Организация методических недель как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОО
учебно-методический материал

Богомолова Екатерина Андреевна

В данной статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе организации методических недель. Рассмотрены особенности проблемы формирования профессиональной компетентности, ее особенности, а также ее методическое обеспечение. Дана характеристика понятию «методическая неделя». Представлены результаты диагностирования педагогов по вопросу сформированности профессиональной компетентности, а также участия в методических неделях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богомолова Екатерина Андреевна

магистрант, институт педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», г.Сыктывкар, Россия

e-mail: katya03011995@mail.ru

Научный руководитель:

кандидат пед.наук, доцент кафедры дошкольного образования

ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина», г.Сыктывкар, Россия

Шабанова Елена Николаевна

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ НЕДЕЛЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе организации методических недель. Рассмотрены особенности проблемы формирования профессиональной компетентности, ее особенности, а также ее методическое обеспечение. Дана характеристика понятию «методическая неделя». Представлены результаты диагностирования педагогов по вопросу сформированности профессиональной компетентности, а также участия в методических неделях.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, методическая неделя, методическое обеспечение.

Bogomolova Ekaterina Andreevna

master, Institute of pedagogy and psycho logy

Department primary education "SSU them. Pitirim Sorokin", Syktyvkar,

Russia

Scientific supe rvisor:

candidate o f PED.D., assoc iate Professo r of the Dep artment of p reschool educ ation

Department p rimary educ ation "SSU t hem. Pitir im Sorokin", Sy ktyvkar,

Shabanova E lena Nikol aevna

Abstract: this art icle deals w ith the prob lem of deve loping pro fessional co mpetence o f preschoo l teachers i n the process o f organizi ng methodo logical wee ks. Features o f the prob lem of for mation of p rofessiona l competence, its fe atures, as we ll as its met hodologica l support a re conside red. The co ncept of " methodical wee k"is characte rized. The resu lts of diag nostics of teachers o n the form ation of p rofessiona l competence, as we ll as part icipation i n methodolog ical weeks a re presented.

Keywords: professio nal compete nce, method ical week, met hodologica l support.

Профессиональной ко мпетентност и современ ного педаго га ДОО, а т акже метод ического обес печения да нного вопрос а, в  педа гогической л итературе, в со временной ж изни педаго гов, посвя щают достаточ но много н аучных стате й.

Цель иссле дования: выявить особе нности раз вития професс иональной ко мпетентност и педагого в ДОО при про ведении мето дических не дель.

Объект исс ледования: процесс ор ганизации мето дических не дель в ДОО.

Предмет исс ледования: особенност и, способст вующие раз витию професс иональной ко мпетентност и педагого в ДОО в про цессе орга низации мето дических не дель.

Задачи исс ледования:

  1. Проанализировать пс ихолого - пе дагогическу ю, методичес кую литературу по проб лемам форм ирования професс иональной ко мпетентност и и организ ации метод ических не дель в ДОО;
  2. Отобрать и мо дифицироват ь диагност ические мето дики, напр авленные н а выявлени я уровня сфор мированност и профессио нальной ко мпетентност и педагого в ДОО, а т акже выявле ния затруд нений в работе, д ля дальней шего планиро вания мето дической не дели;
  3. Выявить у пе дагогов особе нности и уро вень сформ ированност и профессио нальной ко мпетентност и педагого в ДОО, и гото вности участ ия в метод ической работе;

Профессиональная ко мпетентност ь педагога – это со вокупность л ичностных и де ятельностн ых свойств ( компетенци й), обеспеч ивающих эффе ктивное професс иональное вз аимодейств ие, успешное ре шение професс иональных пе дагогическ их задач, её мо жно рассматр ивать как и нтегральну ю характер истику лич ности, обус лавливающу ю готовност ь и способ ность выпо лнять педа гогические фу нкции и пре дназначена д ля продукт ивного реше ния учебно- воспитател ьных задач.

Проблема по вышения професс ионального м астерства к аждого пед агога ДОО б ыла и остаетс я одной из с амых сложн ых. На орг анизацию р азличных меро приятий, ко нсультаций, се минаров, тр атиться оче нь много с ил, а резу льтат этого, от дачу педаго гов после д анного меро приятия, ре дко можно у видеть и почу вствовать. Это мо жно объясн ить тем, что тр адиционные фор мы методичес кой работы, в котор ых главное место от водилось до кладам, высту плениям утр атили свое з начение из-з а низкой и х эффектив ности и не достаточно й обратной с вязи. Сего дня надо ис пользовать но вые формы р аботы, гла вной задаче й которых сто ит не толь ко вовлече ние педаго гов в деяте льность и д иалог, пре дполагающи й свободны й обмен мне ниями, но, т акже и пов ышения ком петентност и педагога.

Такой формо й работы с ко ллективом я вляется мето дическая не деля. Основная це ль  – систе матизироват ь знания пе дагогов по о пределенно й теме, пере дача педаго гического о пыта, прив лечение все х специалисто в к работе по е диной теме. Про водится 2- 3 раза в го д с целью а ктивизации т ворческих и нициатив и по вышения пе дагогическо й и методичес кой компете нтности вос питателей. Д анная форм а позволяет про вести сразу нес колько фор м работы: се минар-практ икум, педсо вет, открыт ые меропри ятия, взаи модействие с ро дителями и др. Те матика мето дической не дели должн а быть связ ана с план ированием и по дведением ито гов решени я задач го дового пла на и Прогр аммы развит ия образов ательной ор ганизации. В соот ветствии с те мой методичес кой недели по дбирается ее со держание. Пр и этом испо льзуется пр инцип темат ического п ланировани я разных фор м работы с дет ьми, педаго гами и род ителями вос питанников.

Исследование про ходило на б азе МАДОУ « Детский са д №13 общер азвивающего в ида» г. Сы ктывкара. В исс ледовании пр иняли участ ие 8 педаго гов, в связ и с тем, что н а момент исс ледования бо льшая част ь коллекти ва находил ась на бол ьничном. Н ами были отобр аны и адапт ированы ди агностичес кие методи ки, направ ленные на изуче ние професс иональной ко мпетентност и педагого в ДОО, на в ыявление з атруднений в и х формировании, д ля дальней шего участ вовать пла нирования мето дических не дель. Диаг ностика вк лючала в себ я наблюден ие за педа гогами в тече ние дня, а т акже анкету д ля оценки професс ионального м астерства и у довлетворе нности мето дической р аботой ДОО.

Результаты д иагностики по казали:

Проведя наблюдение з а деятельност ью 8 педагого в в течение д ня, отмети м, что пед агогов с н изким уров нем нами в ыявлено не б ыло. У пят и педагого в (62,5%) б ыл высокий уро вень в орг анизации ре жимных моме нтов, набл юдалась высо кая организ ация детей пр и проведен ии ООД. Пр и организа ции различ ного вида и гр, педаго гом была не то лько орган изована та и ли иная игр а, и принято с амое актив ное участие. Пе дагог учит ывает возр астные особе нности каж дого. Одна ко, при ор ганизации ОО Д отметили, что бо льше бы хоте ли узнать о но вых техноло гиях обуче ния и восп итания дете й. У трех пе дагогов (37,5%) по н аблюдению з а деятельност ью поставле н средний уро вень. Отмече ны некотор ые недочет ы в организ ации режим ных моменто в (отсутст вие физкул ьтурной фор мы во врем я утренней г имнастики и др.) Не которые тру дности воз никали у пе дагога в ор ганизации ОО Д (особенно по р азвитию реч и). Отмече но уважите льное отно шение педа гога к дет ям, но не все гда он уме л держать д исциплину в гру ппе. Двое из тре х наблюдае мых педаго гов еще мо лодые спец иалисты, и р аботают с дет ьми нескол ько месяце в.

При анализе а нкетирован ия педагого в на выявле ние сформиро ванности професс иональной ко мпетентност и выявили: в ысокий уро вень сформ ированност и у трех пе дагогов из вос ьми (37,5%), сре дний - пят ь педагого в (62,5%).

Проведя ан ализ готов ности к уч астию в мето дической р аботе ДОО о пределили: д ва педагог а показали в ысокий уро вень заинтересо ванности в мето дической р аботе (25%), д ва педагог а на средне м уровне гото вности к мето дической р аботе (25%),  чет ыре педаго га (50%) н а высоком уро вне.

Анализируя резу льтаты про веденной д иагностики, м ы пришли к в ыводу, что из вос ьми педаго гов- 5 име ют высокий уро вень сформ ированност и профессиональной ко мпетентност и, 3 педаго га на сред нем, педаго гов на низ ком уровне в ыявлено не б ыло.

Исходя из по лученных резу льтатов, со вместно с мето дистом нам и был сост авлен план меро приятий, котор ые будут с пособствов ать преодо лению выяв ленных тру дностей в де ятельности. Котор ый будет отр ажен далее, в фор мирующем эт апе нашего исс ледования.

Результаты проведенного исследования показали, что половина опрошенных педагогов имеет высокий уровень сформированности профессиональной компетентности и готовность участвовать в методической деятельности.

Данные результаты позволяют нам наметить дальнейшее содержание формирующего этапа исследования в рамках организации методических недель как условия развития профессиональной компетентности.

Библиографический список:

  1. https://base.garant.ru/70535556/ - Профессиональный стандарт «Педагог»
  2. Горбунова Л.Н. Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации. М., 2006.
  3. Данилова Е.О «Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ»- «Вестник педагога», 2016
  4. Климентьева З.А «Методическая работа в ДОО»- Казань, 2013-52с.
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.
  6. Шушарина Н.В. «Организация методической работы в ДОО»- «Молодой ученый» №8 (88) с 1078-1080


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация методической работы в МБДОУ детский сад «Колосок» как условие развития профессиональной компетентности педагогов»

Достичь эффективного результата методической деятельности способен высокопрофессиональный педагогический коллектив. Поэтому необходимо пересмотреть устоявшиеся подходы к форме организации и содержанию...

Методическая работа как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Повышение эффективности методической работы с цель повышения профессионализма педагогов...

Интерактивные формы и методы работы методической службы как условие успешной профессиональной компетентности педагогов

Для повышения качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении, стимулирования интереса и мотивации педагогов к самообразованию, повышение уровня активности и самостоят...

ПРОЕКТ «Система методической работы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Современное образование находится на новом этапе развития – идёт модернизация. Ориентация на человека и его потребности, создание в дошкольных учреждениях условий, обеспечивающих всесторонне раз...

ПРОЕКТ «Методическое сопровождение как условие развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной группы»

Целенаправленная методическая работа с педагогами является эффективным ресурсом повышения качества обучения.Одним из важнейших направлений деятельности, в  условиях модернизации в системе образов...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...