

По сути, портфолио представлено альтернативной формой оценки результативности и профессионализма деятельности педагога.                                                                                                                                      Следует отметить, что при выраженности низкого уровня результативности                                       и профессионализма педагога методистом разрабатывается индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий для педагога, с определением сроков выполнения.

Направление

Корректирующее действие и мероприятие

Сроки

Отметка о выполнении

Заключение

Комплексной оценкой качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного учреждения предусмотрен ряд составляющих:

-методы;

-компоненты и этапы оценки; характерные особенности их взаимосвязи между собой                     и непосредственно с деятельностью в целом.

Посредством применения модели комплексной оценки, создаются предпосылки для выявления педагогом проблем имеющихся в его деятельности, стимулируется его стремление к повышению качества профессиональной деятельности и уровня профессионализма.  

При реализации комплекса корректирующих мероприятий и действий на основе результатов оценки профессиональной деятельности педагогов, в конечном итоге достигается результат, с целью достижения которого разработана модель (высокий уровень качества профессиональной деятельности педагогов, с удовлетворением потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса).

При этом в качестве ключевых ориентиров, которые определяют качество современной системы дошкольного образования, выступают:  

-удовлетворение на высоком уровне потребности семьи и воспитанника в услугах дошкольного учрждения;  

-гармоничное и благополучное развитие ребенка в дошкольном учрждении;  

-сохранение здоровья воспитанников дошкольного учрждения и его коррекция при необходимости;

-выбор учреждением определенной образовательной программы с ее научнометодическим обеспечением.

Список литературы

1. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. - М.: Учитель, 2013. - 78 с.

 2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ.                             // Управление ДОУ. - 2010. - №3. с. 82 - 85.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы.                     - М.: Перспектива, 2010. - 290 с.

4. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ. - М., 2009. - 144 с.

5. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Рн Дону. - М., 2012. - 380 с.

6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.

 7. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 296 с.

 

Состав рабочей группы

по реализации внутренеей системы оценки  качества педагогов (ВСОКП)

1.Саитова Елена Васильевнена – заместитель заведующего.

2.Чернухина Светлана Викторовна – страший воспитатель.

3.Булыгина Светлан Александровна – музыкальный руковолитель.

4.Латыпова Лиля Салаватбатыровна – учитель-логопед.

5.Ивашкина Татьяна Александровна – воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ

Система оценки индивидуального развития детей в соответствиис ФГОС ДО...

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ Педагогический мониторинг

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУТаблицы педагогического мониторинга на все возрастные группы детского садаСводная таблица педагогического мониторинга ДОУ...

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО

В Мониторинге содержатся карты наблюдения пол всем возрастам по программе "От рождения до школы"...

Статья "Актуальные вопросы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО"

В статье раскрывается актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования. Понятие качества образования рассматривается с позиции участников образовательных отношений, проводится сравнительн...

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической ди...

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО...

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО

Система оценивания образовательных достижений: В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), ...