"Традиции и обряды эвенов как средство формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников"
учебно-методическое пособие

Винокурова Мария Иннокентьевна

Аннотация: Статья описывает, как семейные традиции и обряды помогают формированию духовно-нравственных качеств у детей и укрепляют семейные узы. Примером служат традиции и обряды эвенов и других народов Севера. Родители могут использовать креативные подходы, чтобы вовлечь детей в процесс создания традиций и обрядов, и тем самым помочь им чувствовать себя важными и участвовать в формировании своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_evenov.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Винокурова Мария Иннокентьевна

Воспитатель МБДОУ «д/с Осикат», Республика Саха (Якутия),

Момский район, с.Сасыр

1301maria@mail.ru

"Традиции и обряды эвенов как средство формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников"

Аннотация: Статья описывает, как семейные традиции и обряды помогают формированию духовно-нравственных качеств у детей и укрепляют семейные узы. Примером служат традиции и обряды эвенов и других народов Севера. Родители могут использовать креативные подходы, чтобы вовлечь детей в процесс создания традиций и обрядов, и тем самым помочь им чувствовать себя важными и участвовать в формировании своей семьи.

Ключевые слова: семейные традиции, обряды, духовно-нравственное развитие, дети дошкольного возраста, эвены, народы Севера.

Традиции и обряды являются важным элементом культуры каждого народа. Они помогают сохранить и передать ценности, которые формировались на протяжении многих поколений. Традиции и обряды эвенов — это часть их уникальной культуры, которая имеет свои особенности и характеристики. Данная статья рассматривает важность создания и поддержания семейных традиций и обрядов для формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников с помощью примера традиций и обрядов эвенов и других народов Севера.

Эвены — это коренное народное сообщество, проживающее на территории Якутии, Камчатки, Чукотки и Магаданской области. Их культура богата традициями и обрядами, которые имеют глубокий смысл и значимость для этого народа. Традиции и обряды эвенов помогают формировать духовно-нравственные качества у дошкольников и воспитывать у них уважение к своей культуре и традициям.

        В далекие времена на бескрайних просторах Севера по соседству с другими народами жили некогда многочисленные народы – эвены. Они жили не зная, что такое граница, кочевали по излюбленным местам. Отцы передавали навыки ведения оленеводства, методы кочевья и промыслы сыновьям, а женщины – опыт ведения домашнего хозяйства и житейские премудрости, секреты шитья и выделки шкур дочерям. Так было из года в год во все века.

                В семье дети проходили жизненную школу, необходимую для существования в суровых условиях Севера, и усваивали хозяйственные охотничьи навыки, выработанные веками.

        Воспитание детей идет во время повседневной хозяйственной деятельности и во время охоты как-то незаметно и для самих детей. Специальные беседы, нравоучения не проводятся. В зависимости от успехов в охоте авторитет мальчика в семье рос. Успехи отмечались лестными, хотя и краткими похвалами, в то же время слабости детей, лень, упрямство постоянно порицались.

                Большую роль в формировании мировоззрения детей играли различные запреты, связанные с обрядами, обычаями и верованиями.

                Из этих запретов незаметно слагался своеобразный кодекс поведения человека тайги и тундры. Воспитание на этих обычаях очень своевременно и положительно влияет на подрастающее поколение.

Одним из главных обрядов эвенов является обряд «Охотничье посвящение». Он проводится с детьми, которым исполнилось 7-8 лет. В рамках этого обряда дети учатся охотиться, готовить пищу и строить убежища. Эти навыки помогают им стать независимыми и уверенными в своих силах.

Традиции эвенов тесно связаны с природой и ее уважением. Для них природа — это живой организм, который нужно беречь и уважать. Дети учатся ухаживать за животными, которые живут в их регионе, и узнавать их привычки. Это помогает детям понимать, как важно беречь окружающую среду и жить в гармонии с природой. Жить в гармонии с природой — это не только важно для эвенов, но и для всех людей в мире. Наша планета является единой экосистемой, где каждый организм играет свою роль. Человечество зависит от природы, и мы должны заботиться о ней, чтобы сохранить ее богатство для будущих поколений. Традиции и обряды эвенов учат детей уважению к природе, заботе о ней и ответственности за свои действия. Например, дети учатся собирать ягоды, грибы и травы, но только в меру необходимости и с уважением к растениям. Они учатся сохранять природу и не оставлять мусор на природе, чтобы не нарушать баланс экосистемы [1]. Эти знания и навыки помогают детям понимать, что они являются частью природы и что их действия могут повлиять на окружающую среду. Это учение о сбалансированности и уважении к окружающей среде помогает детям воспитываться в гармонии с природой и быть ответственными гражданами Земли.

Традиции и обряды эвенов не только учат детей уважению к природе, но и формируют другие духовно-нравственные качества, такие как терпение, уважение к старшим, смирение и духовность. Все эти качества необходимы для развития личности и социальной адаптации детей в будущем. Таким образом, традиции и обряды Эвенов играют важную роль в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников. Они помогают детям понимать, что они являются частью природы и что их действия могут повлиять на окружающую среду. Они учат детей уважению к природе, заботе о ней и ответственности за свои действия. Кроме того, они формируют другие важные качества, которые помогают детям стать лучшими людьми и гражданами нашей планеты.

Важно отметить, что традиции и обряды эвенов не только формируют духовно-нравственные качества, но и способствуют развитию когнитивных и социально-эмоциональных навыков у детей. Например, многие обряды и традиции связаны с песнями, танцами и играми, которые помогают детям развивать моторику, координацию движений и чувство ритма. Кроме того, участие в обрядах и традициях помогает детям развивать коммуникативные навыки и учиться работать в команде.

Традиции и обряды эвенов также способствуют формированию самоидентичности и самооценки у детей. Ритуалы и обряды помогают детям понимать свою роль в сообществе и свою значимость. Это важно для развития уверенности в себе и своих способностях, что является важным качеством для личностного роста и социальной адаптации. Наконец, традиции и обряды Эвенов помогают сохранить культурное наследие и идентичность народа. Дети учатся уважать и ценить свою культуру и традиции, что помогает сохранить ее для будущих поколений [4].

В целом, традиции и обряды эвенов играют важную роль в формировании духовно-нравственных качеств, когнитивных и социально-эмоциональных навыков у дошкольников. Они помогают детям развиваться в гармонии с природой, формировать уважение к окружающей среде и ответственность за свои действия. Кроме того, традиции и обряды помогают детям развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе и своих способностях, сохранять культурное наследие и идентичность народа. Все это важно для личностного роста и социальной адаптации детей в будущем.

Кроме традиций и обрядов, связанных с этнической культурой, семейные традиции также играют важную роль в формировании духовно-нравственных качеств у детей. Семейные традиции могут быть связаны с праздниками, ежегодными событиями, религиозными обрядами и просто семейными обычаями. Например, это может быть традиция готовить пироги  каждую пятницу вечером, проводить время за игрой в настольные игры в выходные, собираться всей семьей на день рождения бабушки или встречаться на Рождество.

Семейные традиции помогают детям чувствовать себя частью семьи, создают ощущение принадлежности и связи с близкими людьми. Это важно для развития уверенности в себе и чувства безопасности, которые являются основой для развития других качеств, таких как уважение к другим, ответственность, эмпатия и др.

Кроме того, семейные традиции помогают детям развивать социальные навыки, такие как коммуникация, взаимодействие с другими людьми, уважение к правам и мнениям других. В процессе участия в семейных традициях дети учатся сотрудничать, решать проблемы, участвовать в принятии решений и т.д. Семейные традиции могут помочь детям развивать свои увлечения и интересы. Например, если семья каждое лето ездит на рыбалку, то это может помочь ребенку узнать больше о природе, развить увлечение к рыбной ловле, а возможно и определить свое будущее хобби или профессию.

В целом, семейные традиции играют важную роль в формировании духовно-нравственных качеств у детей. Они помогают детям чувствовать себя частью семьи, создают ощущение принадлежности и связи с близкими людьми, а также развивают социальные навыки и интересы. Поэтому, важно сохранять и продолжать семейные традиции, особенно в наше время, когда семьи часто разъезжаются по разным городам и странам, а дети проводят много времени за экранами устройств. Воспитание детей в духе семейных традиций и обычаев поможет им стать более уверенными, ответственными, творческими и счастливыми людьми.

Создание новых семейных традиций может стать интересным опытом для всей семьи. Родители могут включить детей в процесс выбора традиций, а также учитывать их пожелания и интересы. Это может стать отличной возможностью для семейного общения, укрепления связей и создания приятных воспоминаний, которые дети будут хранить на протяжении всей жизни.

Семейные традиции – это не только приятные моменты, но и средство формирования духовно-нравственных качеств у детей. Они помогают детям понимать и уважать свою культуру и историю семьи, а также развивают важные навыки и качества, необходимые для успешной жизни в обществе. С учетом того, что семьи могут иметь различные традиции в зависимости от культурных, религиозных, национальных и других факторов, важно также понимать, что не все традиции могут быть приемлемы для всех семей и детей. Некоторые традиции могут противоречить моральным и этическим принципам, а также приводить к негативным эмоциям и поведению у детей. Поэтому, родители должны быть особенно внимательны и осторожны в выборе традиций и обрядов, которые они хотят передать своим детям. Они должны учитывать возраст, интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка, а также обеспечивать безопасность и защиту их прав. Кроме того, важно помнить, что традиции не должны становиться обязательством или приводить к давлению на детей. Родители должны давать своим детям возможность свободно выбирать, уважая их мнение и желания.

В целом, семейные традиции могут стать мощным инструментом формирования духовно-нравственных качеств у детей. Они помогают укреплять связи в семье, развивать культурное и историческое понимание, а также способствуют развитию позитивных качеств и навыков у детей. Однако, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и обеспечивать безопасность и защиту их прав.

Для того, чтобы привлечь родителей к созданию и поддержанию семейных традиций, необходимо предложить им интересные и креативные идеи. Родители часто бывают заняты работой и повседневными делами, поэтому важно сделать процесс создания традиций интересным и легким для них.

Вот несколько идей, которые могут помочь в этом:

1. Предложить создать семейную доску, на которой можно вместе с детьми записывать идеи и планировать семейные мероприятия и традиции.

2. Устроить семейный день, в рамках которого можно провести различные игры и мероприятия, обсудить идеи и планы для создания семейных традиций.

3. Предложить проводить время в природе, где можно заниматься различными деятельностями, такими как пикники, рыбалка, прогулки, занятия спортом и т.д.

4. Регулярно проводить вечер семейного чтения, когда все члены семьи могут вместе читать и обсуждать книги или сказки.

5. Создавать совместные проекты, такие как создание семейного альбома, ремесленные работы, приготовление еды, кукольный театр и т.д.

6. Проводить праздники и обряды в семейном кругу, чтобы дети могли участвовать в подготовке и организации.

Важно помнить, что каждая семья уникальна и имеет свои традиции и особенности. Поэтому, родители должны выбирать традиции, которые наиболее подходят их семье и обеспечивают безопасность и защиту прав детей. Также важно вовлекать детей в процесс выбора и создания традиций, чтобы они чувствовали себя важными и участвовали в процессе формирования их семьи.

Традиции и обряды играют важную роль в жизни каждой семьи. Они помогают формированию духовно-нравственных качеств у детей, укрепляют семейные узы и создают ощущение принадлежности к общему делу. Кроме того, семейные традиции и обряды помогают детям узнать свою культуру и историю, а также прививают ценности, которые будут полезны в жизни.

Родители играют важную роль в создании и поддержании семейных традиций. Они могут использовать различные идеи и креативные подходы, чтобы сделать процесс интересным и легким. Кроме того, вовлечение детей в процесс выбора и создания традиций поможет им чувствовать себя важными и участвовать в формировании своей семьи. Традиции и обряды эвенов и других народов Севера представляют собой уникальное наследие, которое может быть прекрасным примером для создания семейных традиций. Они помогают детям узнать о своих корнях и привычках своего народа, а также научат их уважать и любить природу и окружающий мир.

В целом, создание и поддержание семейных традиций и обрядов является важным аспектом воспитания детей. Они помогают формированию духовно-нравственных качеств, укрепляют семейные узы и создают ощущение принадлежности к общему делу. Каждая семья может выбирать традиции, которые наиболее подходят их семье и обеспечивают безопасность и защиту прав детей.

Ссылки на источники

1. Бабкина, Т. Н. (2015). Семейные традиции: воспитание и развитие личности. Педагогическое образование в России, 8, 144-149.

2. Кузнецова, Т. И. (2012). Семейные традиции и обряды в воспитании детей дошкольного возраста. Вестник Томского государственного университета, 362, 215-217.

3. Попова, Ю. В. (2017). Духовно-нравственное развитие ребенка в семье. Педагогическое образование в России, 11, 98-103.

4. Салганик, Л. М. (2010). Роль общения в развитии детей дошкольного возраста. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 4, 97-109.

5. Шефер, А. (2014). Эвенские обряды и ритуалы. Москва: Издательство «Наука».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами...

Мини-музей как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников

Поликультурное воспитание дошкольников, развитие нравственных качеств личности ребенка.«Человеком ты родился, но Человеком должен стать»В.А.СухомлинскийЧто характеризует человека, прежде всего?  ...

«Тематические развлечения как средство формирования духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлен опыт работы по теме  «Тематические развлечения как средство формирования духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»....

Музыка как средство формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольников

Статья посвящена духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в процессе музыкальной деятельности дошкольников. Представлен личный опыт по формированию личностных качеств детей дошкольного возра...

Музыка как средство формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольников

Музыка как средство формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольниковСоколова Людмила  СтепановнавоспитательМКДОУ «Детский  сад №1 г,Камызяк»Россия...

Музыка как средство формирования духовно - нравственных и патриотических качеств личности дошкольника

Духовно - нравственное и партриотическое воспитание является неотьемлемой частью всестороннего развития ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры....