Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дыхательная гимнастика для речевого развития детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе проведения дыхательной гимнастики для речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи:

  • систематизировать знания педагогов по проблеме развития речевого дыхания детей;
  • показать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств

профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения;

  • познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;
  • обучить приёмам проведения дыхательных упражнений; демонстрировать дидактические пособия-тренажеры для дыхательной гимнастики;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klasss.docx727.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для педагогов  ДОУ «Дыхательная гимнастика для речевого развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе проведения дыхательной гимнастики для речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи:

  • систематизировать знания педагогов по проблеме развития речевого дыхания детей;
  • показать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств

профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения;

  • познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;
  • обучить приёмам проведения дыхательных упражнений; демонстрировать дидактические пособия-тренажеры для дыхательной гимнастики;

Одной из составляющих общего здоровья является речь. Основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса - это речевое дыхание.

Чтобы правильно говорить, ребёнку нужно научиться управлять своим дыханием. А как научить ребенка правильному речевому дыханию, чтобы ребёнок смог верно произносить звуки, говорить громко, чётко, выразительно, плавно и соблюдая необходимые паузы.

Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости и развития речевого дыхания является дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика очень широко используется в коррекционной логопедической работе, потому что без правильного дыхания невозможна и хорошо звучащая речь.

Это значит, задача воспитателя состоит в том, чтобы способствовать развитию речевого дыхания, научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

Одна из задач сегодняшнего мастер-класса продемонстрировать дидактические пособия-тренажеры для дыхательной гимнастики и упражнения на развитие речевого дыхания.

Дыхательные упражнения делятся:

• на упр., вызывающие длительный направленный выдох (вертушки (фабричные, самодельные с клоуном, с бабочками, веселая карусель, аквариум, предметы на воде…

•игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы - бумажные кегли, вату, бумажку, легкие шарики… • игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные

пузыри…), упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос),

• упражнения с проговариванием звуков, основная цель которых в игровой форме способствовать развитию длительного плавного ротового выдоха и вдоха; вдоха и выдоха через нос и рот; активизации губных мышц.

Параметрами правильного ротового выдоха являются: • выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

• выдох происходит плавно, а не толчками; • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос, если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

• выдыхать следует, пока не закончится воздух;

• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста:

1. «Весёлая метелица»

Оборудование: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 л с отверстием для

коктейльной трубочки, заполненная кусочками ёлочной мишуры и пенопласта.

Ход игры:

Ребёнок дует в трубочку, но не в полную мощь. Затем предложить

подуть сильнее и обратить внимание как перемещаются снежинки.

2. «Шар лопнул»

Ход игры: «Как воздух выходит из лопнувшего шарика ш-ш-ш-ш».

3. «Кто лучше надует шарик?»

Ход игры: Воспитатель показывает детям, как надо надуть шарик: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутым шариком.

4. «Лес шумит»

Ход игры: Поднять руки вверх и покачивая ими имитировать шум ветра ш-ш-

III.

5. «Песня ветра»

Оборудование: лёгкий колокольчик «песня ветра»

Ход игры: Подвесить колокольчик на уровне лица ребёнка и предложить ему подуть на него. Обратить внимание на то, какой мелодичный звук получается. Затем предложить подуть сильнее - звук стал громче. Выдох должен быть плавным.

6. «Загони мяч в ворота»

Оборудование: самодельные ворота небольшого размера, кусочки ваты, скомканные в шарики. Ход игры: Дуя на шарик попробовать загнать его в ворота. Данную игру можно проводить между двумя детьми в форме соревнования.

Заключение

За счёт постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более чёткой и внятной, ребёнок может произнести на выдохе определённое для данного возраста количество слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в речевом развитии детей раннего возраста».

Проблема: большое количество детей раннего дошкольного возраста с трудностями в речевом развитии.Цель: Вовлечение родителей в работу по развитию активной речи детей средствами артикуляционной и д...

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Мастер-класс "Значение дыхательной гимнастики для речевого развития детей дошкольного возраста"

Выступление на РМО для педагогов и специалистов Татищевского района - материал предназначен для развития развития речевого дыхания воспитанников в рамках ДОУ...

Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовыв...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников....

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются. Дыхание становится по...