"О наказаниях и поощрениях"
материал

Дудченко Наталья Юрьевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_nakazaniyah_i_pooshchreniyah.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «О наказаниях и поощрениях»

(По материалам педагога - психолога МКДОУ ЦРР Д/С №12 "Сказка" Матушкиной О.П.)

     Воспитание  ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.

     Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Здесь может быть огромное разнообразие чувств и переживаний: раскаяние, беспокойство, вина, замешательство, обида, унижение и др. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет.

      Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания взрослого, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т.п.

      Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад  обязательный подарок-поощрение за то, что малыш был без папы и мамы. Проходит немного времени, и вот  уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом  интересуется тем, что же ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему «Ничего не принесли!».

     Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста? Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы привести характерные ответы дошкольников на вопрос: «Как тебя наказывают родители?».

       «Рукой бьют», «Я в угол могу вставать», «В угол, по попе и за ухо», «Шлепают ремнем и по щекам», «Бьют веревкой», «Голыми коленками на соль».

      Физические наказания остаются популярными у отдельной части современных родителей, хотя они понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребенка. Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол – и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги  управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться.

      Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битье. Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не  является безобидным сотрясением воздуха – это по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Неосторожное слово, особенно брошенное значимым мужчиной, способно не только вызвать бурную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напомнить о себе   через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам и выражениям любого мужчины.

    Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерными. Очень важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Необходимо помнить правило – чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Недостаточное использование положительного подкрепления может создавать хронический дефицит поощрений. Поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими, как и сам ребенок

     Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям  для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наказание и поощрение.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

Родительское собрание на тему: «Несколько слов о наказании и поощрении»

Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье, формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье....

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста...

«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».

Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Наказания и поощрения»

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.Чем разнообразне...

Наказание и поощрение

как сформировать адекватное отношение к наказанию...

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Консультация для родителей о поощрении и наказании детей дошкольного возраста...