"Духовно-нравственное воспитание дошкольников через настольные игры: опыт использования национальных игр хабылык и хаамыска"
статья (старшая группа)

Еремеева Людмила Валерьевна

Статья описывает опыт использования настольных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников, с особенным упором на национальные игры хабылык и хаамыска. Рассмотрены психологические, педагогические и социальные аспекты использования этих игр, а также даны рекомендации для родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО

Должность, город

Электронная почта

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников через настольные игры: опыт использования национальных игр хабылык и хаамыска"

Аннотация: Статья описывает опыт использования настольных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников, с особенным упором на национальные игры хабылык и хаамыска. Рассмотрены психологические, педагогические и социальные аспекты использования этих игр, а также даны рекомендации для родителей и педагогов.

Ключевые слова: настольные игры, духовно-нравственное воспитание, дошкольники, хабылык, хаамыска, педагогические рекомендации.

Воспитание дошкольников — это одна из важнейших задач любой образовательной системы. Но кроме того, что нужно обучать детей основам математики, грамоте, иностранным языкам и прочим наукам, также необходимо заботиться о их духовно-нравственном развитии. Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в дошкольном образовании. Воспитание духовно-нравственных качеств и этических ценностей у детей — это не просто вопрос формального обучения, это процесс, который включает в себя множество разнообразных практик и методов. Одним из таких методов может быть использование настольных игр.

Настольные игры — это игры, которые играются на столе или на другой плоской поверхности с использованием различных фишек, карт, кубиков и других игровых принадлежностей. Игры этого типа могут быть различных жанров и тематик, например, это могут быть игры на стратегию, логические игры, игры на везение и т.д.

Во многих культурах настольные игры являются неотъемлемой частью национального наследия и традиций. Использование таких игр в дошкольном воспитании может иметь ряд преимуществ. Во-первых, настольные игры позволяют детям весело проводить время в компании своих сверстников, что может способствовать развитию их социальных навыков и укреплению взаимоотношений в группе. Во-вторых, они могут способствовать развитию у детей творческого мышления и воображения, а также внимательности и сосредоточенности. И, в-третьих, настольные игры могут помочь воспитывать у детей духовно-нравственные качества и этические ценности. Цель данной статьи - рассмотреть эффективность использования настольных игр, таких как хабылык и хаамыска, в духовно-нравственном воспитании дошкольников и описать опыт использования национальных игр в этой сфере.

Традиционные настольные игры могут быть особенно полезны в процессе воспитания уважения к культуре и традициям той или иной культуры. Одной из таких игр является хабылык, которая является традиционной якутской игрой. Хабылык – это древняя якутская настольная игра, которая изначально игралась простыми лучинками, используемыми для растопки якутского очага [4]. Со временем правила игры усложнялись и сейчас мы имеем более совершенные варианты игры. В игре развиваются меткость, ум и ловкость рук, а также сопровождается большим эмоциональным подъемом и удовлетворением. Эти положительные эмоции переносятся на игроков всех возрастов и являются неотъемлемой частью хабылыка. Сейчас хабылык играют по всей Якутии и за ее пределами, причем у игры есть свои федерации и чемпионаты. Эта игра помогает развивать у детей такие качества, как терпение, сосредоточенность, аналитическое мышление и тактическую способность. Кроме того, игра хабылык также способствует развитию этических ценностей, таких как честность, уважение к сопернику, добросовестная игра и уважение к правилам.

Еще одной традиционной якутской игрой, которую можно использовать для духовно-нравственного воспитания детей, является игра хаамыска. Якутская настольная игра "хаамыска" - это игра, которую играют с помощью маленьких камушков. В этой игре важны ловкость и быстрота реакции, а также стратегическое мышление и умение прогнозировать ходы соперника. Цель игры - собрать как можно больше камушков, используя свои камушки. "Хаамыска" - это простая, но увлекательная игра, которая позволяет развивать такие навыки, как координация движений, логическое мышление и способность быстро принимать решения. В этой игре нет ограничений по возрасту и она может быть интересной как для детей, так и для взрослых [1]. Игра "хаамыска" является частью якутской культуры и традиций и продолжает пользоваться популярностью в современном мире. Она помогает сохранять и передавать наследие предков, а также способствует развитию у игроков таких качеств, как умение работать в команде, честность и уважение к сопернику. Эта игра является игрой на везение и помогает развивать у детей такие качества, как умение принимать решения в неопределенных ситуациях, способность к адаптации и гибкости мышления. В игре хаамыска также есть элементы соперничества, которые помогают воспитывать у детей уважение к сопернику и умение проявлять честность в игре.

Использование традиционных настольных игр, таких как хабылык и хаамыска, в дошкольном воспитании может иметь ряд практических преимуществ. Во-первых, такие игры могут помочь воспитывать у детей уважение к своей культуре и традициям. Во-вторых, они могут способствовать развитию у детей социальных и когнитивных навыков, а также духовно-нравственных качеств. В-третьих, использование настольных игр может быть эффективным методом воспитания детей в области этики и морали, а также развития их личностных качеств.

Кроме духовно-нравственного воспитания, игры хабылык и хаамыска также способствуют развитию физических качеств у детей. Игра хабылык требует от детей координации движений, быстроты реакции и точности движений. Эти навыки могут быть полезны не только в игре, но и в повседневной жизни, например, при выполнении физических упражнений, занятиях спортом или в обычных бытовых делах.

Игра хаамыска, в свою очередь, требует от детей умения быстро ориентироваться в пространстве и принимать быстрые решения. Эти навыки также могут быть полезны для развития физических качеств, таких как координация движений, скорость реакции и баланс.

Привлечение родителей к играм хабылык и хаамыска может быть важным шагом в духовно-нравственном воспитании детей. Родители могут играть вместе с детьми или поддерживать их во время игры, что поможет укрепить взаимоотношения в семье и научить детей взаимному уважению и доверию. Чтобы привлечь родителей к играм хабылык и хаамыска, можно провести различные мероприятия, такие как вечера игр или семейные турниры. Это может быть не только интересным и веселым занятием для всей семьи, но и возможностью провести время вместе и поделиться опытом.

Кроме того, можно использовать социальные сети и другие средства коммуникации для привлечения внимания родителей к играм хабылык и хаамыска. Размещение информации о мероприятиях, проводимых в рамках использования этих игр в воспитании детей, может привлечь внимание родителей и заинтересовать их.

Важно также обеспечить доступность и удобство для родителей, чтобы они могли легко присоединиться к игре. Например, можно разместить игры в удобных местах в детском саду или школе, или предоставить родителям возможность арендовать игры для игры дома.

В целом, привлечение родителей к играм хабылык и хаамыска может быть эффективным способом укрепления семейных отношений и развития духовно-нравственных качеств детей. Приведем несколько рекомендаций, которые помогут применять игры хабылык и хаамыска в духовно-нравственном воспитании дошкольников:

1. Создайте безопасную и поддерживающую среду. Важно, чтобы дети чувствовали себя защищенными и комфортно, чтобы они могли открыто выражать свои мысли и чувства, а также взаимодействовать друг с другом.

2. Объясните правила игры детям. Перед началом игры объясните правила и дайте детям возможность задать вопросы. Не забудьте обратить внимание на то, как они должны вести себя во время игры.

3. Подчеркните важность справедливости и уважения. Дети должны понимать, что в игре важна не только победа, но и справедливость. Напомните им, что в игре нужно уважительно относиться к другим игрокам и следовать правилам.

4. Вовлекайте родителей. Пригласите родителей в школу или детский сад, чтобы они могли присоединиться к играм или наблюдать за ними. Это поможет родителям понять, какие навыки и ценности развиваются в игре, а также дать им возможность общаться с другими родителями.

5. Разнообразьте игры. Помимо хабылык и хаамыска, можно использовать другие игры, которые помогают развивать духовно-нравственные качества, такие как терпимость, уважение и справедливость.

6. Наблюдайте за детьми во время игры. Важно следить за поведением детей во время игры и быть готовыми вмешаться, если возникнут конфликты или проблемы.

7. Используйте игры как инструмент для обучения. Помимо развития духовно-нравственных качеств, игры хабылык и хаамыска также могут использоваться для обучения математике, логике и другим предметам.

Использование игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников - это эффективный способ развития ценностей и навыков, которые помогут им стать хорошими гражданами, которые умеют уважать других, быть терпимыми, справедливыми и ответственными. Кроме того, использование игр в духовно-нравственном воспитании может помочь детям развить такие важные навыки, как коммуникативные, социальные и когнитивные, которые будут полезными для них в будущем. Важно помнить, что духовно-нравственное воспитание дошкольников является долгосрочным процессом, и использование игр в нем должно быть систематическим и продолжительным.

Использование игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников - это эффективный способ развития ценностей и навыков, которые помогут им стать хорошими людьми.

В заключение, можно сказать, что использование настольных игр, таких как хабылык и хаамыска, в духовно-нравственном воспитании дошкольников является эффективным и увлекательным методом. Эти игры не только развивают физические, интеллектуальные и социальные навыки, но и учат детей быть терпимыми, честными и уважительными к другим. Однако, важно помнить, что духовно-нравственное воспитание детей должно быть систематическим и продолжительным процессом, и использование игр должно быть лишь одним из инструментов в этом процессе. Воспитание требует внимательного и терпеливого отношения, постоянного общения с родителями и педагогами, а также индивидуального подхода к каждому ребенку. Таким образом, настольные игры являются не только способом развлечения, но и эффективным инструментом в духовно-нравственном воспитании детей. Их использование помогает развивать важные навыки и ценности, необходимые для успешной жизни в обществе. Использование настольных игр в дошкольном воспитании может быть полезным инструментом для развития духовно-нравственных качеств детей. Использование традиционных настольных игр, таких как хабылык и хаамыска, может помочь воспитывать уважение к культуре и традициям своей страны, а также способствовать развитию социальных, когнитивных и этических навыков у детей. Использование настольных игр, таких как хабылык и хаамыска, может быть эффективным инструментом для комплексного развития детей. Они помогают развивать не только духовно-нравственные качества, но и физические навыки, что важно для общего здоровья и благополучия детей.

Ссылки на источники

1. Этноспорт Якутии. Автор: Иннокентий Готовцев- Якутск : 2012.

2. Дети Азии. Составители: Алексей Соколов, Ростислав Павлов. 2012 г.

3. Саха торут оонньуулара. =Народные игры и забавы Саха/ А. С. Федоров. -Якутск : Бичик,2011.-96 с.

4. Якутские настольные игры. Автор: - Иннокентий Готовцев- Якутск : 2012.

5. Журнал Саха Спорт 5(19)2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников через сказкотерапию

Формирование духовно-нравственных отношений у дошкольников  через сказкотерапию...

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через театрализованную игру

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы маленького человека. А самое главное - театр раскрывает духовный и творческий ...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

«Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»Подг...