Семинар для педагогов Тема: «Имидж современного педагога»
методическая разработка

Мельникова Ольга Александровна

Развитие у педагогов навыков по созданию собственного гармоничного и индивидуального образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar5.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Сказка» п. Магдагачи



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар для педагогов

Тема: «Имидж современного педагога»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

            Ст воспитатель

                                                 Мельникова Ольга Александровна 

                                                               2023г

Цель:

Развитие у педагогов навыков по созданию собственного гармоничного и индивидуального образа. 

Ход игры:

Сегодня предлагаю вам поговорить об имидже педагога. И работу построить в форме деловой игры. Для этого необходимо разделиться на две команды.

Педагоги делятся на две команды.

          1.Игровое проектирование «Самопрезентация»

На каждую букву своего имени написать качество присущее вам (характеристика себя). Время на обдумывание и выполнение задания не более 5 минут.

               2.Игра «Создай свой имидж»

Педагогам зачитывается телефонограмма: «Срочно, через 15 минут, на районный диспут от детского сада необходимо пригласить не менее 3 человек». Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведения макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой микрогруппы необходимо отправить на диспут 1 человека. Группа должна объяснить свой выбор.

          3.Доклад «Имидж педагога»

 «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя». Послал Бог учителей на землю: Иисуса Христа, Мухаммеда и Будду. А потом собрал ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех порождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя,  педагоги, воспитатели.

Профессия педагога одна из самых древнейших. Сколько помнят себя люди, среди них всегда был путеводитель несущий новые интересные открытия людям, передающий свою мудрость и опыт. В настоящее время на педагога возлагается большая ответственность и многогранные функции профессиональной деятельности.

Каким же должен быть воспитатель сегодня?

Профессиональная деятельность воспитателя весьма многогранна по своему содержанию, которое обуславливает саму концепцию о принципах, функциях, свойствах и слагаемых имиджа дошкольного работника

"Имидж" - красивое и загадочное слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского оно обозначает «образ». Причем под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед воспитанниками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.

Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.

Воспитатель-это публичная профессия и в этом она сродни актерской. Облик воспитателя, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания воспитанников, родителей, коллег.

Деятельность педагога направлена не только чтобы обучить чему-либо, но и, прежде всего для того чтобы воспитать. Как говорится: «Подобное рождает подобное» - имидж педагога оказывает особое формирующее воздействие на детей младшего возраста и лежит  в основе процесса формирования феномена детских впечатлений.

Существуют 3 основных составляющих имиджа педагога:

  • внешний облик;
  • использование вербальных и невербальных средств общения;
  • внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»..

Внешний облик.         Старинная пословица гласит: “ Встречают по одежке, а провожают по уму”. Первые 20 секунд  педагога  внимательно оглядывают: обувь, прическу, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо. Следующие 20 секунд оценивают  умение говорить и слушать, затем определяют  коммуникабельность и следят за жестами.

Необходимо выработать свой стиль в одежде, поскольку мода переменчива, а стиль остаётся. Специалисты в области моды советуют носить то, что  действительно украшает, то, в чём вы выглядите элегантно. Элегантность – это проявление хорошего вкуса. Одежда является своеобразной визитной карточкой.

В одежде педагога не допускаются:

  • слишком откровенные (декольтированные и   обтягивающие фигуру) платья, блузки, юбки,  брюки;
  • мини и макси;
  • открытый живот;
  • слишком узкие или широкие брюки.

 Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным воспитателем. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы не бросалось в глаза. Настоящий педагог не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, но будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.
и конечно же не забывать о соблюдении гигиенических требований (ежедневный душ, дезодорант от пота, чистые волосы, ногти и т. д., наличие носового платка) .

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»  (А.П. Чехов).

Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – всё это влияет на восприятие нас другими людьми.  Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном                                                                

     Воспитатель, взаимодействуя с воспитанниками, должен соблюдать основные профессиональные требования к общению: быть приветливым, быстро запоминать имена детей, показывать значимость каждого в коллективе.

Речь  педагога  должна быть: 

грамотной;

правильной;

без употребления  слов - паразитов;

эмоционально-насыщенной     
Интонация ограниченно включается в речи воспитателя и  обеспечивает ее воздейственный эффект, выражая отношение говорящего к своим словам и к слушающим.

Большую роль играет искренняя улыбка, обращение к людям по имени, умение слушать – значит слышать, понимать, участливо реагировать…

Внутренний образ – это, прежде всего культура воспитателя, личное обаяние, человеческая привлекательность, эмоциональность, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивное настроение,  уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения, ответственность и многие другие составляющие.

    Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Неизменными остаются качества «идеального воспитателя»:

-любовь   к    детям;

-доброжелательность;   

-искренность;

-умение    общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», — пишет В.М. Шепель.

Работа воспитателя специфична. Он каждый день общается с детьми, родителями и коллегами. Поэтому его целостный имидж состоит из:

-имиджа для представления детям;

-имиджа для представления родителям;

-имиджа для представления трудовому коллективу.

Детям важна кинетическая, речевая, интеллектуальная и артистическая культура воспитателя, умение слушать, увлечь, искренность, способность почувствовать себя ребенком.

Имидж, для родителей будет состоять из других компонентов. Для родителей важна речевая, социальная и средовая культура воспитателя.

Для имиджа предъявляемого трудовому коллективу важна совсем другая грань воспитателя. На первый план здесь выходит его интеллектуальный уровень.

Таким образом, воспитатель дошкольного учреждения должен быть многогранной личностью, и при предъявлении себя каждый раз поворачиваться к собеседнику нужной гранью, не превращаясь, однако, в чеховского «хамелеона», а подобно бриллианту сверкать и поражать окружающих

Имидж, который  постоянно  не подкрепляется в реальности, не имеет смысла. Для педагога  как  профессионала важен контакт с окружающим миром. Поэтому важны:

  1. высокая самооценка и уверенность в себе 
  2. позитивный  взгляд на мир
  3. социальная и личная ответственность за реальные  дела
  4. желание меняться  в  соответствии с велениями времени
  5. умение  разумно рисковать

Привлекательные люди:

  • естественно ведут себя 
  • дружелюбны, с ними легко общаться
  • уверены в себе
  • умеют легко  вызывать человека на разговор о нем самом; 
  • часто и  искренне улыбаются
  • имеют  хорошее чувство юмора 
  • часто и   искренне  говорят комплименты
  • знают нормы  этикета  и следуют им
  • способны  посмеяться над собой 
  • понимают ,что возможности  человека  ограничены, и  не на все вопросы  есть ответы 

Воспитатель – не профессия, а образ жизни. Образ жизни, который мы выбираем сами, добровольно. Мы любим своё дело, любим детей. И, как бы не порочили в средствах массовой информации  образ педагога, большинству из них  присущи качества творца и гуманиста, простодушие и открытость, они - взрослые с детской душой, пребывающие в мире сказки и фантазии

4.Игра «Эрудиция»

Группам предлагается ряд вопросов, на которые они должны дать правильный ответ. Та команда, которая ответит первая и правильно, получает фишку. В конце конкурса подсчитываются фишки и определяется команда-победитель.

Вопросы:

  1. Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? (“Мойдодыр”)
  2. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы? (Баба-Яга)
  3. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
  4. Как звали сказочного кота-гипнотизёра? (Баюн)
  5. В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив? (Теремок)
  6. Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства. (Талант)
  7. Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте. (Грунт)
  8. Не только чудаковатый человек, но и подлинник художественного произведения. (Оригинал)
  9. Исходный пункт любого соревнования на скорости? (Старт)
  10. Награда для победителя. (Кубок)
  11. Орудие древнего человека и легкоатлетический снаряд для метания? (Копье)
  12. Приток Днепра, который можно найти у нас во рту. (Река Десна)
  13. Ваня, ставший царем? (Иоанн)
  14. Склад государственных бумаг? (Архив)
  15. К какому виду творчества это относится?
    « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
    «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
    «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
    «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» ( Потешка)
    «В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)
    «Ехала машина темным лесом,
    За каким-то интересом.
    Инте-инте-интерес,
    Выходи на букву С» (Считалка)
    -«Расскажу-ка я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)
    -«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
    -«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
    -«Жили-были дед да баба» «Сказка»

5.Погружение в проблемную ситуацию

Каждой группе предлагается ситуация. На обсуждение дается время (не более 3 минут). По истечении времени каждая группа представляет вариант решения проблемной ситуации.

Ситуации: 
№1.

Ребенок временно не посещает детский по той причине, что ходит в детский сад санаторного типа. По возвращению, мама обнаруживает, что их шкафчик занят другим ребенком. Мама начинает выяснять, предъявлять претензии к воспитателю. Как в данной ситуации вести себя воспитателю? Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта? 
№2.

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем? 
№3.

В список для представления на Доску Почета администрация ДУЗ выдвинула молодого специалиста (активиста в профессиональной и общественной деятельностях). После чего в коллективе создалась конфликтная ситуация: педагог, имеющий большой педагогический стаж выразила свое недовольство по поводу выдвинутой кандидатуры. Что можно предпринять для того, чтобы избежать конфликта? 

Завершение семинара

В завершении хочу рассказать вам притчу.

"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Эту притчу МЫ ВЗЯЛИ не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Спасибо за участие! Всего доброго! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имидж современного педагога и пути его формирования

Введение.Имидж современного педагога.Пути формирования имиджа.Заключение.Список литературы....

Семинар-практикум для педагогов "Имидж современного педагога".

Для педагога-профессинала очень важен эффективный взаимвыгодный контакт с окружающим социумом. А в новых условиях нам следует жить и  вести себя по - другому, соразмерно иным моделям поведения. Т...

Презентация «Имидж современного педагога»

Презентация «Имидж современного педагога»...

«Значение профессионального мастерства в формировании имиджа современного педагога»

Думая о педагогах, мастерах своего дела, мы задумываемся о том, в чем секрет их педагогического успеха, и понимаем, что он складывается в процессе работы над самим собой. Это долгий, кропотливый труд,...

Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ "Имидж современного педагога"

Сценарий деловой игры для педаогогов ДОУ "Имидж современного педаогога" с презентацией....