Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
методическая разработка

Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022-2024.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»

структурное подразделение «Звездочка»

Тема самообразования:

«Совершенствование эффективных форм работы

методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Старший воспитатель Уразбахт О.В

Вихоревка, 2022-2024

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

  1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
  2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
  3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
  4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
  5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно- образовательного процесса.

Актуальность темы:

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования.

Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.   Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные

формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Форма самообразования: Индивидуальная

Срок реализации индивидуального плана повышения профессионального уровня: межаттестационный период: 2022-2024

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, ГМО, методическая литература, журналы.

Представление материала: транслирование педагогического опыта на региональном и городском уровнях, выступления из опыта работы на педагогических советах, часах, мастер-классы.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Диагностический

2022-2024

учебный год

Постановка проблемы, проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение

методической литературы по теме

Прогностический

2022-2024

учебный год

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и

прогнозирование результатов.

Практический

2022-2024

учебный год

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического

сопровождения.

Обобщающий

2022-2024

учебный год

Подведение итогов, оформление

результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность

Внедренческий

Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов

 ДОУ, повышении качества воспитательно -   образовательного процесса ДОУ и его

распространение (семинары, мастер- классы, родительские собрания и т.д.)

Предполагаемый результат:

Для старшего воспитателя:

  1. Расширить знания по данной теме.
  2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления
  3. Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
  4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.

Для педагогов:

  1. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
  2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.

Направления самообразования:

Профессиональное:

  1. Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
  2. Пройти курсы повышения квалификации.
  3. Продолжить работу по диссимиляции.
  4. Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.

  1.         Проводить        открытые        мероприятия        для        различных        категорий участников (коллеги, родители).
  2. Внедрять        в        организационно-методический        процесс        современные образовательные технологии.
  3. Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.

Психолого-педагогическое:

  1. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
  2. Изучать        современные        педагогические        технологии        и        методики взаимодействия с педагогами

Методическое:

  1. Совершенствовать знания современного содержания воспитательно- образовательного процесса.
  2. Знакомиться        с        новыми        педагогическими        технологиями,        формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
  3. Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
  4. Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.
  5. Принимать активное участие в работе ГМО заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.
  6. Разработать        методические        мероприятия        с        применением информационных технологий.

Формы представления результатов педагогической деятельности:

  1. Проведение открытых мероприятий.
  2. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
  3. Выпуск буклетов, памяток.
  4. Представление        результатов        педагогической        деятельности        на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ.

План работы по самообразованию 2022 – 2024 гг.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Результат

Определение темы самообразования, планирование системы работы

1

Разработка программы по самообразованию

2022г.,

сентябрь-октябрь

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой

самообразования

2

Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно- образовательного процесса

2022г.,

ноябрь-декабрь

Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных

материалов по проблеме

3

Изучение психолого- педагогической, научно- методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению

профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Весь аттестационный период

Разработка модели методической работы по

повышению профессиональной компетентности

педагогических кадров ДОУ.

4

Совершенствование использования современных образовательных технологий в  воспитательно-

образовательном процессе

Подбор СОТ в работе с педагогами

5

Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

Мониторинг педагогических кадров:

«Оценка уровня профессиональной компетенции педагогических

кадров ДОУ»

Разработка программно-методического сопровождения

образовательного процесса

1

Разработка Программы развития ДОУ

2022г.

Реализация

программы развития

2

Разработка ООП ДО

2023г.

Повышение качества воспитательно- образовательного

процесса

3

Разработка методических

мероприятий с применением ИКТ

Весь аттестационный период

Систематизация

используемых материалов

4

Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических

кадров в ДОУ

Систематизация используемых материалов

5

Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов

ДОУ

Участие педагогов в методических мероприятиях

Участие в методической деятельности, распространение опыта работы

1

Реализация современных образовательных технологий, форм и методов в образовательном процессе

Весь аттестационный

 период

Повышение качества воспитательно- образовательного процесса, активизация

активности педагогов

2

Выступление на мероприятиях

регионального и муниципального уровня

Распространение опыта работы ГМО

3

Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ

«Технология проблемного   обучения»

2023гг

Распространение опыта работы на ГМО

4

Презентация проекта

«Методическое сопровождение педагогов в реализации ФОП ДО»

2024г.

Распространение опыта работы в ДОУ

Повышение профессиональной компетентности

1

Участие в работе РМО старших воспитателей

Весь аттестационный период

Обмен опытом работы Приобретение

новых знаний

2

Участие в конкурсах профессионального мастерства

на региональном, муниципальном уровнях

Повышение профессиональной компетентности

3

Прохождение курсов ПК

2021г.

Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение

квалификации

4

Оценка эффективности программы самообразования

Ежегодно, май

Эффективность программы:

  • достижение положительной динамики качества воспитательно- образовательного процесса;

результативность использования

современных образовательных технологий в воспитательно- образовательном процессе ДОУ

-эффективность модели методического сопровождения

педагогов ДОУ

Вывод:

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности педагогов. В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в условиях реализации ФГОС ДО.

Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:

  • Повысить число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через заявительную аттестацию и прохождение курсов повышения квалификации;
  • Педагоги ДОУ активно ведут транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, через участие в работе методических объединений, научно- практических конференциях, семинарах, а также участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в области воспитания и образования детей.

В целом методическое сопровождение должно оказывать влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволяет педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; находит отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствует развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Таким образом, методическое сопровождение позволит обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс на более высоком уровне, добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014.

– № 3.– С.4-13.

  1. Веселова,        Т.Б                Совершенствование                методической                работы                с педагогическими        кадрами        ДОУ        [Текст]/        Т.Б.        Веселова        –        СПб.:        ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

  1. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.
  2. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.
  3. Волобуева Л.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.
  4. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2009.
  5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
  6. МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
  7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.

Интернет - ресурсы

  • Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http: // festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

Отчет о реализации программы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено...

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС и ФОП ДО» на период с 2023 по 2024 гг.

laquo;Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации  образовательного пр...