Способы взаимодействия с родительской общественностью в дошкольном образовательном учреждении
статья

чорная людмила станиславовна

Рассматриваются проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в работе с родителями учащихся младшего школьного возраста. Представлен опыт педагога по организации педагогического взаимодействия с родителями, проектированию и проведению родительских собраний и групповых встреч.

Ключевые слова: работа с родителями, родительское собрание, интерактивные формы работы, педагогическое взаимодействие с родителями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы взаимодействия с родительской общественностью в дошкольном образовательном учреждении

Изменения, происходящие сегодня в сфере школьного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Достижение этой цели во многом зависит от согласованности действий родителей и педагогов. Ведь это две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого ребенка, роль которых невозможно преувеличить. Проблема взаимодействия школы и семьи является одной из самых актуальных. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в школе, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Семья является для каждого человека частью его личного счастья. Если ребенок растет в семье, где царят любовь и взаимоуважение, он чувствует себя частью чего-то значительного, развивается как личность.                                                                                                            Современные семьи зачастую    существуют в непростых  условиях.    Из-за падения материального благосостояния, повышенной эмоциональной нагрузки, стрессов, которые ежедневно обрушиваются на родителей, растет число разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличивается количество семей неполных и имеющих одного ребенка. Утрачиваются связи между поколениями, ребенок не имеет возможность общаться, а значит, получать необходимый жизненный опыт, со старшими членами семьи, бабушками и дедушками, не говоря уже о представителях более старшего поколения. Следовательно, без квалифицированной помощи со стороны педагогов, школьных психологов современной семье не обойтись. Только в процессе взаимодействия учителей и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Его смысл заключается в создании условий        для нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной и, конечно, счастливой.                                                                                                              Результат обучения и воспитания детей тогда достигнет высокого        уровня,        когда будет        существовать         единство        трех составляющих: учитель, родитель и ребёнок. Если второе звено выпадает, то результата достигнуть очень непросто. Об этом писал В.А. Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье» [1]. Не стоит забывать и о просветительской работе. Родительству нужно учиться! знаниями психологии и педагогики. Или же, обладая теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, не могут применить их на практике. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям наладить общение с ребенком.

Профессионалы в своих сферах деятельности, родители не всегда обладают необходимыми    знаниями психологии и педагогики. Или же, обладая теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, не могут применить их на практике. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям наладить общение с ребенком. Свою работу с семьями учащихся организую на основе следующих принципов:

-        параллельность воздействия учителя и семьи на детей,

-        просветительская работа с родителями,

        -        организация совместной деятельности взрослых и детей в гимназии и семье.

                               

Цель работы: найти эффективные формы и методы взаимодействия с родителями гимназистов, способствующие повышению их активности как участников образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели работаю над решением следующих задач:

  • установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого ученика;
  • работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;

-обогащать знания родителей об особенностях развития и становления детей младшего школьного возраста;

  • применять интерактивные формы работы с родителями;

-создать педагогическую копилку разработок мероприятий с семьями моих учеников.

В работе с родителями использую индивидуальные, групповые и коллективные формы взаимодействия.

Индивидуальные консультации, беседы помогают создать доверительные, партнерские отношения между педагогом и родителем. Учитель и родители всегда смотрят на ребенка по-разному, но это не должно мешать нам объединиться, чтобы совместными усилиями выстроить образовательный маршрут ученика, определить единую стратегию в воспитании. Инициатором этого сближения, конечно же, должен стать педагог, демонстрируя, насколько важен для него даже самый маленький успех каждого своего воспитанника. Сообщение в процессе общения с родителями только негативной информации о поступках ребенка, его неудовлетворительных отметках по предметам, может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут невозможным. Скорее всего, родители начнут жалеть своего ребёнка, защищать перед учителем, оправдывая его поведения всяческими способами. Главная задача педагога на первом этапе общения с родителями – переставить акценты, что повлечет за собой установление доверительно-деловых отношений.

Это будет невозможно без обмена информацией. Это задача второго этапа общения. От педагога родители могут получить неожиданные и полезные знания о сыне или дочери, которые не могли бы получить в семье (например, данные исследований, которые проводят педагоги-психологи, результаты педагогического наблюдения за деятельностью ребенка на уроке, поведением в общении со сверстниками). При этом педагог может сообщить о своих затруднениях, попросить у родителей совета, как поступить в той или иной ситуации. Все это помогает формировать установку на сотрудничество.

На третьем этапе общения, когда родители открыты и готовы к сотрудничеству, учитель получает возможность глубже проникнуть в проблемы семьи, возникающие в ходе воспитания ребенка. Если педагогу удалось завоевать авторитет в глазах родителей, то они делятся с ним информацией о проявлении не только положительных, но и отрицательных сторон характера ребенка. Учитель может вызвать у родителей потребность в исследовании школьника, желание прибегнуть к помощи специалистов (психологов, медицинских работников). Такие совместные исследования личности ребенка, выработка согласованного

взгляда на его воспитание возможны на заключительном этапе общения. В результате и учитель, и родители корректируют свои воспитательные позиции, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. Групповые встречи (тематические консультации, обмен опытом, мини лектории) направлены на работу с небольшой родительской аудиторией, объединенной общими интересами или проблемами. Тематические консультации проводятся раз в четверть или чаще, в случае необходимости, привлекаю для этого других учителей-предметников, педагога-психолога.

Родители имеют возможность задать вопросы по содержанию учебного предмета, получить информацию об особенностях оценивания, о требованиях, предъявляемых к уровню знаний учащихся. Проводятся встречи, посвященные особенностям развития, поведения мальчиков и девочек; встречи с отцами учащихся. На них приглашаются специалисты-эксперты (педагог-психолог, врач-педиатр), которые могут дать родителям практические советы, ответы на интересующие их вопросы, помочь разобраться в ситуациях. Иногда проходят групповые встречи с родителями, если есть необходимость разобраться в конфликтной ситуации, сложившейся между учащимися. При проведении придерживаюсь семи правил, которые описал Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» [4], нацеливаю на это всех участников беседы.

Правила урегулирования конфликтов:

  1. «Снимем маски»: участники конфликта должны быть предельно искренны, не скрывать свои истинные мотивы.
  2. «Выявляем подлинную проблему»: необходимо выявить реальную причину конфликта, очистить ее от шелухи различных наслоений.
  3. «Отказываемся от установки: «Победить любой ценой».
  4. «Находим несколько возможных решений». В любом конфликте возможно несколько вариантов решения. Необходимо обсудить все, чтобы было из чего выбирать.
  5. «Оцениваем варианты и выбираем лучший». Необходимо выбрать не только самый конструктивный вариант, но и самый приемлемый для всех сторон конфликта.
  6. «Говорим так, чтобы нас услышали». Главным инструментом улаживания конфликта является общение сторон. Общаться надо так, чтобы быть услышанными, а также слышать и понимать другого.
  7. «Признаем и бережем ценность отношений». Сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла.

Коллективная форма работы с родителями наиболее ярко проявляется при проведении родительских   собраний.   Это   одна   из   универсальных   форм   взаимодействия   учителя с родителями учащихся, пропаганды психолого-педагогических знаний. Это школа повышения родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, способ формирования общественного мнения в родительском коллективе.

В гимназии существуют следующие виды родительских собраний: по уровню организации – общегимназические, классные;

по содержанию – информационные, организационные, тематические, ситуационные, трёхсторонние конференции, тематические консультации.

Общегимназические родительские собрания проводятся по инициативе администрации гимназии с целью обсуждения общих вопросов организации образовательного процесса        в классах одной параллели, уровня образования; безопасности жизнедеятельности учащихся; локальных нормативных актов, регламентирующих образовательный процесс в гимназии [6]. Классные родительские собрания провожу в соответствии с планом работы с классным коллективом на текущий учебный год или по предложению родительского комитета класса или других участников образовательных отношений. В нашей гимназии был проведен опрос родителей учащихся и классных руководителей с целью выявления их отношения к родительским собраниям вообще и к тому, как они организованы в гимназии в частности. Были выявлены основные проблемы, с которыми педагогам приходится сталкиваться при организации и проведении родительских собраний:

1.Преобладание информационных и организационных родительских собраний. 2.Пассивная роль родителей в определении тематики родительских собраний. 3.Низкий уровень организации родительских собраний.

  1. Использование        репродуктивных        форм        организации        деятельности        родителей на родительских собраниях.
  2. Основная роль родителя на собрании - пассивный слушатель.

С подобными проблемами сталкиваются педагоги различных образовательных учреждений. Современные родители подчас с большой неохотой посещают подобные мероприятия, так как перегружены работой, испытывают дефицит времени, которое предпочитают провести в семье, посвятив себя быту, общению с родными, отдыху. Часто родители во время собрания испытывают напряжение от предчувствия того, что сейчас при всех об их ребенке скажут что-нибудь нелестное, или будут расхваливать чужих детей, успехи которых им совсем безразличны.

Все эти возможные риски необходимо учитывать классному руководителю, занимаясь проектированием родительского собрания, чтобы превратить его в инструмент конструктивного и позитивного взаимодействия родителей и педагогов в интересах детей.

Если собрание носит информационный и организационный характер, его можно проводить не только очно, но и в режиме WEB-конференции (онлайн, офлайн). Это экономит время и родителей, и педагогов, помогает привлечь к диалогу наибольшее количество участников, даже если они находятся в другом городе или даже стране. Исключить из повестки родительского собрания вопросы успеваемости и организационные моменты, решать их посредством многосторонних конференций (учитель-родитель-ученик- специалист-администратор) и мессенджеров. Предоставлять родителям право выбора статуса участия в родительском собрании (организатор, участник, слушатель). График родительских собраний класса на учебный год (проектное, информационное, просветительское, проблемное, итоговое) составлять с участием родителей класса на первом организационном собрании в сентябре, привлекать родительскую общественность к выбору тем для обсуждения.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, классный руководитель может предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится на обсуждение. Необходимо заранее продумать оформление классного кабинета – подобрать литературу для родителей по теме, подготовить полезные рекомендации.

Не менее важно выбрать форму проведения классного собрания. Это может быть собрание-беседа, собрание-лекция, собрание-дискуссия, круглый стол, семинар-практикум, собрание-тренинг, собрание организационно-деятельностная игра, педагогическая мастерская, собрание-соревнование, собрание-презентация, устный журнал, вечер вопросов и ответов, гостиная, дискуссионный клуб, комбинированная форма и др. Плохо, когда на собрании родители выполняют роль пассивных слушателей. Чтобы избежать этого, родители вовлекаются в интерактивную деятельность: мозговой штурм, дискуссию, деловые и ролевые игры, работу в малых группах, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).      Все упражнения, которые можно применять на разных этапах родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном этапе изучения теоретической информации,

рефлексивном)        обобщила

в        методической        разработке

«Конструктор

методических

приемов,        позволяющих

повысить        эффективность

проведения

родительского

собрания».

Конструктор методических приёмов, позволяющих повысить эффективность родительского собрания.

  1. Мотивационный этап: использование метафор, разгадывание кроссенса, демонстрация мультикаплиционных фильмов, роликов, снятых по мотивам притч.
  2. Диагностический этап: анкетирование родителей
  3. Основной этап-изучение теоретической информации: обсуждение проблемных ситуаций, «ассоциации», «вредные советы», «портрет ребёнка»,  «скорая помощь»
  4. Рефлексивный этап: «портфельчик с полезностями», квилт.

Привожу фрагмент родительского собрания общесадовского, с привлечением специалистов как учреждения так и социальных партнёров: учителей средней школы на тему «Влияние стиля воспитания на                                           формирование личности ребенка» [5].

Форма проведения: круглый стол

Цель: формирование у родителей третьеклассников представления о влиянии стиля воспитания в семье на становление личности ребёнка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями разных стилей воспитания.
  2. Организовать обсуждение положительных и отрицательных сторон каждого из стилей.
  3. Способствовать поиску оптимального стиля воспитания.
  4. Применить на практике полученные знания, участвуя в обсуждении конкретных жизненных ситуаций.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с цитатами, листы для групповой работы, анкеты обратной связи.

Ход собрания

  1. Мотивационный этап

Упражнение «Приветствие». Классный руководитель приветствует родителей и предлагает продолжить, фразу «Здравствуйте! Сегодня я желаю всем…»

Работа с цитатами известных людей. Педагог предлагает в течении минуты ознакомиться с высказываниями о воспитании детей известных общественных деятелей. Высказаться, как относятся к содержанию прочитанного.

  • Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. Бенджамин Франклин.
  • Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании. Жан Поль
  • Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению. Жан-Жак Руссо
  • Воспитание есть дело авторитета и уважения. Сэмюэл Смайлс [2]

Резюмируя сказанное, классный руководитель отмечает, что то, какое воспитание в детстве получил человек, в будущем во многом определит его характер, а значит и судьбу.

Формулируется    тема    родительского    собрания    «Влияние    стиля    воспитания на формирование личности ребенка».

  1. Основной этап – изучение теоретической информации

Мини-лекция на тему «Стили воспитания». Учитель с опорой на презентационные материалы знакомит родительскую аудиторию с особенностями разных стилей воспитания.

Демократический (авторитетный). Родитель осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Либеральный. Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода? В каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

Попустительский. Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому. Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Мозговой штурм. В круге обсуждаем плюсы и минусы каждого стиля воспитания.

Последствия каждого типа воспитания.

Демократический стиль. При этом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: высокая самооценка, умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки; инициативность и целеустремленность; способность договариваться, находить компромиссные решения.

Авторитарный стиль. В таких семьях возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты: развитие слабой жизненной позиции или деспотической личности.

Либеральный стиль. Возможны следующие варианты развития личности: неспособность к близости, сопереживанию, безучастность или личность «без тормозов» и «без запретов».

Попустительский стиль. Возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы. Case - study. Родители объединяются в группы (5-6 человек). Педагог предлагает в течение 10 минут обсудить варианты поведения родителей с разным стилем воспитания, столкнувшихся    с   ситуацией:   ребенок-третьеклассник   все   свободное   время   проводит с гаджетами; это стало причиной повышенной раздражительности, конфликтности ребенка; классный руководитель сообщает о падении успеваемости. Дать практические рекомендации родителям, как поступить в этой ситуации, составить «Советы бывалых родителей».                                                                                                    У родителей получились следующие рекомендации:

  1. На личном примере показывать ребенку, что не стоит все свободное время проводить с телефоном или планшетом.
  2. Привлекать детей к совместной деятельности (походы в кино, прогулки в парке, занятия спортом, общие семейные увлечения).
  3. Установить на гаджете ребенка приложение, регламентирующее доступ к сети Интернет.
  4. Ввести систему нематериальных поощрений за успехи в учебе (поездки, экскурсии и т.д.)
  5. Фильтровать        игры,        в которые  играет ребенок на        телефоне, планшете. Устанавливать приложения с обучающим и развивающим контентом.
  6. 3. Рефлексивный этап                                                                                                 

В завершении собрания классный руководитель предлагает родителям поделиться впечатлениями, ответить на вопросы анкеты:

  • Что больше всего запомнилось, что было интересным на собрании?
  • Была ли полученная информация полезной?
  • Как собираетесь использовать эту информацию?                                                                                          Приведенный фрагмент родительского собрания демонстрирует эффективность работы с родителями с помощью интерактивных методов. Благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве, родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации. Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности учителя. На сегодняшний день могу с уверенностью утверждать, что в моей педагогической практике она занимает одно из ключевых мест, носит системный характер. Могу говорить об определенных результатах, которые она приносит: родители        из «наблюдателей» стали моими партнерами, единомышленниками, активными участниками и организаторами не только классных собраний, но и гимназических и классных праздников, образовательных событий. Все это увеличивает эффективность образовательного и воспитательного процесса.

         Список литературы

  1. Афоризмы,    цитаты,     высказывания,     изречения.     Электронный     доступ:

http://refdb.ru/look/2304119.html (дата обращения: 10.09.2019).

  1. В мире мудрых мыслей Василия Александровича Сухомлинского: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов / науч. ред. Г. В. Рындак ; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». – Оренбург        :        

Изд-во        ОГПУ,        2019.        –        URL: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/sb_ped_k_2018.pdf (дата обращения: 10.09.2019).

  1. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа в школе: пособие для учителей / под ред.: Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. – М. : Просвещение, 2004. – 176 с.
  2. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. – Санкт-Петербург: Питер, 1997. – 160с.

  1. «Омские родители и дети». Открытый социально-образовательный портал. – URL: http://rid-omsk.irooo.ru/programma-dlya-roditelej-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1-4-klass/335- shkola-dlya-roditelej-konspekty-sobranij-s-1-po-4-klass-1-chetvert(дата обращения: 10.09.2019).
  2. Саляхова, Л. И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника, 1-4 классы. – М. : Глобус, 2007. – 367 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия с родителями воспитанников и дошкольного образовательного учреждения.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и мет...

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Система самоуправления в образовательном учреждении – необходимое и важное звено в системе государственно-общественного управления образованием, комплекс форм, методов, приемов, позволяющих вовле...

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и ро...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС

Проблема педагогического взаимодействия актуальна в наше время, от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Воспитывая ребенка дошкольного возраста средствами музыки,...

Реализация инклюзивного образования во взаимодействии специалистов с воспитателями в дошкольном образовательном учреждении.

Будущее в настоящем, так можно сказать о современных реалиях образования двадцать первого века, а именно об инклюзивном образовании. С нововведением ФГОС одной из приоритетных сфер образования являетс...

Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Тезисы на тему: "Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями" были написа...

Структура государственного - общественного управления дошкольного образовательного учреждения

Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач восп...