Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)

Басхамжаева Надежда Бадма-Халгаевна

Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.3._metodicheskaya_razrabotka.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/САД «ТОРГА»

Басхамжаева Надежда Бадма – Халгаевна

Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»

     Умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы, поэтому если не создадим необходимые благоприятные условия для развития умственных способностей дошкольников, то их мышление окажется ограниченным, узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.

Поэтому детский сад – это первое и очень ответственное звено в общей системе образования. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.

В математике же заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы.

Занимаясь работой по формированию элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, я поставила перед собой следующую цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования развивающих игр с математическим содержанием во время занятий и свободной деятельности.

Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи,

1.Развивать у детей интерес к математике.

2.Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Через занимательный материал и дидактические игры идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость.

 

Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаю в содержание непосредственно образовательной деятельности.

Все полученные знания и умения закрепляются в играх с математическим содержанием. В группе имеется в достаточном количестве разнообразный демонстрационный и раздаточный наглядный материал. Например, обучая детей количественному и порядковому счёту, использую такой демонстрационный материал, в котором предметы располагаются в разной форме: в ряд, по кругу, несколькими подгруппами. Дети быстро учатся считать объекты в зависимости от их расположения и находят правильное решение.

Обучая детей решению математических задач, мы учим их думать, логически мыслить, расширяем их представления об окружающем. Слушая условия задачи, дети должны были быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются у детей не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т.д.

Для развития у детей слухового восприятия считаем, особенно важным, давать им задания сосчитать звуки, движения, определить количество предметов по осязанию, например: «Пуговицы», «Чудесный мешочек» и т.д.

Для того, чтобы закрепить обратный счёт используются такие игры, как «Считай дальше», «Поймай мяч», «Не ошибись». Одновременно можно закреплять с детьми последующие и предыдущие числа, через дидактические игры «Назови соседей», «Назови следующее», с использованием такого раздаточного материала, как веера, карточки, счётный материал. Так постепенно, от простого к сложному, у детей формируются представления о составе числа из двух меньших чисел, для закрепления используются разнообразные упражнения с карточками, предметами и с цифрами, например: «Угадай сколько в другой руке?», «Счётное лото», «У тебя сколько?», «Какой цифры не стало?», «Выложи цифру из палочек», «Собери цифру правильно», «Слепи из пластилина», «Назови предметы, напоминающие цифру».  

А также используются загадки с математическим содержанием, стихи о цифрах, сказки, в которых присутствуют цифры, заучиваются пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, применяются  физкультминутки.

Обязательным условием развития детского математического творчества является обогащение предметно- пространственной среды. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. В группе имеется центр развивающих игр - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами место. Здесь предоставляется детям возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Работая вместе с семьей по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников, мы предоставляем ребенку начальный социальный опыт и создаем оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Свою задачу по данной проблеме мы видим в том, чтобы донести до родителей то, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов стать успешным в математике. Даже если он не был заранее научен элементам дошкольной программы, а развитие логического мышления происходит в большей мере посредством игры. Поэтому мы убеждаем наших родителей организовывать совместные игры с детьми, которые духовно и эмоционально обогащают и тех и других, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Для решения данной проблемы использовала консультации для родителей («Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста», «Играйте вместе»), папки – передвижки, фотовыставку «Мы любим математику».
К концу года наши дошкольники могут самостоятельно составлять и решать любые задачи, различать основные части задачи (условия и вопрос), выделять числовые данные, устанавливать количественные отношения, формировать арифметические действия.

                                                                                           Приложение

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Описание работы:  Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям дошкольников.

Игра: «Назови соседа»
Цель: Закрепить знание числового ряда 0 – 10.
Задачи: Учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка. Правильно заполнять пропуски в числовом ряду в пределах первого десятка. Учить восстанавливать ряд чисел в прямом и обратном порядке. Развивать память, речь. Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре. Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре. Активизировать словарь за счет слов: «между», «справа», «слева», «перед», «после», «за».
Ход игры: 1.Ребенок выбирает карточку с вагончиком, называет цифры, находит пропущенное число на маленькой карточке и закрывает пустое окошко. Использует слова: между, справа, слева, перед, после, за. 2. Игра в группе от 2 человек. Водящий показывает большую карточку и просит назвать пропущенное число. Например: «Какое число стоит между числами 4 и 6?», или « Какое число будет следующим в ряду 5, 6…?» Игроки выбирают нужную карточку и показывают ее водящему. Задание можно сделать более интересным внеся элемент соревнования. Кто быстрее покажет или назовет недостающее число?

Игра: «Математическая путаница»
Цель:
Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.
Задачи: Учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка. Развивать внимание, память, речь.
Ход игры: В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
Игра: «Какой цифры не стало?»
Цель: 
Развитие зрительного восприятия, произвольности внимания, памяти.
Задачи: Развивать внимание, память.
Ход игры: В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.Реклама

Игра: «Считай не ошибись»
Цель: Закреплять знания порядка следования чисел натурального ряда.
Задачи: Упражнять в прямом и обратном счете.
Ход игры: В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Игра: «Угадай, какое число пропущено»
Цель: Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того, как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тот, кто первый назовет пропущенное число, получает фишку.

Игра: Числовая лесенка»
Цель: продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли вы, в каком порядке идут числа? Посмотрите на числовую лесенку. Рассмотрите ее внимательно. Она вам подскажет, в каком порядке идут числа, какие числа больше, какие - меньше. Сколько ступенек у лесенки? Пересчитаем их по порядку. Я буду называть ряд, а вы называйте который он по счету? Какое самое число на числовой лесенке? Какие числа идут до него? Сколько кружков в пятом ряду? Какое число идет до 5?6 больше или меньше 5? 5 больше, какого числа? А какого числа оно меньше? Посмотрите, какое число идет до 3 и поле 3? 2 больше или меньше 3? А 4 больше или меньше 3? Сколько кружков в 9 ряду? Какое число идет до 9? Какое после 9? 8 больше или меньше 9? Почему?» и. т. д.

Игра: «Убери число»
Цель: Развивать внимание, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; совершенствовать навыки счета, закрепить обратный счет - от 10, последовательность построения числового ряда – до 10.
Ход игры: Выложить в ряд фишки с цифрами, соответствующие цифрам от 1 до 10. Ребенок переворачивает фишки, которые нужно убрать. Я – число 3. Убери, пожалуйста, моих соседей. Я – число 5. Убери число, которое больше меня на 2.Я – число 10. Убери 2 числа передо мной. Я – число 6. Убери число, которое меньше меня на 1.Я – число 1. Убери число, которое больше меня на 2.

Игра: «Убираем цифры»
Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.
Задачи: Формирование логического мышления.
Ход игры: Игрой «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т.д.

Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Задачи: Закреплять порядковый счет; представление о количественных отношений между числами. Ход игры: В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.

Игра: «Сколько»
Цель: Развитие умения внимательно вслушиваться и различать тонкие звуковые нюансы.
Задачи: Упражнять детей в счете.
Ход игры: На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов. Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».
Литература:

1. Программа «От рождения до школы» Веракса Н.Е. Издательство «Мозаика – Синтез» 2016 г.
2. Михайлова З.А., Математика от трех до шести. /З.А. Михайлова – СПб.: Акцидент, 1995

3. Нищева Н.В., Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников. /Н.В. Нищева - СПб.: Детство-пресс, 2003.

3. Перова М.Н., Дидактические игры и упражнения по математике/ М.Н. Перова – М. Просвещение, Учебная литература, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»

Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников

Данный дидактический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизации умственной деятельности, формирование интереса к развитию элементарных математиче...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников

Данный дидактический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизации умственной деятельности, формирование интереса к развитию элементарных математиче...

Методические рекомендации по использованию интерактивной игры по формированию элементарных математических представлений для старшей группы «Смешарики, вперед!»

    Цель  и задачи игр соответствуют знаниям, полученным на занятиях, возрастным особенностям детей,  Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы...