Статья" Организация и система работы психолого-педагогического консилиума в ДОУ"
статья

Гракова Мария Леонидовна

В статье подробно раскрыта тема комплексного сопровождения детей группы риска в условиях дошкольной организации.Рассматривается деятельность ППк консилиума и взаимодействие специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_sistema_raboty_ppk_dou.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Гракова Мария Леонидовна

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ «ДС №459 г. Челябинска»

Организация и система работы психолого-педагогического консилиума в ДОУ

На современном этапе развития системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в образовательных организациях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности. Образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, а педагогическое и психологическое сопровождение является его неотъемлемой частью.

Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса является использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-педагогический консилиум.

В образовательном учреждении психолого-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.

Для качественного и эффективного сопровождения главных участников образовательного процесса, (которыми являются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, а также дети испытывающие трудности в освоении образовательных программ, дети- инвалиды) все усилия участников психолого-педагогического консилиума направленны на коллективное обсуждение мнений о педагогических проблемах и главной целю работы ППк является коллективная разработка мер индивидуального подхода. Создание оптимальных условий обучения развития социализации и адаптации обучающихся Определение форм, методов психолого-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания. Разработка и реализация адаптированных образовательных программ, консультирование участников образовательного процесса.

Основополагающими принципами ППк являются прежде всего:

  • деятельность, направленная исключительно в интересах ребёнка;
  • каждый специалист системы сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;
  • комплексный подход обеспечивается согласованной работой команды специалистов, включенных в единую организационную модель, владеющих единой системой методов.

Психолого-педагогический консилиум является одним из эффективных форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для сопровождения обучающихся с учетом их психофизического и индивидуального развития.

От правильной организации и систематического функционирования ППк зависит качество учебно-воспитательного процесса, а также полноценное развитие детей.

ППк создается на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения.

ППк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», соответствующим Письмом Министерства образования РФ от 27., Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника. Список нормативной документации представлен на слайде. Кроме представленных документов для работы требуется перечень документов гораздо шире :

  • Приказ о создании ППк МДОУ.
  • Положение о ППк МДОУ.
  • Договор о взаимодействии Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Курчатовского района и психолого-педагогической службы МБДОУ.
  • План работы ППк МДОУ.
  • Отчёт о работе ППк МДОУ.
  • Журнал записи и учёта детей, направленных на ППк МДОУ .
  • Журнал протоколов заседаний ППк МДОУ.
  • Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ППк МДОУ.
  • Журнал регистрации детей, направленных на ПМПК Курчатовского района.
  • Карта развития ребёнка: содержит в себе

- представления специалистов ППк,

- коллегиальное заключение ППк

- коррекционно-образовательный (коррекционно-развивающий) маршрут ребёнка,

- лист динамики развития ребёнка,

-протокол районного ПМПК

Вашему вниманию наглядно представлена система работы ППк

Говоря о системе работы ППк Доу отдельно необходимо подчеркнуть важность тесного взаимодействия с районным ПМПК т.к. этот орган является не только партнером, но и контролирующим органом, работники районного ПМПК являясь высококвалифицированными специалистами всегда готовы оказать необходимую помощь. В рамках сетевого взаимодействия на базе нашего ДОУ совместно со специалистами районного ПМПК проводятся ставшие уже традиционными -лектории для родителей.

Основными направлениями работы ППк является:

Диагностический блок включает: обследование детей в условиях ДОУ, динамическое наблюдение, обследование по запросу специалистов, воспитателей, родителей (законных представителей), диагностику результативности коррекционно-развивающей работы.

Блок анализа и планирования предполагает анализ результатов диагностики, выбор способа организации диагностики и коррекционно-развивающего процесса, планирование работы на год, статистический учет.

Коррекционно-развивающая работа предусматривает проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми: учителем-логопедом-по совершенствованию разных сторон речи, с музыкальным руководителем-по развитию темпа, ритма, с инструктором по физической культуре-по развитию общей моторики, с воспитателем-по развитию познавательных процессов, с педагогом психологом-по развитию психических процессов.

Блок профилактической и консультативной работы включает групповые (информационно-профилактические) консультации с родителями, а также индивидуальные (по результатам диагностик).

Блок контроля включает предоставление информации о работе ППк на педагогических советах, на родительских собраниях, подведение итогов за учебный год.

В практической деятельности нашего ППк особую роль играет контрольно-аналитическая деятельность, она является одним из важнейших направлений т.к требует постоянного контроля за ходом деятельности системы сопровождения, опираясь на опыт работы можно с уверенностью сказать, что это направление очень динамично и требует от специалистов ежедневного внимания и своевременной корректировки маршрутов детей, для того чтобы создаваемые специальные условия способствовали благоприятному развитию и обучению каждого сопровождаемого ребёнка.

В начале выступления говорилось о том, что сопровождение осуществляют специалисты, которые регистрируются приказом на начало учебного года. В состав ППк входят: заведующий ДОУ, заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по гигиеническому воспитанию, воспитатели, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Интеграция предполагает, что находясь в системе общего образования дошкольники с ОВЗ должны в полной мере овладеть образовательной программой. Участвуя в сопровождении ребенка каждый из специалистов в разной степени, но в полной ответственности за усвоение ребенком объема программы обучения.

На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении 21 % детей имеют статус ребёнок с ОВЗ ( в сравнении со статистикой 2020 г, детей с ОВЗ было 9%) , этим детям организовано комплексное сопровождение и реализуется адаптированные программы. Дети группы «риска» (категория детей испытывающие те или иные трудности в освоении Основной Образовательной Программы, имеющие особенности социальной адаптации и поведения, такие дети сопровождаются специалистами и для них разрабатываются индивидуальные маршруты и парциальные программы), инициаторами обращений на ППк могут быть родители, педагоги.

В соответствии с планом работы на учебный год планируется 4 заседания ППК-плановые, но по запросам участников образовательного процесса могут проводиться и внеплановые.

Цель плановых заседаний: оценка динамики обучения и коррекции, внесение коррективов в работу специалисовтов, корректировка формы, режима обучения и назначение новых обследований. Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
  • выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;
  • динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.

Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Поводом для внепланового ППк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы. Задачами внепланового консилиума являются:

  • решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанников;
  • изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности;

Ход заседаний фиксируется в протоколе. Протокол оформляется не позднее 5 рабочих дней с момента проведения заседаний.

Вашему вниманию представлен алгоритм работы, который позволяет планомерно вести работу ППк.

Этапы подготовки и проведения консилиума:

1 этап — подготовительный. Составляется договор или соглашение с родителями на проведение диагностических мероприятий, заносится соответствующая запись в журнал регистрации и потом проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке,

2 этап — основной. Проводится заседание консилиума, на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, рассматриваются представления на ребёнка (педагогическое, логопедическое, психологическое, медицинское) в котором отражаются проблемы ребёнка, затем составляется коллегиальное заключение ППк и рекомендации по сопровождению.

3 этап — сопровождения и контроля. На данном этапе осуществляются непосредственное сопровождение и реализация индивидуального коррекционного маршрута (ИКОМ). Члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальную карту развития ребенка.

4 этап-промежуточный. Осуществляется корректировка деятельности специалистов по сопровождению ребёнка. Заполняется лист контроля динамики.

5 этап-итоговый. Определение эффективности работы, осуществляется мониторинг освоения программы и карты развития ребенка, анализируется ИКОМ и лист контроля динамики развития.

Таким образом, рассматривая организацию и систему работы ППк ДОУ необходимо отметить что эффективность и организация работы напрямую зависит от уровня компетентностей специалистов, входящих в состав ППк, от того на сколько каждый из них понимает степень своей ответственности и важности проводимой работы по сопровождению детей, нуждающихся в оказании всесторонней помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы психолого - педагогического консилиума в коррекционном ДОУ

В нашем дошкольном учреждении 4 коррекционных группы для детей с нарушением интеллекта. У 80 %  воспитанников оформлена инвалидность. Все воспитанники ДОУ представлены  на психолого-медико-п...

План работы психолого-педагогического консилиума

Цель: создание оптимальных условий обучения, воспитания, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством их психолого-педагогического сопровождения в ДОУ....

План работы психолого- педагогического консилиума на 2020-2021 учебный год

План работы психолого- педагогического консилиума на 2020-2021 учебный год...

Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-педагогического консилиума

Функциональные обязанности логопеда ППк-Проводит диагностику детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития.-Определяет направления работы по коррекции речевых наруше...

Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм  взаимодействия руководящих и педагогических    работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультати...

Организации работы психолого педагогического консилиума

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ1. Документация ППк2. Протокол заседания психолого-педагогического консилиума МДОБУ детского сада №843....