Обучающий мастер-класс для педагогов «Составление комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка (подготовительная группа)

Чудакова Ольга Владимировна

Организация  помощи педагогам при планировании образовательной деятельности с дошкольниками в режимные моменты, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.konspekt_master-klassa.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий мастер-класс для педагогов

«Составление комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС ДО»

«Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом.

Без него ничто в мире не может быть хорошим».

Георг Кристоф Лихтенберг.

Цель: организация  помощи педагогам при планировании образовательной деятельности с дошкольниками в режимные моменты, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Задачи:

  1. Направлять работу педагогов на планирование режимных моментов в системе.
  2. Развивать творческие способности педагогов при планировании самостоятельной деятельности дошкольников.

«Комплексно-тематическое планирование в детском саду»

В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одной из функций педагога является организация планирования образовательного процесса.

В результате анализа планов педагогов выявились проблемы календарного планирования, связанные с нарушением регулярности, последовательности, цикличности воспитательных воздействий, обилием видов деятельности, не присущих дошкольникам. В связи с этим на первый план вышла проблема качества организации образовательного процесса с детьми.

План – это рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

Каждый педагог всегда четко должен знать, что при планировании педагогического процесса каждый должен соблюдать организационные требования: соблюдение требований СанПиН к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.

План работы воспитателя может быть перспективным (составляется на длительный период – год, квартал, месяц), календарным (на неделю, каждый день), а также комплексно-тематическим (распределение тематики по неделям). 

Что же такое комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса? С этой целью мы опять обратимся ФГОС ДО. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

«Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образовательного процесса, предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.»

Если заглянуть в толковый словарь русского языка С. И. Ожегова мы можем растолковать значение этих слов.

(Комплекс – от лат. complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю Шведова).

Итак, при планировании лексической темы мы планируем «ЦЕЛЬ», которую должны будем реализовать в течении всей недели.

«Цель – это то к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.» (ОЖЕГОВ С. И., Словарь русского языка). Цель – это общий результат.

Тем более цель бывает ОДНА, а задач может быть МНОГО. Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (Формирование, расширение, совершенствование)

Изучению одной темы уделяется от одной до четырех недель. Освоение детьми определенного содержания завершается организацией кульминационного момента, итогового события: досуга, праздника, выставки, спектакля, встречи с интересными людьми, презентации детских проектов и др. Это способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности дошкольников; обеспечивает снижение психологических нагрузок на детей.

Педагог не может самостоятельно выбрать форму плана.  В ДОУ была принята единая форма написания плана.

Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним.  Каждый педагог должен сам планировать свою работу. Недельное планирование одного воспитателя (если работают в паре) или другие формы являются нарушением цели планирования.

комплексно-тематическое  планирование составляется

на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности. Планирование ведется на основе программы, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Технология разработки календарных планов

Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер.

Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.

Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.

Соответствие программно-методическому обеспечению.

Включать все виды деятельности.

Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Существуют следующие принципы планирования образовательной работы с детьми:

Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.

Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

Учтены время года и погодные условия.

Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов.

В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

Должна быть прослежена работа с родителями.

Перечислим основные «необходимости» каждого дня:

индивидуальный диалог с каждым ребенком;

совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

чтение или рассказывание;

дидактические упражнения, развивающие игры;

творческие игры;

наблюдения (в группе, на воздухе);

психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

труд (различные виды);

художественно-продуктивная деятельность;

музыка;

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает, какая работа.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

игровую деятельность,

беседы с детьми,

рассматривание предметов и иллюстраций,

короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей.

Количество видов деятельности в утренние часы:

в младшей и средней — 3-4 вида,

в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней. Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения. Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Наблюдения.

 Следует обратить внимание на планирование наблюдений, Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные.

Подвижные игры. 

Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. При подборе подвижных игр необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Индивидуальная работа по физвоспитанию

. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

.  Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.  Эти упражнения должны проводиться в соответствии со временем года, погодными условиями. Упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно.

Элементарная трудовая деятельность

. Она может быть двух видов:

Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.

Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Экспериментальная деятельность

. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Планирование второй половины дня

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

уборку групповой комнаты;

ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:

кукольный, настольный, теневой театры;

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй.

Ознакомление с художественной литературой.

Рифмованные правила поведения безопасности.

Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

Экскурсии, целевые прогулки.

Продуктивные виды детской деятельности — изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

Организация работы по театрализованной деятельности:

Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время. Она может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности, а может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театрализованной деятельности:

Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.

Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.

Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Планирование гимнастик

Утренняя гимнастика проводится ежедневно. Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,

2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,

3 часть – заключительная.

     Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечнососудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

С целью оптимизации планирования рекомендуем продолжать использовать картотеку. Оформление должно быть современным и иметь эстетический вид.

Преимущества картотеки:

Идет накопление содержания педагогического процесса, вариантов форм, методов работы с детьми, в том числе и со взрослыми. В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи.

Картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его. Это дает возможность педагогу экономить силы и время для общения с ребятами.

Вывод:

Календарное планирование пишется на день или неделю. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность всех видов детской деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Вербенец, А.М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / А.М.Вербенец. – СПб.: Детство Пресс, 2013. – 272 с.
  2. Голицина, Н.С. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду / Н.С.Голицина. – М.: Скрипторий 2003, 2012. – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС старший дошкольный возраст

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС старший дошкольный возраст. сентябрь 2014 год...

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ДО (старший дошкольный возраст)

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ДО на 2015-2016 учебный год...

мастер-класс с педагогами учреждения «Планирование в соответствии с ФГОС ДО»

Данная презентация была представлена педагогам ДОУ, в связи с введение ФГОС ДО. Била представлена основная документация педагога, планирование в сравнении с ФГТ, изменения в календарном плане....

Мастер-класс «Применение технического творчества в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС»

laquo;Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование»      Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роб...

Мастер-класс. Презентация "Как оборудовать физкультурный центр в группе в соответствии с ФГОС ДО"

Цель: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня...

Мастер – класс: «Использование «Куба – трансформера» для патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства»

Мастер – класс: «Использование «Куба – трансформера» для патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства»....