"Духовно- нравственное воспитание в детском саду"
учебно-методический материал

Федорова Евгения Алексеевна

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования  «Воспитание личности ребенка должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности  к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01._2024_duhovno-nravsvennoe_vospitanie.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме:

«Духовно- нравственное воспитание в детском саду»

Составила старший воспитатель Федорова Е.А.

«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»

Восточная мудрость

Духовно - нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

В настоящее время существует несколько документов, которые отражают отношение государства к системе духовно-нравственных ценностей.

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400)

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996-р)  

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 87. п.1)

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013 года.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования  «Воспитание личности ребенка должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности  к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Главные звенья в воспитании духовно – нравственной личности:

  • Семья
  • Воспитатель
  • ДОУ
  • Социум
  • Природа
  • Труд
  • Искусство

На первом месте по духовно- нравственному воспитанию стоит семья. Очень важно в первую очередь научиться работать, взаимодействовать с родителями воспитанников. Давайте рассмотрим, что такое духовное, а что подразумевается под нравственным воспитанием.

Духовное и нравственное воспитание

        Ш.А. Амонашвили говорит о духовном воспитании следующее:

«В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…»

        Большинство ученых (Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, А.И. Шемшурина и др.) согласны с тем, что: «Нравственное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на формирование нравственного сознания (ознакомление с нравственными идеалами, принципами, требованиями общества; превращение этих знаний в убеждения), устойчивых положительных нравственных чувств (совести, долга, чести, ответственности, стыда и т.п.), и нравственных качеств (честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, добросовестности и т.п.), формирование культуры поведения (нравственных умений и привычек)».

Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни.

        Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.

При этом, мы наблюдаем спад  в духовно-нравственном развитии детей. Со стороны взрослых уделяется мало внимания таким вопросам, как достойное поведение ребенка в обществе, вежливое обращение детей к сверстникам и взрослым и т.д.

        Все мы прекрасно осознаем, что благородство души, честь, доброта, нужна человеку как воздух, одежда, вода, пища. Духовные и нравственные привычки нужны, ибо они создают иммунитет против пошлости, нравственной арифметики взаимоотношений (ты – мне, я - тебе).

        Формирование духовно-нравственного опыта и поведения детей происходит в процессе разнообразных видов детской деятельности – на занятиях, в труде, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми.

        Ставя перед собой задачи по нравственно-духовному воспитанию, следует обратить внимание на следующее положение:

  • установление и развитие деловых и межличностных на уровне «воспитатель – ребенок - группа»;
  • уважение самооценки личности дошкольника;
  • вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
  • создание психологической основы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации задач духовно-нравственного плана.

В работе педагогов по нравственно-духовному воспитанию главным методом на всех возрастных этапах считать игру с опорой на познавательный материал, усложняющийся поэтапно и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Большая роль в осуществлении многосторонних задач по нравственно-духовному воспитанию отводится художественной литературе. Широко использовать в воспитании культуры поведения произведения Осеевой, А. Барто, К. Чуковского, Е.Пермяка и др. авторов.

        С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать элементы ТРИЗ («Мозговой штурм») – придумываем и сочиняем концовку рассказа так, чтобы все закончилось хорошо путем создания специальных ситуаций.

        В своей работе используйте методы напоминания, разъяснения, объяснения (особенно в младшем возрасте). Терпеливо напоминайте, что каждый предмет имеет свое место, назначение. Объясняйте, что игрушки, книги, вещи служат дольше, выглядят как новые, если с ними обращаться аккуратно.

        Используйте положительную оценку, похвалу, одобрение, которые создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждая их тем самым к дальнейшим положительным действиям.

        В старшем возрасте придавайте поведению детей общественную направленность: воспитывайте в детях желание считаться с удобствами окружающих, опекать младшего, заступаться за того, кто послабее, проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и уважение к взрослым.

        Всю работу необходимо проводить в тесной связи с семьей. Если ребенок получает вместе со знаниями, навыками, умениями еще и радость, хорошее настроение, учится и умеет любить, получает ответы на все вопросы, учится делать нравственный выбор и определять нравственную оценку и самооценку поступков, то можно считать задачу духовно-нравственного воспитания решаемой. Воспитывать детей надо с радостью, передавая им душевную доброту и понимание.

Руссо считал, что ребенок с малых лет должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут хороши с ним.

        Хочется верить, что при таком подходе ребенок уже в детстве сможет понять, что любовь, доброта, великодушие, благородство сильнее зла, пошлости, насилия.

Реализация духовно- нравственного воспитания дошкольников проходит через все виды детской деятельности.

 

Виды детской деятельности:

  • Познавательно- исследовательская деятельность
  • Музыкальная деятельность
  •  Изобразительная деятельность
  • Коммуникативная деятельность
  • Игровая деятельность
  • Двигательная- деятельность
  • Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность
  • Конструирование, ручной труд
  • Восприятие художественной литературы

Познавательно- исследовательская деятельность

  • Формирование начал патриотизма и гражданственности.
  • Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.
  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • Воспитание уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
  • Формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей.
  • Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт.
  • Воспитание уважительного отношения к труду.

Музыкальная деятельность

  • Развиваем музыкальные способности детей, слух, чувство ритма
  • Знакомим детей с культурным и национальным наследием нашей страны (национальный костюм, народные традиции, фольклор)
  • Знакомим детей с игрой на народных инструментах
  • Играем в различные игры под музыку, учим потешки, заклички и т.д.
  • Знакомим детей с героическим прошлым нашей страны, поём песни военных лет
  • Слушаем и поём детские песни советских композиторов, знакомим детей с произведениями русских композиторов, используем их во всех видах деятельности.

Восприятие художественной литературы

  • Расширяем представления детей о родной стране России, о родном городе Барнауле
  • Знакомим детей с Российской геральдикой, с государственными праздниками, с историей России и нашего города, с русскими богатырями, героями и событиями Великой Отечественной войны, с национальными костюмами народов России.
  • Углубляем представления детей об окружающем мире, о родной природе: животном и растительном мире.
  • Закрепляем знания детей о художественных жанрах.
  • Знакомим детей с творчеством писателей, поэтов, художников, композиторов, с российскими спортсменами и другими профессиями.
  • Знакомим с малыми фольклорными формами.
  • Пробуждаем в детях морально-этические чувства.
  • Углубляем представления детей о пожарной безопасности.
  • Закрепляем знания детей о правилах дорожного движения.
  • Расширяем представления детей о здоровом образе жизни.

Изобразительная деятельность

  • Формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  • Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России, представлений о малой родине – городе Барнауле.
  • Развитие патриотических чувств в процессе изобразительной деятельности рассматривания произведений искусства.
  • Воспитание патриотических чувств через знакомство и изображение герба своей семьи, города Барнаула, Алтайского края, государственной символики России.
  • Воспитание любви и уважения к историческому военному прошлому, н настоящему (открытка победителю, открытки к 23 февраля, 9 мая).
  • Знакомство с русской живописью, народными промыслами.

Коммуникативная деятельность

  • Формируем у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  • Создаем условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Развиваем социальный и эмоциональный интеллект детей, отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Формируем культуру общения.
  • Формируем уважительное отношение к своей семье и к сообществу в коллективе детей и взрослых, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Двигательная активность

  • Знакомство с играми России. Воспитываем толерантность, взаимовыручку, взаимопомощь, поддержку, желание выполнять правила игры в соответствии с условиями.
  • Знакомство с русским фольклором: введение в праздники героев русских народных сказок, инсценировки с использованием русского народного устного творчества, внедрение русских народных игр.
  • Знакомство с базой Олимпийского образования посредством внедрения олимпийских идеалов, ориентиров, с историями успеха спортсменов, их достижений.

Гендерное воспитание.  Использование более сложных задач для мальчиков и более простых для девочек

Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность

  • Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, желание трудиться.
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию, умение и желание доводить его до конца, стремление сделать его хорошо.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • Воспитание культурного, опрятного человека, умеющего вести себя за столом, дома, в обществе, в общественных местах.

Игровая деятельность

  • Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
  • Формирование умения соблюдать правила совместной игры.
  • Формировать умение договариваться, помогать друг другу.
  • Воспитание волевых качеств и выполнение установленных норм поведения.
  • Воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, городу.
  • Расширение представлений детей о России, родном городе, природе родного края и культурном наследии своего народа.
  • Развитие интереса к русским традициям и ремёслам.

Таким образом, мы видим, что духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста реализуется через все виды детской деятельности.

Источники:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-v-sovremenoi-obrazovatelnoi-srede.html
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/02/09/konsultatsiya-dlya-pedagogov-duhovno-nravstvennoe-vospitanie
  3. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1704869283&tld=ru&lang=ru&name=Методическая%20разработка_compressed.pdf&text=духовно-нравственное%20воспитание 
  4. https://pedagogcentr.ru/publication/3/33/472


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду

13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций" Участниками стали пред...

Духовно-нравственное воспитание в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду....

Духовно-нравственное воспитание в детском саду (из опыта работы)

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-...

«Духовно - нравственное воспитание в детском саду»

Конечная цель разумного воспитания детейзаключается в постепенном образовании в ребенкеясного понимания вещей окружающего мира.Затем результатом понимания должно статьвозведение добрых инстинктов детс...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"

Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"...

Консультация для родителей и воспитателей «Духовно - нравственное воспитание в детском саду»

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и воспитателей "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"...

Консультация для родителей и воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особе...