Консультация для педагогов. Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация

Карпова Анастасия Юрьевна

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_skazkoterapii.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что  родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе . Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

Сказкотерапия обеспечивает:

- развитие творческого (креативного) мышления ребенка;

- совершенствование вербального языка (ребенок учится формулировать свои мысли;

- развитие фантазии, воображения;

- развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно- следственных связей;

-развитие эмпатии и умения слушать.

Взрослому важно не только задавать вопросы, но и самому участвовать в обсуждении, не навязывая свою точку зрения.

Вот примерные вопросы, которые помогут начать вам беседу:

- как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? что в ней самое главное?

- кто из героев вам больше всего понравился (не понравился? почему?)

- как вы думаете, почему тот или иной герой совершает те или иные поступки?

- как вы думаете, что было бы, если бы герой не сделал такого поступка?

"Проигрывание" сказочных сюжетов позволяет развить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение.

Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают сказки, метафорический стиль которых наиболее доступен для их восприятия, чем обычная взрослая речь. В сказках просто и доходчиво объясняются различные аспекты жизни человека. Через сказки проходит знакомство ребенка с окружающим миром. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим собственным чувствам, им легче рефлексировать свои поступки, и осознавать причины своих волнений через сказочные образы.

Сказки помогают сформировать у ребенка соответствующее отношение к жизни и социально приемлемые модели поведения, способствуют зарождению интереса к своему внутреннему миру. 

Сказки способствуют формированию правильной речи, развитию всех познавательных процессов.

Творческая деятельность помогает ребенку развивать воображение и креативность, способствует развитию чувства ответственности и самоконтроля, формирует положительное отношении ребенка к своему «Я». В процессе творческой деятельности происходит самовыражение ребенка. Он учится понимать и выражать свои чувства и эмоции.

Если обратить внимание на детей, как они слушают сказки, как они переживают вместе с главными героями их горе и радость, поражение и победы, вы будете поражены, насколько они искренне увлечены процессом преодоления трудностей сказочными героями. Вы увидите и улыбки радости, и застывшие на личиках тревогу и страх, и сжатые кулачки, и напряженные либо расслабленные позы. Дети поджимают ножки, подаются вперед всем телом, издают соответствующие звуки, они полностью погружены в происходящие в сказке события и вместе с героями проходят этапы достижения поставленных целей.

В таких случаях именно Сказка и полное «детское» погружение в ее сюжет способны открыть давно запертые двери нашего подсознания, выявить конфликты и затруднения, расширить сознание и восстановить наше взаимодействие с окружающим миром.

Еще очень важно обращать внимание на голос. Голос-живет в теле, с его помощью мы даем знать этому миру о своем внутреннем состоянии, о своем продвижении, о своих намерениях и границах .

Сказкотерапия - самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.

Так чем же эффективна сказка при работе с детьми дошкольного возраста?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел фантазия. Это еще и особенная реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций.

Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком

• В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если вы чем-то сильно встревожены, торопитесь.

• Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой».

• Вы должны знать, насколько устойчиво внимание ребенка, как долго он способен продуктивно слушать.

• Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты.

• После прочтения сказки обсудите ее с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:

1. О чем сказка?

2. Что запомнилось больше всего?

3. Какие герои запомнились?

4. Что случилось с тем или иным персонажем?

5. Какие чувства возникали во время чтения?

6. Какое настроение после сказки?

7. Случается ли такое в жизни, по-настоящему?

8. Случались ли у тебя похожие ситуации?

9. Чему мы можем научиться у этой сказки?

10. Как можно применить полученные знания в жизни?

Воспитатель, использующей в своей работе сказкотерапию, должен хорошо представлять себе, с какими проблемами он встречается и какие сказки могут помочь ребенку в решении этих проблем. Зная проблематику, мы можем найти такой сказочный материал, который поможет ребенку опереться на что-то положительное в себе и только потом позаботиться о смягчении отрицательного. И сказка может стать для нас веселым и тактичным помощником в этом деле.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского  городского округа

«Детский сад № 28 общеразвивающего  вида»

Консультация для педагогов.

Использование элементов  сказкотерапии

в работе с детьми дошкольного возраста.

                 

        

        

г. Полевской

                                                                                 2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»

Биоэнергопластика  включат в себя три базовых понятия:«Био» - человек как биологический объект;«Энергия» - сила, необходимая для выполнения определённых действий;&la...

Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологии - мнемотехника.

Мастер – класс для педагогов по использованию вработе с детьми дошкольного возраста технологи -мнемотехника....

Консультация для педагогов "Синквейн в работе с детьми дошкольного возраста"

Последовательность работы с детьми по синквейн технологии ...

Консультация для педагогов «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает че...

Консультация для педагогов ДОУ "Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ."

Консультация для педагогов  "Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ." Данная консультация поможет начинающим педагогам сориентироваться в видах, формах и методах инди...