Тематическое планирование. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в первой младшей группе.
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Халимова Зулайхо Зайдулоевна

Польза пальчикового рисования в младшем возрасте

Рисование красками — увлекательный вид воспитывающих занятий. Родители, занимаясь подобной развивающей деятельностью вместе с малышом, устанавливают с ним психологический контакт и доверительные дружеские отношения.

Занятия рисованием — это не только развлечение.

В процессе работы над рисунком, ребенок:

  • Развивает моторику рук — что в свою очередь благотворно сказывается на абстрактном мышлении и развитии речи;
  • Узнает о существовании новых предметов, изучает способы взаимодействия с ними.
  • Получает представление о форме и цвете предметного мира вокруг него;
  • Работая с мелкими предметами, развивает координацию движений;
  • Получает большое количество положительных эмоций;
  • Развивает вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_dlya_malfshey_mir_krasok.docx413.56 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционная техника рисования

Составила: Халимова Зулайхо Зайдулоевна

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-02/1645408516_3-kartinkin-net-p-ladoshki-kartinki-6.jpg

 https://3.bp.blogspot.com/-0DpvQmhigoU/VyJqoMuhzDI/AAAAAAAAAdQ/TB3KlIrEZyEQUs7Q5XVUso3rp5j5RRFLwCKgB/w1200-h630-p-k-no-nu/2016-01-17%252B12.58.34.jpg 

Тематическое планирование

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в первой младшей группе

Как рисование пальчиками с ребенком влияет на его развитие, чем полезно?

- Чем раньше родители начнут заниматься развитием ребенка, тем легче ему будет даваться обучение в школе.

Занятия с маленькими детьми должны строиться соответственно их возрасту.

Обучать, играя, можно начинать с 1 года.

Идеально для этой цели подходят занятия пальчиковой живописью.


Польза пальчикового рисования в младшем возрасте

Рисование красками — увлекательный вид воспитывающих занятий. Родители, занимаясь подобной развивающей деятельностью вместе с малышом, устанавливают с ним психологический контакт и доверительные дружеские отношения.

Занятия рисованием — это не только развлечение.

В процессе работы над рисунком, ребенок:

  • Развивает моторику рук — что в свою очередь благотворно сказывается на абстрактном мышлении и развитии речи;
  • Узнает о существовании новых предметов, изучает способы взаимодействия с ними.
  • Получает представление о форме и цвете предметного мира вокруг него;
  • Работая с мелкими предметами, развивает координацию движений;
  • Получает большое количество положительных эмоций;
  • Развивает вкус.

Сентябрь

1.Бабочка

Педагог должен нарисовать тельце насекомого с усиками.

Задача ребенка — изобразить крылышки, приложив выкрашенные яркими красками и растопыренные ладоши к листу с противоположных сторон от тельца и перпендикулярно ему.

2. Солнышко

Педагог рисует солнечный шар с улыбкой и глазами.

 Задача ребёнка — сделать руками лучи солнца. Педагог намазывает на ладошку краску теплого оттенка: красного, оранжевого, желтого. Затем делает отпечаток с внешней стороны контура изображенного солнышка.

3. Рыбка

Отпечаток должен быть горизонтально направленным. Большой пальчик будет спинным плавником аквариумной рыбки, четыре остальных пальца — пышным хвостом, а середина кисти — телом. Когда рисунок подсохнет, останется подрисовать глазки и ротик на прилегающем к запястью участке отпечатка.

4. Птички

Отпечаток детской ладошки можно превратить в забавную птичку, например, снегиря, голубя, курочку, лебедя, фламинго, павлина, филина. Большой палец будет шеей птички, а четыре остальных пальчика — хвостом. Середина кисти — тело птички.

5.Гусеница

Ребенок обмазывает ладонь зеленой краской. Первый отпечаток он ставит на горизонтально направленном листе, затем еще три на перевернутом вверх тормашками. Далее нужно перевернуть бумагу обратно, после высыхания изображения подрисовать на первом отпечатке глаза и ротик, на следующих — ботиночки на лапках.

6. Краб

Педагог помогает воспитаннику нанести на обе ладони красную краску. Затем ребенок соединяет запястья, а растопыренные пальцы разворачивает в разные стороны, насколько это возможно анатомически. В таком положении прижимает руки к бумажному листу. Остается изобразить черные глазки внутри отпечатков больших пальцев и зеленые водоросли вокруг краба.

7. Петушок

Ребенок окрашивает большой палец и середину кисти в один цвет: это туловище и голова птицы. А каждый из четырех остальных пальчиков покрывает разной краской, имитируя разноцветный петушиный хвост. Затем, направив ладонь горизонтально, прикладывает к бумаге.

 В завершение педагог изображает клюв, высокий гребень, глаза и лапы птицы.

8. Ежик

Тело ежика коричневого цвета. Следовательно, такую краску нужно намазать на ладонь, затем приложить руку к бумаге пальцами вверх. Таким способом нужно наложить друг на друга 3–4 отпечатка, каждый раз немного сдвигая пальцы в сторону, чтобы получилось несколько близкорасположенных иголок. С левой стороны изображения необходимо пальцем или кисточкой подрисовать полуовал: это мордочка ежика. Когда рисунок подсохнет, изобразить глазик, нос, ушко.


Октябрь

1. Рисунок пальцами «Дождь»

Для выполнения этой работы достаточно одного синего или голубого цвета. В процессе занятия педагог показывает малышу, как изобразить падающие капли дождя при помощи пальцев.

2. Рисунок «Морковка»

Корнеплод педагог прорисовывают по шаблону, либо от руки.

Верхняя зеленая часть растения рисуется ладонью ребенка.

В процессе работы педагог проговаривает названия используемых цветов.

3.Тюльпаны

Это занятие обучает элементам аппликации и рисованию ладонями. 

Отпечатки ладони ребенка желтого и красного цвета изображают цветочные чашечки.

Стебли и листья цветка педагог вырезает из зеленой бумаги — и наклеивает вместе с ребенком.

4.Сова

Наклеить на лист бумаги тело совы, потом два глаза и клюв. И остается добавить ей крылышки – опечатки ладошек с яркой гуашью.

5. Уточка.

 Сомкнуть пальцы вместе, потому что у утки хвостик аккуратный, собранный в кучку. А на конце

большого пальца дорисовать овальную форму, это будет голова. Дорисовываем глаз, утиный клюв и лапки.

6. Рисование двумя ладошками

Птица с раскрытыми крыльями.

Если отпечатать сразу две ладошки (левую и правую), то можно сделать более интересные рисунки. Рисунок ладошками нужно дополнить только кружочком-головой и тремя мазками хвоста.

7. Лягушка

Покрыть ладошку густой зеленой краской.  Ждем, когда все высохнет, добавляем очертания ног черным маркером.

Еще до отпечатка на бумажный голубой фон нужно наклеить желтый овал листа кувшинки – и потом делать отпечаток поверх этого листа.

8.Цветок из ладошки

 Закрасить яркой краской ладошку дополнить длинной зеленой ножкой-стебельком и листочками – мы получим распустивший лепестки цветок. Остается рядом расположить солнце, бабочек и пчел. Пчелы – это отпечатки пальчиков.

Ноябрь

1. Рисование ладошками Кошки и собаки.

Нанести на ладонь чёрную краску. Дорисовать хвост и голову с ушами. Отлично будет смотреться, если голову вырезать из кусочка меха или бархатной бумаги

2. Собачка

Делаем отпечаток ладони белой гуашью на черную бумагу. Вырезаем. Добавляем овальную белую голову,

черные уши, нос и глаза.

3.Рыбка в аквариуме

 Вырезать из бумаги аквариумы, добавить в аквариум отпечаток ладошки – это будет рыбка

 Приклеиваем глаза, рисуем ротик. Из цветной бумаги доклеиваем пузыри, водоросли.  

Если ладошку покрасить полосками – то мы получится полосатая

Рыбка Нэмо из мультика.

4. «Горошинки на зонтике»

Техника: рисование пальчиками.

Цель; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.

5.  «Бусы для куклы». Техника: рисование пальчиками.

Цели:

1. Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски.

2. Учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке.

3. Создать радостное настроение – «подарить бусы маме».

6. «Осьминожки».

Техника: рисование ладошками и пальчиками.

Окунуть ладошку в тарелочку, вся ладошка должна поместиться в краске. Теперь этой ладошкой ставим печать на листочке. Перевернем листок пальчиками вниз. Глазки педагог рисует сам

7. Рисование ватными палочками (метод тычка)

Заполнение силуэта, обозначенного воспитателем на бумаге (яблоко, рыбка, бабочка, мишка, котёнок и пр.). Украшение различных бумажных форм: ложки, варежки, ёлочки, салфетки и пр. Дополнение дерева или просто веточки листочками, ягодками (рябина, мимоза и пр.), педагог при этом заранее рисует на основе ветку или ствол дерева. Рисование снега или дождя.

8. Оттиск поролоном

Ещё один простой материал для нетрадиционного рисования — поролон. Им можно не только тонировать листы бумаги, но и создавать различные образы.

Суть метода в том, что губка окунается в акварель, немного разбавленную водой, и прикладывается к основе. Таким способом получается расплывчатое изображение, с разводами и штрихами. Оно идеально подходит для создания определённых образов, например, животных с их мохнатой шкуркой. Для этого педагог предлагает малышам готовые силуэты, которые нужно раскрасить поролоном.

Декабрь

1. "Разноцветные клубочки"

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на яркие краски; учить наносить оттиски на лист, радоваться цветовым пятнам, воспитывать желание помочь другому.

Использование штампиков: Воспитатель показывает, как набирать краску штампиком- кружочком, ватными палочками, оставляет оттиски, показывает на мольберте, как можно рисовать оттиски клубочков, чтобы Даша не ругала котенка. Затем предлагает детям выполнить рисунок на своих листах бумаги. В процессе работы воспитатель оказывает помощь в рисовании, правильном использовании штампика.

Материал: штампики в виде круга, ватные палочки.

2. "Украсим матрешкам сарафан"

Цель: вызвать у детей желание участвовать в совместной деятельности. дорисовывать орнамент на сарафане матрешек; знакомить с русским народным творчеством; учить идентифицировать цвета, называть их; развивать чувство ритма; активизировать словарный запас; воспитывать желание помочь другому.

Использование штампиков: Воспитатель показывает, как набирать краску штампиком, оставляет оттиски, показывает, как можно украсить сарафан матрешки. Затем предлагает детям выполнить рисунок на своих листах бумаги. В процессе работы воспитатель оказывает помощь в рисовании, правильном использовании штампика.

Материал: штампики в виде цветов, точек, листочков.

3."Снежные комочки, большие и маленькие"

Цель: закреплять умение детей рисовать оттиски предметы круглой формы; учить правильным приемам закрашивания (не выходя за контур); учить повторять изображение, заполняя свободное пространство листа.

Использование штампиков: Воспитатель показывает, как набирать краску штампиком, оставляет оттиски, показывает на мольберте, как можно сделать оттиск штампиком большого или маленького круга. Затем предлагает детям выполнить рисунок на своих листах бумаги. В процессе работы воспитатель оказывает помощь в рисовании, правильном использовании штампика.

Материал: штампики в виде круга большие и маленькие, штампики поролоновые круглые.

4. "Ёлочка"

Цель: учить детей передавать в рисовании образ ёлочки, рисовать предметы, состоящие их различных по размеру треугольников, продолжать учить пользоваться красками и поролоновыми штампиками, прививать интерес к творческой деятельности.

Использование штампов: Воспитатель показывает, как набирать краску штампиком, оставляет оттиски, показывает на мольберте, как можно сделать оттиск штампиком большого или маленького треугольника. Затем предлагает детям выполнить рисунок на своих листах бумаги. В процессе работы воспитатель оказывает помощь в рисовании, правильном использовании штампика.

Материал: штампики в виде больших и маленьких поролоновых треугольников.

Январь

1.Рисование воздушным шариком

Материал:

Тарелка или блюдце для смешивания красок;

Слегка надутый шарик;

Бумага;

Вода;

Кисть.

В блюдце необходимо налить акварель по частям, или налить одну в другую для создания эффекта градиента. Далее следует обмакнуть округлое основание шарика в продукт и перенести отпечаток на бумагу. Изображение может быть любым – новогодние шарики, округлые животные, насекомые и рыбы. При помощи кисти, смоченной в воде, можно убирать излишки цветов, которые растеклись по альбому.

2. Рисование вилкой «Лучи солнца»

Понадобится набор одноразовой посуды – вилки и тарелки, а также набор для творчества и бумага. Принцип такого творчества прост – в цвет в тарелке окунается вилка, которой впоследствии необходимо делать отпечаток на бумаге. Очень важно окунать вилку в акварель основанием вниз.

3. Рисование вилкой «Иголки Ёжика» 

Педагог раздает воспитанникам шаблон, изображающий мордочку, лапки и контур туловища ежа. Задача детей — с помощью вилки, коричневой или серой гуаши подрисовать колючки зверьку. Важно объяснить маленьким художникам, что вилку нужно прижимать к листу не только вертикально, но в тех направлениях, что соответствуют анатомическому расположению колючек на спине реального животного.
4. Рисование вилкой «Лев» 

Педагог раздает воспитанникам шаблон, изображающий мордочку, льва. Отпечатки вилки ставим по кругу, рисуя шерсть льву. Поверх первого слоя рисуем ещё один слой мазков вилкой, придаём пушистость нашему льву.

Февраль

1.Рисование ладошкой, кулачком

Вам понадобится широкое блюдце с жидкой краской, плотная бумага и салфетки. Ребенок красит левую и правую руки в разные цвета, а затем делает отпечатки на бумаге в виде пятен, точек или же ладони. Самые молодые могут таким образом нарисовать природу (солнышко, трава, кусты, цветы) или фантастических животных (сказочная птица, дракон).

Материалы для работы: пример картины нарисованной ладошками и кулачками

  • широкие мисочки с гуашью;
  • плотная бумага любого цвета;
  • салфетки

Последовательность выполнения:

1. Опустить в краску ладошку (или кулачок).
2. Сделать отпечаток на бумаге.
3. Вытереть руки салфеткой.

Март

1.Подарок маме

1 способ-Учить рисовать ладошкой, создавая на бумаге цветы для мамочки.

2 способ-Выполнение композиции различными изо средствами, сочетая рисунок и аппликацию.

Закрепление техники тампонирования губкой по трафарету (цветы).

2. «Пирамидка» Рисование ватными палочками

Продолжать знакомить техникой рисования ватными палочками. - учить наносить узор ватными палочками на готовый шаблон,

Разноцветными красками, группируя их по цветам.

Материал: Бумага с изображением пирамидки. Гуашь разных цветов, ватные палочки, салфетки.

3. «Нарядное платье Кати» Продолжать учить наносить узор ватными палочками разноцветными красками.

Материал: Бумага с изображением куклы. Гуашь, ватные палочки, салфетки.

4. «Зайчик» Ватопластика

Упражнять в комбинировании двух серого, голубого и других различных техник при цветов или цветной объёмном изображении выразительных образов зайчика.

Образец, плотная бумага комбинировании двух серого, голубого и других цветов или цветной картон, вата, кусочки цветных салфеток для глаз и носа, кисть, клей ПВА в блюдце, белая гуашь, ватные палочки.

5. Ветка рябины, 6. «Украшение чайного сервиза»(Оттиск печатками )
Цель:

закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность.
Материал: вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.

7. «Ласковое солнышко» (Рисование пальчиками)

Цель: познакомить детей с понятием «лучик», учить рисовать пальчиками короткие линии, круг, глаза, нос, рот.

Развивать мелкую моторику рук
Материал: жёлтый картонный круг. Прищепки, лист голубой бумаги; жёлтая или оранжевая гуашь, разведённая водой, салфетка.

8. «Бабочка» (Рисование ватными палочками, тампонирование)

Цель: закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.
Материал: ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

Апрель

  1. Лебедь (Рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой.

Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение.

Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

2. «Подсолнух» (Рисование пальчиками и ватной палочкой)

Цель: рисование пальчиком и ватной палочкой. Упражнять в технике рисования ватной палочкой и пальчиком. Закреплять умение украшать предметы не сложной формы, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Материал: лист бумаги, с нарисованным подсолнухом, гуашь черного, желтого и зеленого цветов.

Ватные палочки и салфетки.

3.Рисования на ватных дисках «Милые животные»

-Наклеить ватные диски на бумагу; разукрасить ватные диски после высыхания;

Оборудование: Ватные диски, гуашь, клей ПВА, игрушки животных, листы бумаги.

 4. «Яблоки на столе» Нетрадиционное рисование красками с использованием ватных дисков

Материалы: акварельные краски; кисть №4, клей карандаш, два ватных диска.

5. Тюльпаны Рисование вилкой

6. Путешествие по радуге Рисование пальчиками

Продолжать учить рисовать пальчиками, отрабатывать приём примакивания, развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет. Воспитывать детей работать индивидуально.

7. Носит одуванчик желтый сарафанчик Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение  наносить  ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

8. Бабочки-красавицы Рисование штампом через трафарет

Правильно называть цвета, распознавать образ бабочки, иметь представление о бабочках.

Май

1.«Божьи коровки». Рисование пальчиками

Закрепить умение раскрашивать готовую картинку, умение рисовать пальчиками.

Воспитывать аккуратность.

Силуэты божьих коровок, красная и черная гуашь, салфетки.

2. «Одуванчики». Тампонирование

Закрепить технику печатания поролоном, умение дорисовывать стебель и листочки пальчиком.

Воспитывать интерес, аккуратность.

Желтая и зеленая гуашь,печатки, плотные листы,салфетки.

3.Лягушонок.Рисование ладошкой

Зеленая краска даст вам отпечпаток, который можно обыграть в виде лягушки. Глаза можно нарисовать отдельно на белых кружочках бумаги (самим воспитателем) и с ребёнком просто наклеить глаза на рисунок клеем ПВА.

4. Рисование вилкой Цыплёнок

Так как краска уже содержит клей-ПВА, то на мокрую еще не высохшую краску можно приклеить любые бумажные детали (клюв, глаза, уши, хвосты и прочее).

https://www.pscraft.ru/wp-content/uploads/donng2/netradicionnoe_risovanie_77_idej_dlya_detskogo_sada-_semejnaya_kuchka_19.jpg

5.

5.Рисование вилкой «Медвежонок» 

Так как краска уже содержит клей-ПВА, то на мокрую еще не высохшую краску можно приклеить любые бумажные детали (клюв, глаза, уши, хвосты и прочее).

https://www.pscraft.ru/wp-content/uploads/donng2/netradicionnoe_risovanie_77_idej_dlya_detskogo_sada-_semejnaya_kuchka_20.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей первой младшей группы на тему: «Салют».

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей первой младшей группы на тему: «Салют»....

Перспективное планирование по художественно- изобразительной деятельности в первой младшей группе

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч., по лепке – ...

Перспективное планирование по художественно- изобразительной деятельности в первой младшей группе

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч., по лепке – ...

Перспективное планирование по изобразительной деятельности в первой младшей группе (использование нетрадиционных техник рисования).

Данный материал предназначен воспитателям, работающим в группах раннего возраста. Планирование содержит указание месяца, темы, применяемой техники нетрадиционного рисования и задач образовательной дея...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Солнышко лучистое» с использованием нетрадиционной техники (рисование ладошкой).

Данный материал предназначен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям. В разработке указаны формы работы с детьми по организации изобразительной деятельности с детьми раннего воз...

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для детей первой младшей группы «В гости к ёжику»

Цель: формировать у детей изобразительные навыки и умения, в рисовании используя бросовый материал: футляр фломастера с паралоновой насадкой.Задачи:Упражнять кисть руки, закрепляя правильное поло...

Изобразительная деятельность в первой младшей группе «Ветка Сирени» в нетрадиционной технике (ватные палочки)

Изобразительная деятельность в первой младшей группе «Ветка Сирени» в нетрадиционной технике (ватные палочки)Цель: знакомить детей с новым способом рисования – ватные палоч...