Использование практических технологий в развитии слуха
статья

Танага Ирина Анатольевна

для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование практических технологий

по развитию речевого слуха у дошкольников 

                       в МБДОУ д/с № 39

 

      Речевые трудности ребенка могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности,

    Дети, недостатки речи которых, не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

    Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки (фонемы). Ребенок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

    Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие развитие фонематического восприятия и слуха.

 

Цель: ознакомление воспитателей, родителей  с технологиями по формированию фонематического (речевого) слуха у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

1.  Способствовать осмыслению детьми фонематической системы русского языка используя в процессе обучения игровые практические технологии.

2. Повышать эффективность обучения детей звуковому и слоговому анализу и синтезу, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

 

3. Развивать связную речь, расширять словарный запас.

   4. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.

 

 

Развитый речевой слух позволяет:

  1. Правильно произносить звуки;
  2. Четко произносить слова;
  3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  5. Успешно освоить письмо и чтение.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи - нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Коррекционный процесс по формированию фонематического восприятия требует индивидуального подхода к каждому ребенку и рассчитан на длительный период обучения. Весь период обучения проводится с опорой на наглядность.

Разнообразные дидактические и логопедические игры, речевые задания и упражнения помогают разнообразить занятия по формированию фонематического восприятия и должны проводиться живо, интересно, с моментами юмора.

К моменту поступления в школу дети подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.