Ранняя профориентация дошкольников
статья (младшая, средняя группа)

Колобова Ольга Константиновна

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду у нас есть большие возможности познакомить детей с многообразием профессий. В детском саду на данном этапе мы создали и развиваем определенную окружающую обстановку, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания детей в зависимости от их способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы расширить и закрепить эти знания в школе, тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

«Есть город – гордость всей страны. Здесь строится морской военный флот. Северодвинск!», - писал А. Липатов. Каждая северодвинская семья, так или иначе, связана с кораблестроением. И нет такого человека в городе, который не гордился бы успехами и достижениями кораблестроителей.

Поэтому, мы считаем, закономерно патриотическое воспитание начинать через раннюю профориентационную деятельность, которая способствует воспитанию нравственно-патриотических чувств, таких как уважение к нелегкому, но крайне важному труду кораблестроителей. Само понятие «кораблестроитель» - объемное, включающее большой спектр профессий. В старшем дошкольном возрасте понятна роль рабочих специальностей - токарь, электрик, сварщик, трубогибщик, слесарь-судоремонтник, слесарь- монтажник, сборщик корпусов судов и инженерных специальностей: инженер-конструктор, инженер–строитель и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду у нас есть большие возможности познакомить детей с многообразием профессий. В детском саду на данном этапе мы создали и развиваем определенную окружающую обстановку, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания детей в зависимости от их способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы расширить и закрепить эти знания в школе, тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

«Есть город – гордость всей страны. Здесь строится морской военный флот. Северодвинск!», - писал А. Липатов. Каждая северодвинская семья, так или иначе, связана с кораблестроением. И нет такого человека в городе, который не гордился бы успехами и достижениями кораблестроителей.

Поэтому, мы считаем, закономерно патриотическое воспитание начинать через раннюю профориентационную деятельность, которая способствует воспитанию нравственно-патриотических чувств, таких как уважение к нелегкому, но крайне важному труду кораблестроителей. Само понятие «кораблестроитель» - объемное, включающее большой спектр профессий. В старшем дошкольном возрасте понятна роль рабочих специальностей - токарь, электрик, сварщик, трубогибщик, слесарь-судоремонтник, слесарь- монтажник, сборщик корпусов судов и инженерных специальностей: инженер-конструктор, инженер–строитель и т.д.

Цель проводимой нами работы: развитие эмоционального отношения ребенка к миру профессий в судостроительной отрасли, создание условий для формирования любознательности, получения новых впечатлений, проявления своей силы и возможностей в различных видах деятельности. В ходе проводимой работы, педагоги решают следующие  задачи:

  • обогатить и конкретизировать представления детей о различных профессиях в судостроительной отрасли, воспитывать интерес и уважение к людям труда;
  • формировать у дошкольников обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

Выстраивая работу по профориентации, мы в первую очередь знакомим детей с историей развития кораблестроительства в России. На этом этапе дети узнают об истории создания военно-морского флота, у истоков которого стоял Петр I, а также с историей создания Андреевского военно-морского флага.

На втором этапе происходит знакомство детей с профессиями судостроительной отрасли. Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отражённые в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. «Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада...», - писала один из крупнейших исследователей в области нравственно-трудового воспитания дошкольников В.И.Логинова[4, 98]. Овладение любой профессией станет намного проще, если каждый человек ещё в детстве будет получать соответствующие представления, навыки и умения.

Дошкольникам знакомиться с профессиями помогает своеобразный алгоритм: название профессии; место работы; материал для труда; форменная одежда; орудия труда; трудовые действия; личностные качества; результат труда; польза труда для общества.

Проект, реализованный на муниципальном уровне «Северодвинск: будущее в настоящем» гражданско-патриотической направленности имел своей целью расширение представлений о профессиях, представленных на предприятиях города, показать значение труда конкретного человека для общего блага, воспитывать желание подражать своим родителям.

Система работы в рамках реализации проекта включала знакомство с художественной и энциклопедической литературой, встречи с заводчанами, просмотр видеороликов о последовательности строительства судов, обыгрывание ситуаций, создание моделей кораблей, подводных лодок из Lego конструктора, бросового материала.

Дети увидели, механизмы, габариты цехов, поняли, как много надо знать и уметь, чтобы обращаться с «умной» техникой. Электрик судовой, прессовщик-вулканизаторщик, мастер корпусных работ, а ведь это профессии их отцов и дедов. Узнали старшие дошкольники и о профессии архивариуса, инженера-конструктора. Совместные планы с АРО ООО «СоюзМаш», по - новому окрасили профориентационную составляющую в плане воспитательных мероприятий. Так был организован и проведен конкурс рисунков «Мои родители работают на Севмаше». Если раньше дошкольники на вопрос «Кем работают твои родители?». Отвечали: «Они работают на заводе, строят лодки». То эти размытые первичные представления, в рисунках отразили конкретные трудовые процессы.

Методы и приемы патриотического воспитания в рамках профориентационной направленности, используемые педагогами нашего детского сада, разнообразны, но обязательно учитывают психологические особенности дошкольников. Реализация используемых методов и приемов, форм работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств у воспитанников проходит при тесном взаимодействии с семьей, специалистами машиностроительного предприятия.

Ежегодно в ДОО проводятся различные мероприятия, профориентационной направленности, которые способствуют более глубокому пониманию роли судостроения в защите Родины. Это интерактивные беседы с представителями технической интеллигенции завода «Лодка в чемодане», игра «Корабельный алфавит», просмотр видеоролика «Город по имени – Севмаш», которые покорили не один выпуск дошколят. Юбилею завода был посвящен вечер поэзии, на котором звучали стихи заводчан, стихи о городе и героической службе подводников северодвинского поэта А. Ипатова.

Коллектив педагогов в своей работе исходит из того, что проводимая систематическая работа с дошкольниками, направленная на раннюю профориентацию, безусловно, пробуждает их патриотические чувства, желание подражать своим близким, гордиться трудовыми достижениями родителей, быть сопричастными к большому и важному делу – созданию современного подводного флота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....