Индивидуальный план работы по Самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Халимова Зулайхо Зайдулоевна

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет детям отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.

Цель: -Развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_halimova_zz.docx71.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"

http://letopisi.org/images/a/a1/%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg

Индивидуальный план работы по

Самообразованию

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»

Воспитателя:

Халимовой

Зулайхо

Зайдулоевны

2023 учебный год

Цель:

 -Развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Актуальность темы:

- Состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования,

 их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять

 свои знания и умения в различных ситуациях.

-Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна

из самых интересных для детей дошкольного возраста: 

она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

-Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главноесамо выражаться.

-За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как:

тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками,

оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой,

кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Используемая литература

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"

4.Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия

Т.А. Цквитария.

5.Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с        

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  •  обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  •  игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Предполагаемый результат:

1.У детей повысится уровень художественных способностей;

2.Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;

3.Освоят технику нетрадиционного рисования.

Перспективное планирование по теме самообразования

на 2023 – 2024 уч. год.

Сентябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Осенний  ковер»

Печать листьями

-Закрепить умение работать с техникой печати листья.

-Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати.

 -Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

-Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации.

2.

«Веточка рябины»

Рисование пальчиками, печать листьями.

 -Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования.

 -Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта.  

 -Учить передавать в рисунке  характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди)

 -Гуашевые краски,     альбомные листы,     кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе.

 Работа с родителями

 - Анкетирование родителей на тему

«Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

-Выставки детских рисунков для родителей.

 Работа с педагогами:

 -Консультация на тему: «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей

Октябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

2

«Грибы на опушке»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами.

 -Создание сюжетных композиций из круп.

 -Развитие чувства цвета и композиции.

 -Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  

 -Учить дополнять изображение подходящими деталями.

 -Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов.

2.

«Что созрело в огороде»

Различные

 -Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.  

 - Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа   бумаги.

 -Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

 -Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.

 Работа с родителями

 -Выставки детских рисунков для родителей.

-Консультация для родителей

«Путешествие в страну рисованию»

 Работа с педагогами:

 -Уголок ИЗО. Нетрадиционные материалы

 (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу).

Ноябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Дымковская игрушка»

 -Тычок жесткой полусухой кистью,

- оттиск скомканной бумагой, поролоном,

- ватными палочками.

 -Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках.

 -Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.

-Развивать чувство композиции.

 -Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации.

2.

«Мое любимое дерево в разное время года»

 -Оттиск печатками, листьями,

пенопластом, рисование пальчиками.

 -Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками.   -Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

-Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

-Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь.

Работа с родителями

 Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами:

Декабрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Домашнее животное – собака»

 Различные

 -Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

-Развивать координацию движения рук.

-Учить наносить отпечатки по контуру рисунка.

 -Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.

2.

«Сказочный лес»

 Рисование солью.

 -Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль.

-Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

 -Альбомная бумага, клей ПВА, соль.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей:

 «Что означают рисунки детей»

Работа с педагогами

- Круглый стол на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Январь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Зимний лес»

Рисование восковыми мелками, свечой.

 -Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами.    

-Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла.

 -Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски.

2.

«Волшебный аквариум»»

-Печать по трафарету, пальцами, листьями.

 -Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира.

-Развивать чувство композиции.

-Краски, листья, трафареты, бумага.

Работа с родителями

 -Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

 -Мастер-класс на тему 

«Рисуем без кисточек»

 (освоение нетрадиционных техник рисования)

Февраль

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Сюрприз для  папы»

Печать по трафарету, рисование пальчиком

 -Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования.

-Учить располагать изображения на листе.

-Развивать чувство композиции.

 -Открытка, гуашь разного цвета, трафареты.

2.

«Разноцветные шары»

Рисование мыльной пеной

 -Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции.

- Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой.

 -Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей:

 «Пластилиновая живопись»

Работа с педагогами

Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей

«Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»

Март

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Букет незабудок для мамы»

 -Рисование ватными палочками

 -Закреплять умение рисовать ватными палочками.

-Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой.  

-Развивать аккуратность, чувство композиции.

 -Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки.

2.

«Какого цвета весна»

 Кляксография

-Учить создавать образ используя трубочку.

 -Развивать цветовосприятие.

-Упражнять в рисовании с помощью данной техники.

 -Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

 -Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

Апрель

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Веселые матрешки»

 Граттаж.

 -Познакомить детей с техникой «граттаж».

-Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 -Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

 -Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки.

2.

«Море»

Граттаж.

 -Закрепить умение передавать

 в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж».

 -Продолжать учить создавать композицию рисунка.

 -Развивать чувство ритма.

 -Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей:

«Пасхальные яйца необычной раскраски»

Работа с педагогами

Май

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Цветочная поляна»

Печатки из пластилина

 -Познакомить с техникой печать пластилином.

 -Развивать наглядно-образное мышление.

-Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

 -Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин.

2.

«Нарисуй, что хочешь»

 Рисование ватными палочками

 -Закреплять умение использование техники печать пластилином.

-Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин.

Развивать воображение, художественное восприятие.

 -Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти.

Работа с родителями

 -Групповое родительское собрание на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Работа с педагогами

-Отчет по теме самообразования

-Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

-Работу проводила поэтапно:

- На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

- На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

-Мною были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

Применяла такие методы:

-Словесные,

-Наглядные,

-Практические,

-Игровые.

-Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.

-Для родителей подготовила несколько консультаций.

Перспектива:

-Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....

План по самообразованию педагога Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования» 2017-2018 уч.год Подготовительная группа

План по самообразованию педагога  Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»2017-2018 уч.годПодготовительная группа...

План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»

Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...

План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".

Формировать умение детей  выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...