Консультация для педагогов "Азбука экологии в процессе физического воспитания дошкольников ".(педсовет 2023 г)
консультация

Николаева Любовь Борисовна

о взаимосвязи экологического и физического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Азбука экологии в процессе физического воспитания дошкольников».

Педсовет 06.04.2023 г.

Экологическое  воспитание – это здоровый образ жизни. Самое дорогое у человека – это здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть успешным и реализованным в своей жизни. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда ребенку все интересно, хочется узнать что-то новое. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья людей, так как экологическая обстановка в местах их проживания ухудшается. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека.

Проблема формирования экологической культуры решается путем передачи знаний, развития духовно-нравственных начал личности. Физическая культура - составная часть общего воспитания. Основная ее задача укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствование и всестороннее развитие личности. В образовательной системе экология и физкультура тесно переплетаются. Формы и методы организации воспитательно-образовательного процесса по физической культуре могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания.  Повышение эффективности образования детей в области физической культуры и в области экологии возможно путем интеграции разных видов деятельности. Достичь этого можно за счет использования на занятиях физкультурой различных средств и методов: игры с экологической направленностью, конкурсы, викторины, экскурсии и целевые прогулки.

Очень важно вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Дети не любят сидеть на одном месте, им необходимо быть постоянно в движении. Вот тут и приходит на помощь физкультура.

На уроках физической культуры дети получают знания о своем организме, охране своего здоровья, правилах поведения в быту и в природе. Узнают, что такое здоровый образ жизни, как с помощью природных факторов закалять свой организм, ведь солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья. Занятия физическими упражнениями стимулируют умственную деятельность.

В образовательном учреждении в процессе физкультурно-экологической работы  используются такие формы как: игры с экологической направленностью, викторины, экскурсии, целевые прогулки,  физкультурно- экологические праздники, досуги и т. д.

Наиболее интересной для детей является игровая форма проведения занятий. Через игру дети успешно усваивают экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы. В играх ярко выражена познавательная деятельность. Во время игры «звери на прогулке» дети на себе испытывают, почему летом зверюшкам легче убежать от хищника, чем зимой. Прыгая как зайчики, они понимают, что прыгать летом по травке легче, чем зимой по снегу. Очень любят дети игры: «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Кто где живет?», «Волк во рву».

Во время физкультурно-оздоровительных праздников целесообразно проводить  различные эстафеты: «Очистим речку от мусора», «Собери урожай», «Экознаки», «Угости белку шишкой» или же «Угости зайку морковкой». и т.д. Такие эстафеты повышают познавательный интерес и показывают ребенку, что мало быть сильным и ловким, надо еще знать и грамотно применять свои знания. Так, например, в эстафете «экознаки», участникам предлагается из множества нарисованных знаков выбрать правильные, определить, что можно делать, а что нельзя. Нельзя, например, бросать мусор в речку, разрушать птичьи гнезда, разорять муравейники.   В процессе физкультурно - экологической работы сочетаются различные виды деятельности детей, в результате которых накапливается ценный опыт поведения, реализуются возможности ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах деятельности, наполняя жизнь ребенка яркими, интересными событиями. Использование игровых упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции. Исходя из многолетней практики установлено, что дети  лучше усваивают знания во время занятий физической культурой, так как физические упражнения улучшают работу всех органов и систем - двигательной, нервной, сенсорной и т. д.

Таким образом, физическая культура тесным образом переплетается с экологическим воспитанием детей. Лишь глубокие знания детей о здоровом образе жизни, влиянии окружающей среды на здоровье людей помогут им заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.



Предварительный просмотр:

Подвижные экологические игры являются формой экологического образования и воспитания экологической культуры.

Они основаны на развёртывании особой игровой деятельности участников и стимулируют высокий уровень мотивации и интереса к природе.

1. «Дед Мазай и зайцы».

Цель игры : на примере литературного героя учить детей заботиться о животных, воспитывать желание помогать беззащитным; развивать ловкость, быстроту, координацию движений.

Оборудование: мел,2-3обруча.

Ход игры : с одной стороны площадки очерчивается один, общий, «берег». На нём находятся зайцы. На противоположной стороне чертятся два или три круга-островка (пожеланию детей). Из числа игроков выбираются спасатели (Дедушки Мазаи). Каждый стоит на своём островке, в руках у них обручи («лодки», в которых они будут перевозить «зайцев»). По сигналу спасатели бегут к «зайцам», набрасывают на одного из них обруч и перевозят на свой островок. Игра заканчивается, когда все «зайцы» будут спасены. По количеству спасённых определяется лучший из спасателей.

2 «Воздух, земля, вода, огонь».

Цель: закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по их среде обитания; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность на выполнении задания.

Оборудование: мяч

Ход игры : Играющие становятся в круг, у одного игрока мяч, он–ведущий. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов«земля»«вода»«воздух»«огонь». Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» игрок, поймавший мяч, быстро передаёт его соседу, тот – следующему и т. д., пока мяч не возвращается водящему.

Правила: игрок, который ошибся, не передал мяч по команде «огонь!» или уронил мяч, выбывает из игры.

3ЗАЙЦЫ И МЕДВЕДЬ

  Задачи: развивать ловкость, умение перевоплощаться.         Описание: ребенок- «медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» встает, отвечает:

Я медком не угостился

Вот на всех и рассердился.

1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!

После этого «медведь» ловит «зайцев».

4. Охотники и зайцы.

Цель игры:

Ход игры:

На одной стороне площадке очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находится 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид ,что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. По слову воспитателя «охотник!» зайцы бегут в домики, а ребёнок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.

Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках нельзя.

5.Игра «Солнышко»

Цель: продолжить закреплять знания детей о животных и среде их обитания.

Материал: набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета.

Карточка-задание — это круг, разделенный на 6–8 секторов. В каждом секторе — картинка (например: крот, осьминог, рыба, кит, корова, собака). В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры (например: капля, символизирующая воду). Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого.

Ход игры. В  центре круга изображена капля, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обитания (блок занятий «Волшебница-вода»).

Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней — красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.

6.«ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»

Задачи: упражнять в беге, лазании; закреплять умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Описание игры:

Дети  стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают»  птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.

7.«МЕДВЕДЬ И ДЕТИ»

Задачи: закреплять умение действовать по сигналу; развивать умение сохранять неподвижность; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Описание: 

Дети  стоят за линией с одной стороны площадки. Среди детей выбирают медведя. Медведь сидит в своей берлоге на площадке, в стороне от детей. На слова воспитателя «Дети в лесу гуляют», дети разбегаются по площадке, бегают, прыгают. На слова воспитателя «Медведь!» дети неожиданно замирают на одном месте. Медведь подходит к тому, кто пошевелился, и забирает его. Игра повторяется уже с другим медведем.

8.«Совушка»

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Ход игры:

 Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

9.»Мишка»

Дети гурьбой, идут в ту сторону,  где спит медведь и произносят слова:

Мишка-Мишкахватит спать!

Выйди с нами поиграть!

Нас тут много, (Разводят руки в стороны)

Ты один! (Показывают правый указательный пальчик)

Спать тебе, - мы не дадим! (Грозят Мишке пальчиком)

Мишка, Мишенька, вставай!

И ребяток догоняй!

Медведь просыпается, рычит и догоняет детей.

Дети расходятся по залу

10.Подвижная игра «Грибник и грибы»

Цель.

Создать у детей хорошее настроение.

Задачи.

- Формировать умение двигаться в разных направлениях, следить за действиями воспитателя, действовать сообща.

- Развивать ориентировку в пространстве.

- Воспитывать выдержку, терпение.

Воспитатель.

«Я – грибник, а вы грибы,

Ну-ка прячьтесь под дубы!

Раз, два, три, четыре, пять – Я иду грибы искать

(Дети приседают – «прячутся», когда к ним подходит воспитатель, а когда отходит – опять встают.

Игра заканчивается, когда каждый ребенок присядет 3 – 5 раз.

11.«Мышеловка».

Группа детей  образуют мышеловку,другая группа детей мыши за кругом.

Дети в кругу :«Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки.

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловку,

Переловим всех за раз!»

12.»Ежик и дождь.»

Чей топот быстрых ножек (идем топающим шагом по кругу)

Звучит среди камней? (Все дети, чуть согнувшись, идут по кругу маленькими шажками)

То ежик, ежик, ежик

Спешит домой скорей. (фр.фр.фр)

Вдруг тучи набежали, (Все дети разводят руки широко в стороны)

И в небе прянул гром. (Резко хлопают в ладоши)

В клубок наш еж (Дети приседают, руками закрывают голову)

свернулся, (Дети поднимают кисти рук. пальцы растопыривают)

Иголочки кругом.

Капля раз, капля два, (Дети, сидя на полу, сначала медленно и тихо, затем все сильнее)

Капля медленно сперва, (и громче стучат всеми пальчиками по полу.)

Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. 
Сильный дождь пошел... (Дети сильно стучат ладошками по полу)

Дождик стал затихать (Постепенно дети замедляют темп, стучат медленнее и тише)

Капли стали высыхать (Дети водят ладошками по полу)

Солнце появилось (Дети поднимают руки вверх. Пальцы раздвинуты в разные стороны)

Деткам поклонилось... (Руки постепенно опускаются. Дети улыбаются, кланяются).

13. «Лохматый пес».

Один из детей изображает «пса»; он ложится на коврик на живот, голову кладет на протянутые вперед руки. Остальные дети тихонько подходят к нему под чтение воспитателем стихов:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой, уткнувши нос.

Тихо-смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает, начинает лаять, дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегаются и прячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

14. «Огуречик».

В одном конце площадки : воспитатель - ловишка, в другом - дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку, произносимую воспитателем:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

15«У медведя в бору».

На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. за чертой, на расстоянии 3-2 шагов от нее, очерчивается место для медведя. На противоположной стороне обозначается линией «дом детей». Воспитатель выбирает медведя. Воспитатель говорит, идем гулять. Дети идут и говорят слова:

У медведя во бору грибы, ягоды бегу,

А медведь не спит, все на нас рычит.

Медведь должен сидеть на своем месте. Когда играющие произносят последнее «рычит», медведь с рычанием встает и догоняет детей, которые бегут к себе «домой». Пойманного ребенка, медведь ведет к себе.

После того как медведь поймает 3 - 2, выбирается новый медведь.

16«Лиса в курятнике».

На одной стороне зала находится курятник (можно использовать гимнастические скамейки). В курятнике на насесте сидят куры. На противоположной стороне площадки — нора лисы. Все свободное место — двор.

Один из играющих назначается лисой, остальные — куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу «лиса» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в свою нору. Игра возобновляется. Когда лиса поймает 2—3 кур, выбирается другая лиса.

17«Прилетели птицы.»

Цель: уточнить представление о птицах.

Ход игры:

Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог:воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольника»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитани...

Консультация «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...

Консультация для воспитателей. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Консультация для воспитателей.«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»...

Консультация для педагогов «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания»

Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические функциональные структуры, определяющие  потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного ...