Консультация для воспитателей "Физическое воспитание детей раннего возраста"
методическая разработка

Торопчина Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ranniy_vozrast.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для воспитателей

«Физическое воспитание детей раннего возраста»

Знание закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития ребенка.

Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по- прежнему мало учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.

В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит

от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям детей возможностям детей, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.

        Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - это период формирования целенаправленных движений, появления новых разнообразных движений (базовых, спортивных, игровых), существенного роста двигательной активности ребенка.

Двигательные реакции ребенка являются интегральной формой адаптации к внешней среде, и резкое увеличение количества самостоятельных действий ребенка в этом возрасте служит основой его познавательной активности. Растет длительность динамических нагрузок, повышается выносливость к ним, изменяется характер взаимодействия работающих мышц: формируется баланс мышц-сгибателей и разгибателей. Однако движения еще не очень точны и не устойчивы.

        Совершенствуется ходьба, появляется бег, прыжки, но структура этих движений вариативна. Ребенок выглядит неуклюжим, но ходьба очень ему нравится, особенно новые ее виды — по лестнице, в горку, с горки и т.п.

Освоение новых движений требует хорошей ориентировки в пространстве. Ребенок учится двигаться в пространстве, и активное участие в этом процессе принимают движения глаз и головы. Наблюдая за действиями окружающих (детей и взрослых) и подражая им, ребенок учится выполнять новые движения. Все большую роль в процессе выполнения движений начинает играть речевая инструкция взрослых и собственная речь ребенка.

        Период раннего возраста (1-3 года) в психолого-педагогической литературе рассматривается как базисная основа всего последующего развития. На первом году жизни важно обеспечить интимно-личностное, позитивно — эмоциональное общение, способствующее формированию начала доверия к окружающему миру. Игрушки и пособия должны побуждать к ориентированно-исследовательским действиям и сенсорной активности, формировать ручные умения—притягивание, захват, схватывание, манипулирование.

        Двигательная деятельность детей, организованная педагогами в детском саду, составляет всего 2,8%. Ребенок в большей степени удовлетворяет свою потребность в движениях в самостоятельной двигательной деятельности. Отсюда следует, что очень важно правильно организовать самостоятельную деятельность детей, где бы они полностью удовлетворили свою потребность в движениях. Для этого необходимо выделить площадь для игры и обеспечить детей разнообразным игровым материалом, побуждающим их к движениям. Это всевозможные каталки, машины, коляски, мячи разных размеров, обручи, дорожки разной ширины, окраски, ящики для влезания, вылезания, пеньки, скамейки, лестницы, кубы и т.д.

        При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что

основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Планирование занятий по физической культуре осуществляется в виде календарно-тематического плана на год и плана – конспекта на занятие.

        Занятия с детьми раннего возраста целесообразно проводить еженедельно, по 2 занятия (по 10 мин.) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. С детьми до полутора лет лучше всего заниматься перед первым сном или между первым и вторым. С более старшими, от полутора лет, занятие проводится в первой половине дня, когда дети младшей подгруппы спят, или сразу после дневного сна, до полдника.

        По возможности заниматься лучше в зале, где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая нагрузка.

        Чтобы научить малышей лучше ориентироваться в пределах комнаты, зала, где будет проводиться занятие, можно в центре постелить ковер или длинную ковровую дорожку, вокруг которой дети ходят, бегают. На самом ковре (дорожке проводятся упражнения общеразвивающие и для развития основных видов движений.

        С детьми от года до полутора лет занятия физическими упражнениями проводятся по подгруппам из 2—4 человек, а с детьми от полутора до двух лет — по подгруппам из 5—7 человек.

        В занятия с детьми от года до полутора лет включаются общеразвивающие упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа), основные движения и подвижная игра.

        Общеразвивающие упражнения выполняются всей подгруппой. Педагог делает их вместе с детьми и поясняет, как нужно действовать.

        Также необходимо создавать на занятии ситуации, чтобы дети могли сами подбирать способ действия в зависимости от конкретных условий:

  • не показывая движения, предложить бросить мяч вверх через обруч, расположенный горизонтально к полу;
  • дать ребенку задание бросить мячи вдаль, в зависимости от их величины он сам найдет удобный способ выполнить действие. Чтобы ребенок научился самостоятельно выполнять движения на занятии, необходимо продолжать расширять его двигательный опыт;
  •  учить все известные ему двигательные действия выполнять на одном пособии — по гимнастической скамейке можно ходить, преодолевать препятствия; ползать, лежа на животе и подтягиваясь на руках, можно перелезать через гимнастическую скамейку и пролезать под ней, прокатывать по скамейке мячи разной величины;
  • учить выполнять с одним предметом разные движения — через обруч пролезают, по дорожке из обручей прыгают, его вращают, стоя на одном месте, обруч катят, перехватывая ободок, и т.д.;
  • объединять разные пособия в комплексы для выполнения одного или нескольких движений;
  • учить ребенка ставить перед собой задачу. При бросании мяча в вертикальную цель спросить малыша, в кружок какого цвета он хочет бросить мяч. Он может назвать цвет или показать выбранный кружочек. Это и есть поставленная ребенком задача. Задание выполнено, спросите, попал ли его мяч в выбранный кружочек. Так развивается у ребенка способность удерживать в памяти поставленную задачу и соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.

Инструктор по ФЗК: Торопчина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание детей раннего возраста в семье"

Предлагаю материал своего коллеги, воспитателя I младшей группы, Борововой Ирины Ивановны. Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Консультация "Сказка в воспитании детей раннего возраста"

Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несёт огромный запас знаний прежних поколений. Именно она оказывает ненавязчивое влияние на формирование мышления ребёнка, впитывая информацию через ...

Консультация для родителей "Воспитание детей раннего возраста в семье"

quot;Семья - это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро"....