Проект «За здоровьем в детский сад»
проект (средняя группа)

Шумкова Юлия Николаевна

 

Пояснительная записка

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить  потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Актуальность

Здоровье – бесценный дар, преподнесённый Человеку природой. Здоровый Ребёнок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально- волевым, нравственным и социальным развитием. Воспитать здорового Ребёнка – значит создать все условия для его нормального роста и всестороннего гармоничного развития. Ведущим естественным фактором роста и развития Ребёнка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма, повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. Вот почему так важно именно в дошкольном возрасте формировать привычку здорового образа жизни (ЗОЖ), прививая детям интерес к занятиям физической культурой, следя за их физическим развитием, закаливая организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Проблема на решение, которой направлен проект, предполагает поиск современных методов и форм сохранения и укрепления соматического, психического здоровья воспитанников.

Цель проекта: формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.

        Задачи:  повышать двигательную активность, приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой, развивать познавательный интерес, прививать детям культурно-гигиенические навыки, воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Описание проекта

Тип проекта: информационно- практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатель группы, воспитанники и родители средней группы,  инструктор по физической культуре.

Сроки выполнения проекта: февраль 2020. Продолжительность: краткосрочный.

Объект исследования: процесс оздоровления в средней группе МАДОУ «Детский сад «Колобок».

Предметы исследования: традиционные и нетрадиционные виды оздоровительной работы как наиболее эффективные средства оздоровления детей среднего дошкольного возраста.

 

 

План реализации проекта «За здоровьем в детский сад».

Первый этап

На первом этапе изучили литературу; собрали интернет ресурсы; провели анкетирование среди родителей.

В результате анкетирования выяснилось, что среди опрошенных не все родители знают, какие закаливающие процедуры можно проводить с детьми, 15 (68%) не могут равномерно распределять физическую и умственную нагрузку в течение дня, 7 (32%) не могут организовать дома режим дня и питание, приближенное к детскому саду. Ответы родителей на вопросы анкеты были учтены при планировании мероприятий с детьми.

Второй этап

На втором этапе определили организационные формы работы с детьми (занятия, беседы, театральные инсценировки, игровые ситуации), мероприятия с родителями, наглядную информацию, изготовление спортивного оборудования в группе.

Третий этап:  Реализация проекта.

В ходе работы мы использовали различные виды деятельности. Для определения уровня знаний у детей о представлениях здорового образа жизни, была проведена беседа с показом презентации «В здоровом теле – здоровый дух!». В ходе беседы выяснилось, что в понимании большинства детей  быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, 99% детей ответили «лечиться». Дети осознают, что если не соблюдать некоторых правил (одеваться тепло, когда холодно; не сидеть на сквозняке), то из-за этого можно заболеть. Для многих детей нездоровые привычки представляются очень притягивающими: «я очень люблю, есть мороженое, много», «я люблю пить сок из холодильника, чтобы был очень холодный», «я люблю поздно смотреть телевизор и утром спать долго», «я всегда бегаю по лужам, потому что мне нравится» и др.

Для формирования здорового образа жизни детей средней группы был разработан цикл занятий. Занятия проводили один раз в неделю, во второй половине дня.  

Для проведения занятий создали благоприятные условия в помещении для игр и занятий:

- организовали сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);

- поддерживали температуру воздуха в группе 20 - 22° С.

После проведения занятий дети долго рассуждали, например, почему у человека болят зубы, и какие микробы и бактерии начинают жить в зубах, если за ними не ухаживать. Во время таких бесед брали книгу «Королева – зубная щетка», вместе рассматривали картинки, затем начинали играть в магазин, продавать зубные щетки, пасту, рассказывать о полезности пасты, делать рекламу, потом игра плавно перетекала в игру «Зубной доктор». Дети превратились в заботливых пап и мам и со своими детишками-зверятами (мишутками, белочками, зайчиками, котятами) пришли  на прием к доктору лечить зубы.

На занятиях  знакомили также детей с тем, как устроено тело человека.

В доступной форме, при помощи иллюстративного материала,  рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

После занятия о здоровой и полезной пище дети говорили родителям: «Мама, чипсы мне больше можешь не покупать. Я их есть не буду, я хочу быть здоровым и сильным».

Заучивали пословицы и поговорки о здоровье. Рассматривали иллюстрации: «Почему заболели ребята»; беседовали: «Что я знаю о здоровье?»; «Чистота – залог здоровья».

Играли в сюжетно-ролевые игры: «Больница».

В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использовались: физические упражнения в ходе утренней гимнастики;  подвижные игры; гимнастика после сна;  спортивные игры, а также закаливающие процедуры:  прогулки на свежем воздухе; проводились спортивные развлечения, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе.

В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значения и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро.  В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие  приемы: показ, объяснение, непосредственную помощь, поощрение, индивидуальную беседу, чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр»; загадывание загадок о предметах гигиены.

Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводились физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновлялись  1-2 раза в месяц. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах – все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

В работу также включался массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже использовался на занятиях, как и физкультминутки.

Проводя работу по  формированию здорового образа жизни, старались объяснить, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный. 

В группе также проводилась беседа на тему «Витамины в нашей пище» , дети по-другому начали относиться к еде: теперь они стараются, есть салаты, фрукты, овощи, пить молоко. Показали презентацию «Фруктово-ягодная азбука». После этого занятия у детей появилось понимание того, что  правильное питание помогает росту и развитию организма человека, а также сохранению здоровья.

Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет положительный пример в поведении взрослых.

           Для  родителей оформляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы. Они  стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек.  Родители приняли активное участие в выпуске газеты: «Папа, мама, я – спортивная семья».Провели спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья».

 Результаты проекта:

В результате проведенной  работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Заболеваемость в группе снизилась на 2,8 %.

Таким образом, сотрудничество детского сада и семей воспитанников в проекте позволило сформировать у детей представления о  сохранении своего здоровья, побудило родителей задуматься о своем здоровье и о здоровье своих  детей. Итогом проекта явилось совместное создание спортивного центра в группе.

Используемая литература:

1. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольника. Мозаика-Синтез, 2010 г.

2. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». Москва, 2011 г.

3. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_za_zdorovem_v_detskiy_sad.doc2.74 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "За здоровьем в детский сад"

Лучшая разработка по организации здоровьесберегающих технологий в семье....

Проект: «За здоровьем в детский сад»

Под здоровьем нельзя разуметь однотолько наружное благосостояние тела,а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организмаи правильное совершение всех его отправлений.Николай Але...

Педагогический проект" За здоровьем в детский сад."

Гармоничное физическое развитие и снижение заболевание детей через профилактические мероприятия и взаимодействия с родителями и специалистами ДОУ. План работы по реализации проекта...

Проект «Неделя здоровья в детском саду».

Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном ...