"Волшебный мир сказок"
проект (старшая группа)

Парусова Светлана Николаевна

«ВОЛШЕНЫЙ МИР СКАЗОК» - это познавательно – исследовательский долгосрочный проект  совместной деятельности  учителя-логопеда и воспитателей старшей группы №5 (ЗПР)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mir_skazok.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова,  31  тел. 246-47-79

Познавательно – исследовательский долгосрочный проект

        совместной деятельности  учителя-логопеда и воспитателей старшей группы №5 (ЗПР)

«ВОЛШЕНЫЙ МИР СКАЗОК»

воспитатели:

Парусова Светлана Николаевна,

учитель – логопед:

 Воронова Татьяна Викторовна

Г.Красноярск

Познавательно - исследовательский проект

«Волшебный мир камней»

Авторы проекта совместной деятельности: воспитатели: Кичатова Татьяна Фёдоровна, Парусова Светлана Николаевна, учитель – логопед: Воронова Татьяна Викторовна МАДОУ Детский сад №322 «Морозко», г. Красноярск, Красноярского края. 

Вид: Познавательно-исследовательский

Участники: дети с ЗПР, учитель- логопед, воспитатели, родители.

Возраст детей: старший дошкольный возраст 5-7 лет

Срок: долгосрочный (октябрь 2023 – май 2024)

Описание: предлагаем вашему вниманию проект «Волшебный мир сказок», который характеризуется познавательно - исследовательским, игровым, творчески деятельным, направленным на формирование коммуникативных навыков,  активизацию речевого словаря, развитию нравственно-духовных качеств ребенка, развитию его эмоциональной сферы.

Постановка проблемы: 

В  нашем современном мире традиции народа и нравственные правила  семьи отошли на второй план. Еще недавно мамы и бабушки  рассказывали своим маленьким детям сказки, и этим самым они воспитывали их и развивали.  К сожалению, современные дети, воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми, заменяя эмоциональное общение, выполнением различных заданий из развивающих тетрадей.

Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей, что влечет за собой как нарушение речи, так и задержку психического развития. Анкетирование родителей и опрос детей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не знают название сказок. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Поэтому мы решили организовать познавательно-исследовательский проект  «Волшебный мир сказок». 

Актуальность:

В настоящее время значительно снизился интерес старших дошкольников с ЗПР и их родителей к чтению художественной литературы, в частности сказок. Дети затрудняются назвать любимые сказки, их героев. Сообщают, что родители не читают им на ночь. Это негативно влияет на развитие детей, снижается их познавательная и речевая активность.

 Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными.

Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Сказки развивают  все психические процессы развития ребенка:  фантазию, мышление, внимание,  память и речь.  Почти все  дети  любят повторять троекратные  фразы  из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и   небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, творческих способностей и  развивает речь дошкольника.

По средствам сказки, опираясь на тематическое планирование в детском саду, можно в интересной для ребенка форме изучать основные понятия, с которыми дошкольник встречается при изучении той или иной темы.

Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Цель проекта: создание условий для воспитания, обучения и развития детей, путем приобщения к сказкам, при взаимодействии всех участников воспитательно - образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагогов в нашем проекте является: тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагогов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательно-исследовательское  развитие дошкольника с ЗПР.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: 

  • Расширение знаний детей о сказках;  учить узнавать и называть сказку, ее сюжет, ее героев, их диалоги.
  •  Обогащение речи, активизация словаря детей, развитие грамматического строя речи, навыков диалогической, монологической речи.
  • Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, пересказывать небольшие сказки.
  • Расширение кругозора. Систематизация представлений о предметах: их свойствах и качествах; о взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умений делать выводы.

Развивающие задачи:

  • Развитие  у детей художественно – речевых исполнительских способностей выразительности, эмоциональности исполнения, умений применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки, героя.
  • Развитие познавательных способностей ребенка, любознательность, творческое воображение, внимание, память, фантазию; визуальное, слуховое, сенсорное восприятие. 
  • Развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деятельности.
  • Развитие художественно – эстетических способностей в творческих работах.
  • Развитие  мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие совместной творческой деятельности детей и родителей.
  • Развитие способности детей видеть хорошее и плохое в сказках и жизни, умения делать правильный выбор. 
  • Развитие самооценки ребенка.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием.
  •  воспитание духовно – нравственных качеств (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие).
  •   воспитание трудолюбия, усидчивости и аккуратности, бережного отношения к труду  других людей.
  •   воспитание в детях доброго отношения к своим близким и родным, окружающем детям, взрослым.
  • воспитание в детях интереса к живому слову,  любви к истории культуры своей страны.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и развитии детей.

Практическая значимость:

  • Повышение качества образовательного процесса по речевому и художественно-эстетическому воспитанию через организацию непосредственно образовательной деятельности, совместной, познавательной, творческой деятельности детей, педагогов и родителей;
  • Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды (п.3.3. ФГОС ДО) для обобщения материала по художественно эстетическому воспитанию у дошкольников;
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей через проектную деятельность, конкурсы, выставки; укрепление связи семьи и ДОУ;
  • Накопление педагогического материала для для театрализованной деятельности.

Планируемые результаты:

  • Получение детьми знаний о сказках, как жанре художественной литературы.
  • Оформление выставки совместных творческих работ родителей с детьми.
  • Изготовление деталей костюмов и декораций для драматизации сказок.
  • Драматизации сказок.
  • Проявление интереса у детей с ЗПР к участию в совместных подвижно-дидактических развивающих играх.
  • Активное участие детей при создании индивидуальной композиции в рисунке к сказкам.
  • Повышение у детей речевой активности.

Продукты проекта:

  • Пополнение книжного уголка сказками.
  • Выставка работ руками родителей и детей на тему: «Мой любимый сказочный герой».
  • Кукольные театры.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:

Работа с детьми:

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного театра (педагогом).

Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.

Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить речь, внимание, память, воображение, творческое способности.

Работа с родителями:

  • Беседы с родителями.
  • Консультации для родителей.
  • Оформление уголка для родителей по данной теме.

Принципы реализации проекта:

Содержание проекта строится на принципах:

1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

6. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

7. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

8. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

-Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.

-Анкетирование родителей

-Информация для родителей «Участвуем в проекте «Волшебный мир сказок»».

-Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

-Определение тематик бесед.

-Разработка содержания проекта: «Волшебный мир сказок»

-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

2 этап - основной(  ):

-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о сказках

- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

- Выполнение проекта.

3 этап - заключительный этап( ):

- Выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»

- Викторина «По дорогам сказок»

- Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»

-Развлечение «Русская народная сказка «Теремок»

-Презентация проекта

-Анализ результатов проекта.

Ожидаемые результаты:

· создается сказочно-игровое пространство "Сказочный мир", включающее в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, мини-музей филимоновской и дымковской игрушек;

· у детей сформируется представление о родной стране, о русских народных сказках; они понимают смысл слова "народные" сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.

· ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы. Отличается высокой степенью активности эмоционально-эстетического отношения и воображения;

· дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.

Интеграция образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность, театрализованная деятельность, труд, здоровье и физическая культура, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями детей.

Предполагаемый результат:

Дети:

Воспитанники научатся использовать полученные ими знания и представления в разных видах деятельности: игре, конструктивной и продуктивной деятельности.

Детьми приобретается навык овладения выразительной, правильной речи.

Дети смогут использовать свою развитую речь для выражения своих мыслей, желаний, эмоций.

У малышей развивается мелкая моторика, соответственно возрасту.

У дошколят формируется постоянное желание слушать сказки, формируется устойчивый интерес к народной сказке.

Дети научатся самостоятельно организовывать сюжетные игры и играть в них.

          Происходит развитие творческого потенциала культуры речи, познавательной активности ребенка через театрализованную деятельность.

Родители:

Активное участие родителей в образовательной деятельности ДОУ с позиции сотрудничества

Совместная деятельность родителей и детей в театрализованных постановках сказок.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

1. Развитие речи дошкольников.

2. Успешное овладение грамотной и связной речью.

3. Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.

4. Совершенствование звуковой стороны речи.

5. Становление и укрепление социально-образовательного партнерства с детьми с ЗПР.

6. Повышение культурного уровня дошкольников.

7. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.

 

Для педагогов:

1. Создание необходимых условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования.

2. Достижение целевых ориентиров дошкольного образования, направленных на объединение обучения и воспитания в образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей.

 

Для родителей:

1. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

2. Вовлечение в единое пространство предметно-развивающей среды.

3. Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.    

Реализация проекта по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие: знакомство со сказками, рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/игра «Хорошо-плохо», «Животные и их детёныши», «Что умеют делать звери», «Не забывай о товарищах». Показ настольного театра по сказке « Рукавичка».

Познавательное развитие: знакомство с героями сказок. «Беседа звери и  птицы », просмотр сказки «Гуси-лебеди»

 Художественно-эстетическое развитие: лепка «Лебедь на озере», пальчиковое рисование, театрализация сказки «Рукавичка».

Речевое развитие: беседа с детьми «Любимые герои из сказок», «Правила общения с книгой», загадки, Д/игра «Хорошо-плохо)

Физическое развитие: подвижные игры «Перелётные птицы», «Лиса в курятнике», «Найти себе пару», «Кошка и мышки», физкультминутка «Принеси мяч».

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, экран; перчаточные куклы- герои русских народных сказок, кукольные театры (перчаточный, на палочке, настольный) для драматизаций сказок; карандаши цветные, бумага для рисования, гуашь, стаканы с водой, салфетки, кисточки (по количеству детей); наборы цветной бумаги, клей-карандаш, ножницы (по количеству детей).

Пути реализации проекта:

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2. Оформление уголка «В гостях у сказки»

           3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок. 

Ресурсное обеспечение:

 

       Литература, сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам;

        Музыкальный центр;

        DVD плеер, телевизор;

        Атрибуты для настольного, пальчикового, кукольного театра, маски;

       Фонограммы русских народных песен;

        Аудиокниги.

По итогам работы:

В группе накоплен достаточный наглядный и демонстрационный материал для развития познавательных способностей и развития речи детей. Проект представляет собой ежедневную смену сказки в течение недели со сказочным персонажем «Колобок». За неделю мы погостили в таких сказках как: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок». Дети с радостью принимали участие в подвижных играх. Узнавали сказочных героев на картинках.

В своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводили театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность улучшает степень речевого развития детей. Развитие речи является центральной задачей воспитания детей.

  Акцент был сделан на театрализованную игру. Дети охотно участвовали в играх, театрализованных постановках. В течение  всего дня чередовались виды деятельности детей. Дети с удовольствием слушали сказки, стихи и рассказы.

Реализация нашей  работы не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы. Родители активно привлекались к участию в театрализованных постановках и изготовлению поделок «Персонажи любимых  сказок». По итогам работы оформлена выставка «Мой любимый сказочный герой», в которой дети и их родители принимали активное участие.

Вывод:

Проект показал, что  сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально чувственной сферы ребенка.

Проект показал, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.

Перспективы дальнейшего использования

В будущем нами планируется работать в том же направлении - развитие речи дошкольников, но только уже с использованием следующего общеизвестного метода - мнемотехники. Что даст плодотворные результаты в развитии речи наших воспитанников.

Список литературы:

 

1.                Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

2.                Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.  М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

3.                Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

4.                Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

5.                Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

6.                Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

7.       Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебная страна сказок"

Проект "Волшебная страна сказок" исследовательско-творческий, долгосрочный для детей средней группы...

Сценарий спортивного праздника в старшей группе "Волшебный мир сказок"

Сценарий спортивного праздника в старшей группе«Волшебный мир сказок»Задачи: ·         Закреплять имеющийся двигательный опыт  у детей  в о...

"Волшебная книга сказок"

Со сказками дети знакомятся с раннего детства. Дома и в детском саду взрослые читают им сказки....

Викторина "Волшебная страна сказок"

Викторина  для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей с использованием игры в формате PowerPoint...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: "Волшебная книга сказок"

Конспект НОД  по изобразительной деятельности в старшей группе.Тема: « Волшебная  книга  сказок »(рисование-фантазирование) Задачи:  Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость...

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...

Интегрированная НОД в младшей группе по мотивам русских народных сказок "Путешествие по волшебной стране сказок"

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры...