Консультация "Удивительный мир вокруг нас"
материал

Лопухина Анастасия Сергеевна

С самого рождения детей окружают различные природные явления. Умываясь утром, юные почемучки интересуются, отчего вода мокрая. А вечером удивляются, куда пропало солнце. Попробуем объяснить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_sayta.docx934.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ  НАС

Описание: https://i.artfile.me/wallpaper/06-02-2014/4000x3280/deti-gruppa-detej-more-malchik-nastroeni-791920.jpg

С самого рождения детей окружают различные природные явления. Умываясь утром, юные почемучки интересуются, отчего вода мокрая. А вечером удивляются, куда пропало солнце. Попробуем объяснить.


ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС

Поздним вечером  понаблюдайте  с ребенком за небом. Там – космос. А яркие огоньки – звезды. Звезд так много (особенно их видно за городом), что невозможно сосчитать. Одни крупные и светят  ярко, другие еле заметны. На самом деле, все они огромны и находятся далеко от нас. Солнце тоже звезда. Оно намного ближе к нам, чем другие, поэтому выглядит таким большим. А еще оно очень горячее, к нему даже приблизиться невозможно. Оно все сжигает – такая высокая температура. У солнышка есть своя семья, правда, это не дочки и сыночки, а несколько планет. Они вращаются вокруг Солнца. И у каждой есть своя дорожка – орбита. Все вместе они называются планетами солнечной системы. Наша планета Земля третья по счету от Солнца. Чем  ближе орбита планеты к Солнцу, тем на ней теплее. На Меркурии и Венере намного жарче, чем  на  Земле. На Марсе – холоднее. А Плутон – малая, карликовая планета. Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней не слишком холодно. На Земле есть воздух, вода, поэтому и появилась жизнь. Чтобы запомнить названия планет нашей Солнечной системы можно выучить стихотворение Архадия Хайта:

РАЗ – МЕРКУРИЙ,              

ДВА – ВЕНЕРА,

ТРИ – ЗЕМЛЯ,

ЧЕТЫРЕ – МАРС,

ПЯТЬ – ЮПИТЕР,

ШЕСТЬ – САТУРН,

СЕМЬ – УРАН,

ЗА НИМ – НЕПТУН.

ОН ВОСЬМЫМ ИДЕТ ПО СЧЕТУ.

А ЗАНИМ УЖЕ, ПОТОМ,

И ДЕВЯТАЯ ПЛАНЕТА

ПОД НАЗВАНИЕ ПЛУТОН.


ДЕНЬ И НОЧЬ, СУТКИ ПРОЧЬ!

Предложите малышу подумать, почему на Земле происходит смена дня и ночи. Для продолжения разговора приготовьте глобус (можно  заменить мячиком или воздушным шариком) и лампу. Направьте на глобус лампу и спросите, можно ли осветить его одновременно со всех сторон? Лампочка освещает только ту сторону глобуса или мяча, которая обращена к свету. Другая половина остается темной. Спросите, где сейчас день на планете, а где ночь? Пусть ребенок выскажет свое мнение. Даже самые фантастические версии нужно одобрить, а потом объяснить, что на той часть глобуса, которая освещена, день. А другая часть находится в тени, значит, там ночь. Но как в природе происходит смена дня и ночи? Почему у нас то  светло, то темно? Описание: http://s6.travelask.ru/system/images/files/000/370/690/wysiwyg/%D0%BA%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%80.jpg?1506711271

                                                                       

ОПЫТ

Поставьте пластилиновую фигурку на глобус. И начните медленно  его вращать. А ребенок пусть наблюдает за человечком и сообщает, когда наступит день, а когда ночь. Можете спросить, что нужно делать человечку: ложиться спать или вставать и идти умываться? Затем поставьте человечка куда - нибудь в другое место. Например, в Африку или в Австралию. Может быть, там не меняются день и ночь? Снова  повращайте глобус. Возьмите второго человечка и отправьте в США. Объясните, что когда в России день, то в Америке ночь. Можно дать фигуркам имена. Например, мальчика из России назовем Петей, а американца – Бобом. Крутите глобус, а малыш пусть говорит, что нужно делать мальчикам: Бобу спать, а Пете играть, и наоборот.

Везде на Земле происходит смена дня и ночи, потому что наша планета вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


«ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА»

Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы его не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. И хотя воздух – «невидимка», без него мы не можем жить. Ведь мы дышим воздухом.

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=997a98d30a8bf6d7b9b3fee62f94de9b&n=13&exp=1

Через нос проходит в грудь

И  обратно держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем!

Воздух есть везде: в комнате, в земле, на улице, в предметах. Его легко обнаружить, если помахать листком бумаги около лица. Воздух начинает двигаться и получается ветерок. Предложите малышу наполнить воздухом пакет. Пакет был мягким, бесформенным. Надуваем и завязываем! Теперь наш пакет наполнился воздухом, поэтому стал упругим.

ОПЫТ

Описание: https://scontent-sin6-2.cdninstagram.com/vp/4a0fe4d0b1711e0ac7676bd22e45b267/5C74F752/t51.2885-15/e35/43691819_2159051344351626_1857773042551698813_n.jpg?se=7&ig_cache_key=MTg5NTA3MzEzMTI4MzE0NzU4Mw%3D%3D.2Возьмите пустой стакан, на дно кусочком пластилина прикрепите небольшой лист бумаги. Переверните стакан вверх дном и потихонечку опустите в воду. Попала вода в стакан? Нет! Бумага внутри сухая. Почему?  Потому что стакан заполнен воздухом, воде не места. А теперь погрузите стакан, наклонив. Что появляется в воде? Пузырьки. Это воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опустите в воду камешек, губку, ракушку. В воде появятся маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх. Это воздух, он был даже в камне!


ВОДНЫЕ  ПРОЦЕДУРЫ

Описание: http://sgpp-vietnam.com/wp-content/uploads/2016/09/Fotolia_79999255_M.jpgДля жизни на Земле нужен не только воздух, но и вода. Без нее на нашей планете не может обойтись ни одно живое существо. Она находится в реках, в озерах и океанах. Какая же бывает вода? Попробуем узнать с помощью опытов. Вода состоит из маленьких – маленьких частиц – молекул. Их можно рассмотреть только с помощью специального прибора – микроскопа. Смешиваясь между собой, молекулы воды образуют прочную жидкость. Эти частицы держатся друг за друга не очень крепко, поэтому вода может литься. А вод в твердых предметах, например, в кране, из которого вода льется, частички  «держатся» друг за друга очень крепко, поэтому кран такой прочный. Ну и вода бывает твердой!

ОПЫТ № 1

Налейте воду в формочки для льда и заморозьте. Можно сделать кубики цветными, добавив краситель. Понаблюдайте, как быстро тает лед.

ОПЫТ № 2

Пусть ребенок попробует воду. Какой у нее вкус: сладкий, соленый? Она безвкусная! Добавьте в стакан с водой немного сахара и размешайте. Вкус воды изменился? Конечно! Но куда же пропал сахар? Он стал невидимым. Частички сахара в воде распределяются между частичками воды, они не видны, но они никуда не делись, поэтому вода сладкая. Вода может растворять некоторые вещества, но не все. Например, если мы опустим в воду ракушки или монетки, они не растворятся.

ОПЫТ№ 3

Поставьте на поднос два стакана  с водой. В один добавьте каплю ароматического масла. Чистая вода не имеет запаха, а вода с маслом пахнет. Запах воде придают различные растворенные в ней вещества, поэтому компот пахнет ягодами.

ОПЫТ № 4

Налейте в кастрюлю немного воды и кипятите. Куда делась вода? Она испарилась и превратилась в «белый дым». Он называется паром. В этом состоянии частички воды перестают держаться друг за друга и идут гулять, куда вздумается. Если над паром подержать сухую тарелку, пар опять превратится в воду (тарелка намокнет).

 

Описание: http://nii-evrika.ru/wp-content/uploads/2017/10/shutterstock_627551969.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...