Инновационные подходы к организации воспитательно образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка

Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет по цепной реакции к улучшению профессиональной компетентности современного педагога, работающего в ДОО. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития воспитателей ДОО являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:







Инновационные подходы к организации

воспитательно-образовательного процесса

в условиях реализации ФГОС ДО


Воспитатель:

Царегородцева Надежда Адамовна

Брянск 2023 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

#1058;еоретические аспекты организации инновационной деятельности в ДОО..4

#1054;рганизация инновационной деятельности…………………………………...6

#1048;нновационная деятельность в ДОО………………………………………...10

Инновации в работе с педагогическими кадрами…………………………11

Инновации в работе с воспитанниками…………………………………….13

#1047;аключение……………………………………………………………………..22

#1057;писок литературы…………………………………………………………….23













ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и профессионального стандарта педагога, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно - методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Актуальность темы обусловлена тем, что весомой частью государственной образовательной политики в России является модернизация системы дошкольного образования на основе принципов демократизации, гуманизации, индивидуализации педагогического процесса. Поэтому, одной из задач обеспечения обновления содержания и качества дошкольного образования является перевод системы дошкольного образования в режим инновационного развития, трансформации научных идей, современных инновационных технологий в практику, обеспечение инновационной деятельности дошкольных образовательных организациях.

Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет по цепной реакции к улучшению профессиональной компетентности современного педагога, работающего в ДОО. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития воспитателей ДОО являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Процесс изучения, апробации и внедрения инновационных технологий в управлении развитием дошкольной образовательной организацией (ДОО), в свою очередь модернизирует качество образования и существенно улучшает результаты образовательной деятельности.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО.

В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу. Поэтому основной задачей дошкольных педагогов является выбор методов и форм организации работы с детьми, оптимальных инновационных педагогических технологий, которые в большей мере соответствуют заявленной цели личностного развития воспитанников.

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое.

Технология - набор методов, используемых в любом деле.

Педагогическая технология - это набор психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и использование форм, методов обучения и воспитания, учебных инструментов; это организационно-методический инструмент для организации педагогического процесса.

Инновационные технологии в образовательном процессе - создание нового, ранее не существующего компонента.

Инновационный процесс - это создание, освоение и применение инноваций, которые гарантируют успех перехода традиционной системы образования на новое качественное состояние.

Инновации в дошкольном обучении предлагаются для понимания новых методов обучения, новых способов организации занятий, инноваций в организации образовательного контента, методы оценки образовательного результата. Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО.

Цель использования инноваций - создание условий для личностно-ориентированной образовательной среды в ДОО, позволяющей формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи:

- воспитывать социально - личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;

- стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

- научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Инновационная деятельность - комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Она включает в себя следующие инновации:

- взаимодействие всех участников образовательного процесса;

-условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения;

-достижение более эффективных результатов деятельности

Инновационная деятельность - процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка. Повышение качества образования достигается через инновационные педагогические технологии обучения детей.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководящим составом на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Например, коллектив хочет изменить организацию работы с детьми, используя новую технологию, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Для этого руководящий состав приобретает литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т.д.

Однако нередко дошкольные учреждения берутся за введение новых технологий, не отдавая себе отчета в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Руководящий состав должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководящий состав выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как Вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:

- считаю бесполезным;

- есть сомнения в необходимости использования;

- есть сомнения в возможности применения;

- есть интерес;

- есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;

- затрудняюсь ответить;

- свой ответ.

Важно, чтобы цели, которые ставит руководящий состав ДОО, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Руководители должны учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Знание руководящего состава своего коллектива, его сильных и слабых сторон, всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.

Вот несколько позиций, по которым руководитель может оценивать педагога в коллективе:

- степень ответственного отношения к делу;

- мотив педагогической деятельности: призвание - старание - случайность;

-приоритеты в организации работы: поиск нового - набор известных приемов;

- отношение детей: любовь - уважение - боязнь;

- отношение родителей: уважение - неприятие - «никакое»;

- отношение коллектива: стремление к лидеру - ровное - отчуждение;

- воспитанность: тактичность - низкая культура - конфликтность;

- позиция на педсоветах, совещаниях:

активен - участвует – отмалчивается;

- степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) - после уговоров – иногда;

- моральные правила: принципиальность - невмешательство - игра в «правду»;

- коммуникабельность: открытость - сдержанность - «все в себе».

Данная система оценки является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации инновационной деятельности в коллективе.

В свою очередь предъявляются требования к руководящему составу детского сада, планирующему инновационную деятельность.

Он должен:

- уметь отличать реально выполнимые цели от недостижимых;

- быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;

- твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;

- уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;

- иметь в коллективе группу единомышленников;

- мыслить категориями успеха.

Важное заключается в умении руководящего состава выделить проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

- что мы имеем, каких результатов достигли;

- что нас не удовлетворяет в работе;

- что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и какие результаты хотим получить.

Планирование и организацию необходимо сделать более гибкими и позволяющими приобщить к делу каждого сотрудника, активно включить в педагогический процесс. Педагогам, родителям предлагается внести свои предложения в планируемую инновационную деятельность.

Вводится режим самоконтроля, самооценки и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами:

- психологи наблюдают за психическим развитием детей;

- старший воспитатель, медицинская сестра - за здоровьем детей и их физическим развитием;

- логопед, дефектолог - за результатами коррекционной работы и т.д.

Существуют и проблемы внедрения инноваций в дошкольное образование:

- отсутствие или недостаток ресурсов (дидактические, материальные, технические, информационные);

- негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с сохранением стереотипов образовательной деятельности в ДОО;

- нежелание совместной работы в условиях инноваций (возникает между молодыми и педагогами с большим стажем работы);

- отсутствие или недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;

- отсутствие системы стимулирования инновационных педагогических навыков;

- отсутствие конкретных методов контроля эффективности инновационного процесса.

Какие бы проблемы не возникали при внедрении современных инноваций, они все равно внедряются, так как сегодняшний образовательный процесс невозможен без использования новшеств.

Среди инноваций стоит отметить современные образовательные технологии, используемые в практике дошкольных образовательных учреждений:

- здоровье сберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- технологии исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология портфолио дошкольника и воспитателя;

- игровая технология;

- технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач).

3. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО

Инновационная деятельность в ДОО осуществляется в двух направлениях:

- инновации в работе с педагогическими кадрами;

- инновации в содержании образования (использование эффективных педагогических технологий).

Целью инноваций в работе с педагогическими кадрами является обеспечение активного участия педагогов ДОУ в методической работе. Это способствует совершенствованию системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОО через формы инновационной методической работы:

- семинары-практикумы и творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов;

- пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами;

- игровое моделирование, деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которого принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию;

- проблемные ситуации;

- групповая дискуссия, или мозговая атака;

- тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений;

- методы самообразовательной работы.

Использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОО указанных форм и методов обучения обеспечивают практико - ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании. Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Так как современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

Педагогический ринг ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

- общая эрудиция;

- профессиональные знания, умения, навыки;

- умение выйти из затруднительного положения.

Дискуссия - это обсуждение - спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. В педагогическом опыте получили распространение свернутые формы дискуссий, к которым относится круглый стол. Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОО, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, «Дошкольная образовательная организация - какой ей быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?», «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны?».

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Педагогические ситуации - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.

Эффективной формой является проведение выставки - ярмарки педагогических идей. Она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально - личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер-класс. Его цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Участие в конкурсах Муниципального, регионального и Федерального уровней.

Лаборатория педагогического мастерства: открытые просмотры НОД, мастер-классы.

Площадка успешности педагога - публикации на сайте ДОО, , INFOUROK, создание собственных страничек: консультации для родителей, творческие отчеты. Педагоги ДОУ имеют собственные сайты, постоянно пополняемые методическими разработками.

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

Инновации в работе с воспитанниками.

Каждый педагог является создателем той или иной инновационной технологии, даже если он занимается заимствованием, путем интеграции нескольких известных технологий или адаптации инновационной технологии к конкретным условиям образовательного процесса ДОО. Использование в работе инновационных технологий невозможно без творчества. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, когнитивный процесс в его развивающемся состоянии всегда будет основным ориентиром.

Большую роль в инновационной деятельности отводится работе с воспитанниками.

Рассмотрим вкратце сущность каждой технологии, что они из себя представляют и какие цели преследуют.

Здоровье сберегающие технологии

Цель здоровье сберегающих технологий - предоставление ребенку возможности сохранять здоровье, развивать необходимые знания и навыки для формирования основ ведения здорового образа жизни.

Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

Формами работы являются недели здоровья, спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, гимнастика пробуждения, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки, совместные мероприятия с родителями.

Технологии проектной деятельности.

Цель технологии проектной деятельности - развивать и обогащать общественный и личный опыт путем включения детей в сферу межличностного взаимодействия в процессе реализации какого-либо проекта. Педагоги, которые активно используют проектные технологии в воспитании и обучении дошкольников, единогласно отмечают, что организованная таким образом совместная деятельность позволяет им лучше узнать своих подопечных, а также проникать во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Проектирование заставляет самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий, требует постоянного творческого поиска пути решения проблем. Таким образом, метод проектов обеспечивает режим развития ДОО.

Классификация учебных проектов:

- игровые - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

- экскурсионные - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- повествовательные - при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;

- конструктивные, нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Технология исследовательской деятельности.

Цель исследований в детском саду - сформировать основные навыки детей дошкольного возраста к исследовательскому типу мышления. Исследования проводятся на различные интересующие детей темы с активным использованием опытно-экспериментальной деятельности, позволяющей ребенку лучше понять явления и процессы окружающей действительности. Нацелена на использование решения проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?..).

Коллекционирование так же способствует развитию познавательно - исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочитаем об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни…). Оформим альбом или выставку - познакомим с некоторыми оформительскими приёмами.

Моделирование - инновационная деятельность дошкольника. Как происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… - на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

-решение проблемных ситуаций;

- эвристические беседы;

- наблюдения;

- моделирование;

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия

Личностно-ориентированные технологии.

Личностно - ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей системы дошкольного образования, которая заключается в обеспечении комфортных условий в семье и ДОУ для реализации имеющихся природных потенциалов ребенка. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей предметно-пространственной среде, которая отвечает требованиям содержания новых образовательных программ, соответствующих ФГОС ДО.

Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга, положительный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

Игровые технологии являются основой всего дошкольного образования. В ФГОС ДО личность ребенка выносится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В данном контексте игры имеют много познавательных, обучающих функций. В саду часто используются всевозможные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология «ТРИЗ» (теорию решения изобретательских задач). Фокусируется на творчестве. ТРИЗ преподносит сложный материал в легкой и доступной форме для ребенка. Дети познают мир через сказки и повседневные ситуации.

Целью использования этой технологии в детском саду является развитие таких качеств мышления, как гибкость, мобильность, системность, диалектика; поисковая деятельность, стремление к новизне; речевое и творческое воображение.

Основная задача использования технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте - внушить ребенку радость и желание к творческим открытиям. Следует отметить, что использование проектных технологий не может существовать без использования технологии ТРИЗ. Поэтому при организации работы над творческим проектом дошкольникам предлагается проблемная задача, которая может быть решена путем исследования или проведения экспериментов

Основным критерием в работе с детьми с данной технологией является разборчивость и простота в представлении информации и упрощение в постановке сложной, на первый взгляд, ситуации. Перед использованием технологии ТРИЗ необходимо узнать детей поближе, их психологическое и интеллектуальные способности. Сказки, азартные игры, повседневные ситуации - это среда, благодаря которой ребенок учится применять решения ТРИЗ, проблемы, с которыми он сталкивается. По мере выявления противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя множество ресурсов. Часто педагог уже пользуется технологией ТРИЗ, даже не подозревая об этом. Действительно, это эмансипация мышления и способность идти к концу в решении поставленной задачи - суть творческой педагогики.

Технология портфолио дошкольника и воспитателя.

Цель использования данной технологии заключается в сборе всех достижений субъекта образовательного процесса в единое целое и представление таким образом тенденции результатов образования.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

- диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Но считаю, что компьютер не может (и не должен) вытеснить работу по развитию мелкой моторики, общение взрослого и ребёнка «глаза в глаза»

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

- идти в ногу со временем,

- стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,

- сформировать основы информационной культуры его личности,

- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Применение лэпбука.

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом - он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.

Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод - привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Инновационная деятельность - это комплекс практических действий, направленных на использование научно-технических результатов для получения новых или улучшение существующих изделий, технологий, методов управления. Инновационная деятельность организации предполагает применение инноваций (изменения внутри системы), экспериментальную проверку результативности и возможности использования инноваций в различных подразделениях. Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Общая цель инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.








Список литературы.

Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. - М.: Детство-Пресс, 2011.

Кудина Я. В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ.

Кудина Я.В. Инновационные тенденции развития системы образования: материалы VI Междунар. научно.- практической конференции.

Мазурчук Н. И. Инновационные образовательные теории и технологии.

Мазурчук Н.И. УрГПУ. - Екатеринбург, 2008.

Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. - М. Академия, 2012.

Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции.

Назарова Т.С. Педагогика. 2007



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....

Статья "Интерактивная доска, как средство повышения воспитательно-образовательного процесса в условии реализации ФГОС ДО".

Статья: "Интерактивная доска, как средство повышения воспитательно-образовательного процесса в условии реализации ФГОС ДО"....

Доклад на тему: «Модульное планирование воспитательно - образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДОУ во 2 младшей группе»

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает разл...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ОВЗ

ØВ целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС.ØС 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образователь...

КПК "Инновационные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

КПК "Инновационные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"...

Удостоверение.Курсы повышения квалификации. Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования

Курсы повышения квалификации Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, с  учетом внедрения подходов инклюзивного и специального к...

Удостоверение. Курсы повышения квалификации. Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, с учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования

Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, с  учетом внедрения подходов инклюзивного и специального коррекционного образования...