Перспективный план по программе "Основы финансовой грамотности дошкольников" в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа)

Билалова Эльмира Магомедшапиевна

Перспективный план по программе "Основы финансовой грамотности дошкольников" в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Перспективный план

по программе

«Основы финансовой

грамотности дошкольников»

в подготовительной группе

Разработали:

 Ижбулдина Е.В. методист

 Билалова Э.М. воспитатель.

Пыть-Ях

2021

Перспективный план

по программе

«Основы финансовой

грамотности дошкольников»

в подготовительной группе

п/п

Занятие / мероприятие

Содержание занятия/мероприятия

Педагогические

технологии

Сентябрь

1

Диагностика  

Выявить уровень знаний, умений воспитанников

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

2

Труд – основа

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей,

домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это

плохо. Виды домашнего труда.

«Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№5 «Столяр, плотник и резчик по дереву».

Беседа, игра-соревнование

«Мои домашние обязанности»

3

Работать и

зарабатывать

Работать означает трудиться за

вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за

выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).

«Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№6 «Мастер из Страны мальчишек»Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот такзаработали!», просмотр мультфильма «Работа и зарплата»

4

Все работы

хороши, выбирай

на вкус        

Знакомство спрофессиями в контуреопережающейпрофориентациидошкольников.

Продукты труда: товары иуслуги.Продукты труда используются человеком для себя или для продажи(товар).

Игра: «Магазин»,  викторина «Угадайпрофессию», загадки «Всепрофессии важны, всепрофессии нужны», д/и  «Кто кем работает?»        

Октябрь

5

Как придумали

деньги

Деньги – мера оценки труда

(вознаграждение за

проделанную работу),

универсальное средство обмена

(инструмент обмена товаров и

услуг).

Беседа, чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№2 «Что такое деньги?»

разгадывание загадок , показ мультфильма «Уроки  тетушки Совы» (6серия).

6

Какие бывают

деньги, как они

выглядят и

откуда берутся.

История возникновения денег

Виды денег (монеты, банкноты).

Изготовление денег: печать,        

чеканка.        

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№4 «Какими бывают деньги?», беседа, просмотр презентации.

7

Какие бывают

деньги, как они

выглядят и

откуда берутся.

История возникновения денег

Виды денег (монеты, банкноты).

Изготовление денег: печать,        

чеканка.        

Беседа,

исследование, чтение,

игра «Нарисуем деньги

для нашей группы» –

придумываем деньги

для группы, просмотр мультфильма «Изготовление денег» и презентации.

8

Как деньги

попадают к нам вдом.

Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата

родителей, пенсия дедушек и

бабушек. Считай деньги в своем кармане,а не в чужом.

Беседа, обсуждение,

игра «Карманные деньги»,

просмотр мультфильма «Карманные деньги».

Ноябрь

9

Карманные деньги

Что такое карманные деньги. На что можно потратить.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№19 «Второй визит в волшебный лес», беседа, просмотр презентации, показ мультфильма «Уроки  тетушки Совы».

10

Семейный доход

Что такое семейный доход. Из чего складывается доход семьи.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№13 «Как деньги доходят, а потом расходятся», показ мультфильма «Уроки  тетушки Совы». Использование схем.

11

Расходы

Что такое расход. Планирование расходов.

Беседа, чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№13 «Как деньги доходят, а потом расходятся», использование схем

12

Семейный бюджет

Планирование и распределение семейного бюджета. Как мы можем помочь родителям сэкономить семейный бюджет.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№ 14 «Какие бывают доходы», беседа, настольно-печатная игра «Семейный бюджет», показ мультфильма «Уроки  тетушки Совы».

Декабрь

13

Потребности и

желания

Домашнее хозяйство, главные

потребности человека, желания

и капризы.

Соотносим потребности,

желания и возможности.

Технология ТРИЗ

Исследование: что

необходимо человеку

для жизни, игра

«Хочу-надо»,

рассказ «Про

капризного Артема»,

обсуждение

14

Где покупают и

продают разные

товары?

Торговые предприятия:магазины, киоски, ларьки,базары, рынки, ярмарки.

Игра «Где что купить?», с/р игра «Магазин»

15

Деловая игра «Рекламное агентство»

Формируем правильное

отношение к рекламе, используя

наблюдения, рассказы детей,

организуя продуктивную

деятельность

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№8 «В гостях у Совенка» , сюжетно ролевая игра(работа в подгруппах).

16

Реклама

Формируем правильное

отношение к рекламе, используя

наблюдения, рассказы детей,

организуя продуктивную

деятельность

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№9 «Реклама вокруг нас. И вокруг тебя тоже!», рекламируем собственные поделки,

книжки для чтения в

группе.

Январь

17

Выгодно –

невыгодно

Волшебные правила для

покупателя и продавца, обмен,

подарок, реклама.

Технология ТРИЗ.

Ситуационные задачи,

игра «Выбираем:

дорого-дешево,

выгодно-невыгодно»,

сказка «Что за

птица?» – обмен, сказка

«Как старик корову

продавал».

18

Тратим разумно,

экономим

Деньги зарабатываются трудом,

и поэтому тратить их необходимо только с пользой,

относиться к ним бережливо.

Бережливый человек всегда

богаче. Воспитываем бережное

отношение к труду и деньгам.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№10 «Как делать покупки с умом» , игра «Что важнее», викторина «Разумные траты сказочных героев», игра «Открываем бутербродную»

19

Копим и

сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и

сберегать, как можно копить,

копить непросто, но полезно,

ответственно и важно.

Ситуационные задачки,

папка-передвижка «Мы

копим», обсуждения,

игра «Копим и сберегаем»

Февраль

20

Налоги

Что такое налоги. Зачем платить налоги и куда попадают. Нужно ли вовремя платить налоги?

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№15 «Люди из чужого автобуса», беседа. Просмотр презентации.

21

Занимаем иодалживаем

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать».

Занять – взять что-то взаймы на

время, одолжить – дать что-то

взаймы на время.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№15 «Люди из чужого автобуса», беседа, ситуационные

задачки, игра «Занять и

одолжить».

22

Долги

Знакомим  с рассказом

Валентины Осеевой «Долг» и

русской поговоркой «долги к

земле придавили». Выясняем,

что долг может быть не только

денежным, невыполнимым.

Чтение, обсуждение,

читаем рассказ «Долг»,

обсуждаем рассказ и

русскую поговорку

23

Заплатить долг

скорее, так будет

веселее

Осознаем, что если взял что-то в

долг на время, обязан вовремя

вернуть (возвратить).

Обсуждаем русские

пословицы:

- Умей взять, умей и

отдать!

- В долг брать легко, а

отдавать тяжело.

Март

24

Все по плану

Знакомим с понятием «план».

игровое задание –

рассчитай сумму покупки в

первом и во втором магазине,

определи, в каком из магазинов

выгоднее совершать покупки.

Игра «Совместные покупки», д/игра «Что и когда лучше продавать?»

25

Что такое потребность, потребитель

Понятие «потребности

человека», закрепить названия

основных потребностей и что

к ним относится, уточнить, от

чего зависят потребности

человека, продолжать учить

решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы,

активизировать словарь.

Мини спектакль «День рождения»(о подарках думаем заранее), игра «Покупаем подарки на день рождение»

26

Потребности семьи

Учимся подводить итоги всего,

что планировали и делали,        

анализировать поступки, искать

эффективные решения, думать

сообща.        

Игра «Сделал дело –

гуляй смело»,

исследование,

ситуационные задачки. Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

Апрель

27

Наше богатство

Выясняем, что не все

продается и покупается,

что главные ценности

(жизнь, мир, друзья,

солнце, близкие люди и

пр.) за деньги не купишь.

Формируем представление

об истинных ценностях и

богатстве человека.

Технология ТРИЗ.

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ

«Как Валюша бабушке сон

покупала». Читаем и обсуждаем сказки

«Бедные богатые», «Ум и

богатство»

28

Щедрость и

жадность

Разбираемся, что такое

корысть, жадность и

почему это плохо.

Обсуждаем такое качество

человека, как щедрость,

изображаем при помощи

художественных приемов.

Читаем и обсуждаем рассказ

В. Сухомлинского «Жадный

мальчик», обсуждаем

поговорки, пословицы

29

Бережливость

Осознаем, что

бережливый человек

всегда умеет трудиться,

мастерить своими руками

и радоваться от того, что

сделал что-то

самостоятельно.

Бережливость,трудолюбие,

благородство, честность –

качества человека с

правильным отношением

к деньгам.

Технология ТРИЗ.

Беседа, ситуационные задачи, обсуждение пословицы  «Копейка рубль бережет». Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

30

Благотворительность

Что такое благотворительность, для чего она нужна.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№22 «Благотворительность».

Май

32

Банк –где живут деньги

Что такое банк и банковский служащий. Охрана банка.

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», виртуальная экскурсия в банк или презентация. Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

33

Как заплатить без денег

Наличный и безналичный расчет. Банковская карта. Правила пользования банковской картой.

Технология ТРИЗ.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№20 «Как заплатить без денег». Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

34

Процент в банке

Где растут деньги. Банковский счёт и сберегательная книжка.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№21 «Процент в банке». Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

35

Квест«Путешествие с Димой и совенком»

Выявить уровень знаний, умений воспитанников.

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

Перспективный план

досуговой деятельности по программе

«Основы финансовой грамотности дошкольников»

в подготовительной группе

п/п

Тема досуга

Содержание досуга

Сентябрь

1

Мини-спектакль

«В волшебном

лесу»

Закрепляем понятия:трудиться, работать изарабатывать.

Октябрь

2

Мини-спектакль

«Путешествие по Денежному городу»

Закрепляем понятия «деньги»,«труд», «доходы», «расходы».

Ноябрь

3

Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты искоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы,торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Декабрь

4

Творческое занятие  «Рекламное агентство"

Различаем разницу междужеланиями и потребностями.

Учимся задавать себе вопрос иоценивать: действительно лимне нужна та или иная вещь,игрушка и пр., есть ли

возможность это купить.

Январь

5

Мини-спектакль

«Копилка»

Закрепляем понятия«откладывать», «копить»,

«сберегать». Обыкновеннаякопилка поможет понять, как

важно прилагать усилия к тому,чтобы обрести желаемую вещь,научит экономить и даствозможность распоряжаться

Февраль

6

Досуг

«Сберегаем и

экономим»

Закрепление материала.Бережливость, экономия,

разумное отношение к расходам(поделиться своими

сбережениями, порой абсолютнобескорыстно).

Март

7

Деловая игра

«Долг и

ответственность»

Закрепление материала.Воспитываем ответственность:

если не уверен – лучше необещать и не занимать. Долг –

это серьезное обязательство.

Апрель

8

Досуг

 «Творим добро!»

Закрепление материала.Воспитываем желание и умение

ставить перед собой цели,строить планы, действовать по

плану и достигать цели.

Май

9

Праздник  ««Путешествие в сказочную страну Финансов»»

Закрепление знаний и умений.

Рекомендации по созданию и пополнению РППС

в соответствии с программой

«Основы финансовой грамотности дошкольников»

в подготовительной группе

  1. Тематический стенд о труде
  2. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»
  3. Папка-передвижка «Занимаем и одалживаем».
  4. Папка -передвижка «Мы копим»
  5. Папка-передвижка «Наша семья трудится»
  6. Фотовыставка.

Методическая копилка

  1. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников
  2. Серия мультфильмов «Уроки тетушки Совы».
  3. Презентации по финансовой грамотности.
  4. Э.Матвеев «Дима и совенок»
  5. Интерактивное пособие «Банкомат АЛМА БАНК»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по финансовой грамотности в подготовительной группе

Перспективное планирование по воспитанию финансовой грамотности детей старше - подготовительной группы. Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...

Перспективный план по формированию предпосылок грамотности в подготовительной группе

В плане представлен материал как с детьми , так и родителями на целый учебный год....

план-конспект занятия по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет"

Конспект по формированию финансовой грамотности. Содержит инновационные технологии: использование ИКТ, игровая деятельность, процесс взаимодействия детей друг с другом....

План мероприятий «НЕДЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» в подготовительной к школе группе №9

План работы с детьми позволит раскрыть взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой....

План мероприятий по финансовой грамотности в подготовительной группе

План мероприятий по финансовой грамотности в подготовительной группе...

Перспективный план по развитию финансовой грамотности у детей старшей группы

Перспективный план по развитию финансовой грамотности у детейстаршей группы...

Презентация к открытому занятию по ФЭМП с элементами финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие на математические острова 2-го десятка с элементами финансовой грамотности»

Цель: обобщение знаний и закрепление умений по пройденному материалу.Задачи:Обучающие задачи:- Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.- Упражн...