"Коммуникативная компетентность педагога. Отличие речевой коммуникации от речевого общения".
учебно-методический материал

        Французский писатель-гуманист Антуан де Сент-Экзюпери  утверждал, что человеческое общение –  самая большая роскошь.

        Однако в каких-то ситуациях – это роскошь, а в каких-то – необходимость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentnost_pedagoga.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Струкова Елена Александровна

                                                        воспитатель

                                                        МБДОУ д/с 68    

                                                        г. Белгород

                   Коммуникативная компетентность педагога.

               Отличие речевой коммуникации от речевого общения.

        Французский писатель-гуманист Антуан де Сент-Экзюпери  утверждал, что человеческое общение –  самая большая роскошь.

        Однако в каких-то ситуациях – это роскошь, а в каких-то – необходимость. Сфера педагогического труда, как известно, относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. При этом речь педагога зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи. По мнению психологов, в структуру педагогического труда входит более 200 разнообразных компонентов. И к числу  самых сложных компонентов относятся именно общение и речевая коммуникация.

Чем же общение отличается от коммуникации? Большая часть наших разговоров осуществляется в режиме общения. Однако  основной эффект от общения и его удачность мы оцениваем по результату –  доставило ли оно удовольствие, коммуникация же выстроена для другого – для получения ожидаемого результата.

 Чтобы воздействовать на личность ребенка, достичь эффективной коммуникации, педагогу, в первую очередь, необходимо суметь организовать весь детский коллектив, став его составной частью, при этом взаимоотношения внутри коллектива должны регулироваться великим чувством общности, чувством единого «мы». Именно сложности, возникшие в процессе общения, определяют как эффективность коммуникации, так и отношение дошкольников к педагогу, и, как результат,  отношение самого педагога к его работе.

     Коммуникативная компетентность педагога – практическое владение техниками и приемами, которые в системе «педагог - ребенок» позволяют осуществлять результативное направленное взаимодействие,  не разрушая эту систему.

Эффективная речевая коммуникация, являясь одним из основных средств развития и воспитания детей, в профессиональной деятельности становится эффективным педагогическим общением, т.е. тем, что доставляет удовольствие.

Коммуникативные отношения педагога и обучающихся обусловлены  их социальными ролями:

- педагог учит, развивает, воспитывает;

- ребенок учится, развивается, воспитывается.

Результативность труда педагога во многом зависит от его коммуникативной компетентности.  

В процессе общения педагога и детей возможны различные ситуации, в том числе и конфликтные. То, насколько эффективно будет разрешена проблемная ситуация, зависит от уровня психолого-педагогических знаний педагога, его коммуникативной компетентности.

В технологии эффективной речевой коммуникации существует ряд  приемов, способствующих установлению  такого контакта:

    1. Прием «имя собственное». При взаимодействии с детьми не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека всегда осознаваемое им чувство приятного.
     2. Прием «зеркало отношений». Лицо – это «зеркало отношений»,
и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе. Однако, это не значит, что педагог должен постоянно улыбаться.

      3. Прием «золотые слова»  – слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент – это комплимент на фоне антикомплимента себе.
     4. Прием «терпеливый слушатель»  – всегда при общении
с детьми педагог должен выступать в роли терпеливого
и внимательного слушателя.

      5. Мимика – один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для их выражения. Всегда найдутся дети
с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Чтобы неуравновешенные и склонные
к конфликтам дети проявляли себя более благоприятным образом,
с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта.

      9. Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые.
      Ничто так не придает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность  педагога, возмущенные выкрики, угрозы – все это принижает педагога в восприятии детей, делает их неприятными, но никак не сильными.

        Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы детских поведенческих реакций и формы поведения ребенка обусловлены и заимствованы из поведения взрослых,  в том числе и педагогов.

 

Список литературы

  1. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». «ЭКСМО»,2001. – 320 с.
  2. Деловые коммуникации / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: Юрайт, 2017. – 528с.
  3. Конушкина, А.О. Современные коммуникации: организационный подход / А.О. Конушкина, А.В. Федорова // Инновационная наука. – 2015. – № 3. – С.247–252.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

Речевое развитие и речевая коммуникация ребенка. Рекомендации психолога педагогам по самоанализу деятельности

В статье-консультации рассматриваются пункты самопроверки педагогов, даётся их содержательное наполнение...

Семинар – практикум «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

Цель семинара-практикума: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности....

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. Культура речевого общения педагога»

Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что ...