Критерии качества проведения образовательной деятельности – критерии самооценки НОД педагога.
консультация

Педагогическое мастерство учителя,

прежде всего, проявляется на уроке —

хорошо подготовленном, продуманном,

правильно проведенном.

Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_samootsenki_nod_pedagoga.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии качества проведения образовательной деятельности – критерии самооценки НОД педагога.

Педагогическое мастерство учителя,

прежде всего, проявляется на уроке —

хорошо подготовленном, продуманном,

правильно проведенном.

Сухомлинский В.А.

Занятие, или, как сейчас говорят, образовательная деятельность дошкольников – это основная составляющая образовательного процесса, «основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании». В другом значении — «промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенной учебной деятельностью».

Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие, звучные, интересные занятия в детском саду и дома.

Преподавание должно быть целенаправленным, веселым, интенсивным. Существует много форм, методов, приёмов обучения для того, чтобы сделать занятие качественным и запоминающимся. Современные технологии, помощь интернет - ресурсов и различные педагогические приёмы позволяют превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз.

Одним из залогов успешного занятия является мотивация.

Качество обучения строится на «3 китах»:

- качество информации,

- качество преподавания,

- качество усвоения.

Всем педагогам известно, что информация считается качественной тогда, когда она обладает истинностью, полнотой и своевременностью.

Толстой Л.Н. отмечал, что с двух до пяти лет ребёнок познаёт больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Поэтому задача педагога на каждом занятии у дошкольников использовать различные формы и методы для реализации учебно-познавательной деятельности, не перегружая информацией, сделать занятие максимально познавательным.

Говоря о качественных формах работы, напомним, что для каждой формы существует определённый вид деятельности:

 Двигательная деятельность: подвижные дидактические, развивающие игры, конкурсы, соревнования, экскурсии.

Игровая - ведущая деятельность: сюжетно-ролевые игры, интеллектуальные, логические и т.д.

Продуктивная деятельность: творческая мастерская, проектная деятельность, наблюдения.

Коммуникативная деятельность: мнемотаблицы, пересказ, чтение, отгадывание загадок, беседы.

Трудовая деятельность: дежурство, трудовые десанты, коллективные действия, выполнение поручений.

Музыкальная и художественно-эстетическая: исполнение, музыкальные игры, деятельность слушание музыки. Чтение, разучивание, исполнение, выполнение творческих поделок и рисунков.

Познавательно – исследовательская деятельность: экскурсии, походы проблемные ситуации эксперименты и опыты.

Каждое занятие может включать в себя:

- игру (подвижная, дидактическая, ролевая, настольная);

- танец, физические упражнения, физ.минутки и динамические паузы;

- песню, музыкальное сопровождение;

- кукольный спектакль или театрализованное представление;

аква-грим;

- присутствие костюмированного героя;

- творческую поделку;

- исследовательскую деятельность (опыты);

- если присутствуют родители – игру с родителями.

Каждый педагог стремиться к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными. В этом могут помочь несколько несложных правил:

Правило 1: Всегда придерживаться плана, составленного на год. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер или просто интересную идею.

Правило 2: К проведению любого занятия подходить творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Соблюдайте структуру занятия с учётом здоровьесберегающих технологий. Отработайте ритуал приветствия и прощания. Не забывайте чередовать умственную деятельность с творческой, включая активные движения. Чаще дети утомляются от бездействия.

Правило 3: Всегда используйте на занятии раздаточный (дидактический) материал. Используйте крупный наглядный материал, рассчитывайте количество информационных карточек для каждого ученика. Во время работы в рабочих тетрадях старайтесь подобрать такие упражнения, которые не сводятся к механическим «обводкам», а содержат интересные, заставляющие думать задания.

Правило 4: Помните, что занятие для дошкольника – это не школьный урок. Не используйте при обучении классно-урочную систему. Ведущая деятельность дошкольника — игра. Обучать играя! Развивать через игровые приёмы! Помните, что на занятии продолжается жизнь ребёнка!

Правило 5: Применяйте дидактические и ролевые игры. Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников. Включайте не сложные игры воспитательного характера.

Правило 6: Старайтесь планировать занятие так, чтобы ваши ученики в процессе занятия имели возможность высказать своё мнение или задать вопрос, рассуждать по теме, аргументировать свой ответ. Очень важны положительные эмоции.

Правило 7: Проводя занятие, всегда будьте готовы к непредвиденным ситуациям. На занятии все должны находиться в спокойном состоянии, но не в стрессовом.

Правило 8: Каждое занятие должно быть разнообразным, насыщенно творческими, развивающими заданиями. На каждом занятии организуйте проблему и поиск путей решения. Мотивация, поощрение и рефлексия – неотъемлемые части каждого занятия в детском саду.

Правило 9: Получать информацию можно по средствам зрения, слуха и осязания, иногда и обоняния. Стремитесь подбирать такие упражнения, чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать…

Правило 10: Ваши ученики должны всегда видеть «продукт» своего изучения: рисунок, поделку, сделанное и обязательно проверенное упражнение.

Каждому педагогу, работающему с детьми, хочется быть успешным. Уильям А. Уальд нашёл рецепт успеха: «Учитесь, пока остальные спят; работайте, пока остальные болтаются без дела; готовьтесь, пока остальные играют; и мечтайте, пока остальные только желают». Если педагог будет пользоваться этим рецептом и «готовить» свои занятия для детей на 80-95, а может, и на 100 процентов, воплощать свои мечты в занятиях, будет творчески, с «изюминкой» подходить к каждому уроку, то благодарные родители и довольные дети будут помнить его долгие годы. А сам педагог получит огромное удовлетворение, видя плоды своего труда.

В рамках данного подхода оценка складывается из следующей совокупности параметров:

- личностного отношения педагога к данному направлению деятельности,

- уровня его общей культуры,

- профессиональных знаний и умений,

- владения определенными методиками и технологиями,

- способности их применять, адаптировать к имеющимся условиям, творчески преобразовывать.

Формы представления результатов педагогической деятельности.

Выделяют две разновидности передового педагогического опыта:

педагогическое мастерство — умелое, рациональное, комплексное использование педагогом эффективных методов, форм работы с детьми, образовательных технологий;

педагогическое новаторство — это опыт, содержащий собственные творческие находки педагога (новые образовательные услуги, новое содержание, формы и методы, приемы и средства обучения, воспитания, развития).

К критериям оценки передового педагогического опыта относятся:

Новизна. Может проявляться в разной степени — от внесения новых положений в науку, до эффективного нетрадиционного

применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического процесса.

Высокая результативность. Передовой опыт должен давать хорошие результаты — высокое качество обучения, воспитания, развития детей.

Соответствие современным требованиям. Опыт работы должен основываться на признанных достижениях науки и практики, актуальных на современном этапе развития образования.

Важна также ориентировка опыта на последние нормативные требования (приказы, распоряжения) федерального и регионального уровня.

Стабильность — сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Возможность использования опыта другими педагогами и учебными заведениями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие педагоги. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора.

Оптимальность опыта — достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагогов и детей, а также не в ущерб решению других образовательных задач.

Карточка анализа занятия:

1.        Соответствие программного содержания возрасту ребенка.

2.        Наличие элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и      напряжение мысли ребенка.

3.        Воспитательное воздействие программного материала.

4.        Выполняются ли гигиенические требования.

5.        Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования).

6.        Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий.

7.        Этапы занятий и их связь.

8.        Длительность этапов.

9.        Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь.

10.         Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет).

11.         Приемы обеспечения эмоциональности, интереса детей.

12.         Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

13.         Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания.

14.         Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя.

15.         Индивидуальная работа с детьми.

Самоанализ НОД.

Цель самоанализа для педагога:

 – изучение результатов своей работы, дальнейшее совершенствование профессиональной деятельности.

Для проведения самоанализа НОД педагогу необходимо:

- сравнить логику запланированных действий (конспект НОД) с логикой проведения реальной непосредственно образовательной деятельности.

На основании  вышеизложенного мы разработали

критерии самооценки НОД педагога:

1.        Обозначаем тему, цели и задачи НОД.

2.        Указываем возраст детей и их количество на занятии.

3.        Описываем структуру занятия.

4.        Рассматриваем использованные приёмы.

5.        Соответствие поставленных задач теме занятия, возрасту и индивидуальным особенностям детей.

6.        Целесообразность использования отобранных материалов и оборудования для проведения данной НОД.

7.        Применение педагогом образовательных технологий (чистота использования, оправданность).

8.        Владение педагогом эффективными способами, приемами, методами для развития детской инициативы и самостоятельности:

* поддержка детского интереса и инициативы;

* вовлеченность детей;

* умение мотивировать воспитанников на предстоящую деятельность, создание ситуации удивления;

* предоставление детям выбора: места, средств, партнера;

* позиция педагога во взаимодействии с детьми, игровая компетентность;

* управление предметно-развивающей средой группы.

       9.  Использование детьми свободного образовательного пространства.

     10.  Соблюдение санитарных норм и правил безопасности.

     11.  Использование творческого подхода к проведению занятия         (выразительность и четкость речи, эмоциональность).

     12.  Использование рефлексивных приемов.

13. Что не получилось и почему:

1.        Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании НОД, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты НОД оказались для меня неожиданными?

2.        Достигла ли ОД запланированной цели?

3.        Если ОД не достигла запланированной цели, то почему? Чего же тогда я  достигла? Какую часть НОД удалось реализовать? (очень важный момент самоанализа, поскольку разработка следующей НОД должна строиться на основе этого итога, достигнутого на предыдущей НОД.)

4.        На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать?

  Очень трудным для молодого педагога является умение отслеживать свои речевые ошибки, неточности, недочёты, неудачно сформулированные вопросы. В состоянии волнения и нервного напряжения во время НОД это заметить практически невозможно.

Педагогический самоанализ позволяет:

-  выявить резервы, потенциальные возможности педагога;

- выявить условия реализации выбранных методик и  технологий;  

- определить интересы, способности и уровень развития детей.

- способствует грамотному ведению  образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые "формулы" педагога при проведении образовательной деятельности с детьми

Один из принципов дошкольного образования в контексте ФГОС ДО, звучит так: "Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок стано...

Критерии проведения образовательной деятельности с позиции здоровьесбережения. .(Н.К. Смирнов)

Критерии проведения  образовательной деятельности с позиции здоровьесбережения. .(Н.К. Смирнов)   УсловияПризнаки 1Обстановка и гигиенические условия в  группе (кабинете)...

Критерии качества предоставляемых образовательных услуг образовательной организацией.

Критерии качества предоставляемых образовательных услуг образовательной организацией....

Консультация для педагогов "Методика проведения образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе".

Данный материал предназначен для педагогов детского сада. ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуа...

"Карта анализа профессиональных компетенций педагога при проведении образовательной деятельности"

quot;Карта анализа профессиональных компетенций педагога при проведении образовательной деятельности" март 2018 года...

Критерии качества проведения образовательной деятельности – критерии самооценки НОД педагога.

Педагогическое мастерство учителя,прежде всего, проявляется на уроке —хорошо подготовленном, продуманном,правильно проведенном.Сухомлинский В.А....