Презентация проекта "Лукошко для Платошки" на Региональном семинаре для воспитателей по теме "Интеграция малых фольклорных форм в современный образовательный процесс"
проект

Чабаненко Ирина Александровна

Хочу представить вашему вниманию опыт использования малых фольклорных форм в своей работе. Думаю, у всех есть такой опыт, у каждого воспитателя, потому что ну невозможно представить более простого и в тоже время уникального способа увлечь ребенка, даже самого маленького, развеселить, заставить его заговорить.

  «Начало искусства слова — в фольклоре» — говорил М. Горький Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком, а значит, способствует развитию умственных способностей.
Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. приобщение ребенка к народной культуре начинается с раннего детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребенка на начальном этапе его развития, умственного воспитания.

Мой проект сундучок русского фольклора – это проект для старшего дошкольного возраста, знакомство с праздниками, традициями.

С тех пор я еще более углубилась в фольклор и его использование в работе. И в воспитании своих детей активно использовала и использую всё богатство фольклорных форм. Например, в честь моего сыночка я задумала собрать Лукошко для Платошки, ну и на нем и тренировалась) а потом всё придуманное и собранное вылилось в проект «Лукошко для Платошки», я подумал ведь это несправедливо, что малыши не изучают углубленно наш богатый фольклор. Все эти потешки, считалки, пестушки и прибаутки, ну и колыбельные – таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения

познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков, это то что должно быть в крови у наших современных детей. К сожалению, На родителей надеяться в этом вопросе нельзя, поэтому появился этот проект для малышей который подхватили все наши воспитатели, такое вот у нас взаимодействие получилось. Этот проект еще не закончен так как нет ни начала ни конца у народной мудрости и мы постоянно дополняем, развиваем, учимся друг у друга и делимся своими победами и ошибками.

Целями этого проекта является знакомство детей с малыми формами фольклора .

Создание условий для приобщения детей к ценностям народного

творчества. развитие речи через фольклор.

Мы должны Развивать умение видеть прекрасное в народном творчестве.

Развивать в сознании ребёнка чувство принадлежности к своей

культуре, а также уважение к культурам других национальностей.

Развивать коммуникативные навыки детей во время общения.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Воспитывать умение ребёнка использовать народное творчество в своей речи.

Ранний возраст является самым благоприятным для развития речи ребёнка. Основная задача развития речи ребёнка – овладение нормами и правилами родного для него языка.

Использование в работе произведений народного творчества даёт возможность воспитателю проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания интересным, доступным.

Работая, с детьми раннего возраста я увидела, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимные моменты, речь детей становится внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивать  четверостишия и даже небольшие роли.

Внедрение в работу игр и упражнений по ознакомлению детей с народным творчеством способствует поэтапному обогащению речи детей понятиями, формирует интеллектуальный багаж знаний, дает возможность ребёнку проявить себя в воображаемой ситуации.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного развития.

Отдельно хочется выделить народные игры, которые так же дают очень хорошие результаты как в адаптации детей раннего возраста, так и в развитии речи, внимания, чувст у малышей. И как часть проекта Лукошко для Платошки мы с инструктором по физкультуре Кристиной Викторовной  создали проект, который проводится совместно с воспитателями группы раннего возраста  и называется это проект «Потешаемся да играемся» На этом я хочу передать слово Кристине Викторовне.

Вывод

С помощью малых форм фольклора мы легко устанавливаем с каждым ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Знакомство с детским фольклором развивает у детей речь. Они раньше начинают говорить, подпевать слоги, слова, произносить за взрослым стихотворный текст игр, игр-плясок, пальчиковых игр.
При любом действии с детьми самое главное – это доброжелательное общение с ними. От воспитателя требуется не только дать каждому ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить чувство комфортности, психологической защищенности, доверия.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...

Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...

Самообразование воспитателя по теме " Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку плана по самообразованию воспитателя "Малые фольклорные формы - как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста" с готовыми пр...

Семинар-практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников"

Расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...