Конспект НОД «Знакомство с картинами о Великой Отечественной войне» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Степанова Виктория Анатольевна

Война коснулась каждого советского человека. С первых дней войны на фронт ушли многие художники. Они были простыми солдатами и офицерами, танкистами и летчиками, партизанами и разведчиками, политработниками и корреспондентами. Многие из них не вернулись с войны. Они отдали свои жизни во имя Победы.
При помощи картин мы узнаем документальную точность и правдивость изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Знакомство  с картинами  о Великой Отечественной войне» в подготовительной к школе группе.

Автор: Степанова Виктория Анатольевна, воспитатель МБОУ  имени Д.П Уланова Лицей №7 , ДО Медвежонок.

Цель: формирование патриотических чувств на основе ознакомления детей с подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:
1.Знакомить с событиями Великой Отечественной Войны, закреплять знания о том, как люди защищали свою страну.
2.Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
3.Расширят знания о мужестве советских воинов в годы Великой Отечественной войны.
4.Воспитывать чувство гордости за советских людей.
5.Учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений.

Предварительная работа:

- беседы с детьми о Великой Отечественной войне,

- чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне,

- организация совместной с родителями выставки детског,

- слушание песен военно-патриотической тематики,

- заучивание пословиц, песен, стихов о войне, о п,

- рассматривание иллюстраций о Великой отечественной войне,

- подбор книг о Великой отечественной войне в книжный уголок.

Ход занятия.

9 мая - День Великой Победы! День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить по кинофильмам, книгам, мемуарам. А еще о войне нам может рассказать изобразительное искусство.

22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны попало  на воскресенье, когда люди ещё спали.

Война коснулась каждого советского человека. С первых дней войны на фронт ушли многие художники. Они были простыми солдатами и офицерами, танкистами и летчиками, партизанами и разведчиками, политработниками и корреспондентами. Многие из них не вернулись с войны. Они отдали свои жизни во имя Победы.
При помощи картин мы узнаем документальную точность и правдивость изображения.

Художники  которые писали о войне  и военной жизни называются -баталисты. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

1.П.А. Кривоногов. Победа. 1948 год (фрагмент) – ярчайший пример картины, передающей эмоции людей в первые минуты после взятия Рейхстага – управленческой верхушки нацизма. 

2.Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости», 1951 г.

Картина, которая сейчас хранится в Центральном музее Вооруженных сил в Москве. Оборона Брестской крести вошла в историю как одно из первых сражений Великой Отечественной войны, в ходе которого, несмотря на победу немецких войск, советские солдаты проявили невероятный героизм и стойкость.

Художник наряду с писателями Константином Симоновым и Сергеев Смирновым стал одним из первых, кто осветил тему обороны Бреста в своем творчестве.

На картине изображен самый напряженный момент боя у Тереспольских ворот, когда солдаты, несмотря на свою изнуренность после месяца непрерывных схваток, снова идут в контратаку. Многие защитники уже мертвы, их тела хаотично разбросаны по земле, но солдаты, некоторые из которых уже ранены, все равно наступают. Еще одна яркая деталь — красный флаг на одной из башен. Древко уже надломлено, но флаг все равно развивается, а значит, крепость еще не сдана и надежда есть.

3.Константин Юон. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1942 г.

Это парад на Красной площади в честь 24-й годовщины Октябрьской революции в 1941 году. Это было тревожное время: битва за Москву в самом разгаре, линия фронта находилась всего в нескольких десятках километров от столицы.

Сама Москва на картине Юона — это не просто фон. Столица выступает одним из главных действующих лиц наряду с военными. Небо заволокло тучами, снег хрустит под тяжелым стройным шагом солдат, вдалеке дымят трубы МОГЭСа… Такую Москву, суровую, сосредоточившуюся, мобилизовавшую все свои силы, изображает на полотне художник. Парад не похож на те, которые столько раз видела Красная площадь: нет зрителей, с флагами и цветами приветствующих красноармейцев, да и сами солдаты одеты не в парадную, а в походную форму: отсюда — прямиком на фронт. Двумя центрами картины становятся Спасская башня и храм Василия Блаженного как символы Москвы и грандиозных военных побед прошлого.

4.Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942 г.

Во время Великой Отечественной войны Александр Дейнека работал в информационных «Окнах ТАСС»: рисовал политические плакаты, регулярно ездил к фронтовой полосе, привозя оттуда эскизы и зарисовки. Однако главным толчком к созданию монументального полотна о войне, по признанию самого Дейнеки, стала фотография из одной фашистской газеты, на которой был запечатлен разрушенный Севастополь. Позднее он вспоминал: «Шла тяжелая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать всё же решил… “Оборону Севастополя”, потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».

Картина получилась не документальным воспроизведением событий военного периода, а символическим изображением страшных битв, которые непрерывно длились на протяжении 250 дней и ночей. Севастополь был захвачен немцами 1 июля 1942 года, и советское командование полностью потеряло Украину и Крым. Художник изобразил один из моментов немецкой атаки. Главные защитники горда — молодые матросы. Их белые одежды контрастируют с огромной темной массой стремительно надвигающихся немецких солдат. На переднем плане картины изображен один из моряков: его щека рассечена, мышцы напряжены до предела, во взгляде читается одновременно решимость, ненависть к врагу и усталость от непомерной нагрузки.

5.За Родину! А. Широков

Вот падает сражённый пулей знаменосец, а сзади это видит другой солдат, годящийся по возрасту ему в отцы и всем своим видом (фигурой, мимикой, жестикуляцией) показывает, что это неправильно, что не должны гибнуть молодые ребята. Но законы войны неумолимы - первыми гибнут самые молодые и самые смелые.

А идущие за ними должны подхватить их знамя и продолжать атаку.

6.Сестрица. М. Самсонов

А вот картина художника Марата Самсонова, который сам служил и воевал бок о бок с хрупкими девушками-медсёстрами, выносящими с боя раненых солдат и офицеров. Ему фронтовику не надо было ничего домысливать и додумывать.

Понятно, что любой, кто попадает под воздействие этих образов, не останется равнодушен и внесёт свою лепту в освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков.

7.На картине художника-баталиста Владимира Евгеньевича Памфилова «Подвиг панфиловцев» изображен бессмертный подвиг 28 героев «панфиловской» дивизии, которые погибли, но не пропустили фашистов к Москве. Политрук дивизии Василий Клочков сказал знаменитые слова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»

8.Александр Лактионов, «Письмо с фронта», 1947

Картина, принёсшая художнику всесоветскую славу, а также Сталинскую премию, изображает близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта.

О чем же писали солдаты домой? Какие мысли заключали в строки на клочках бумаги, а иногда даже на полях газет? 

А писали солдаты об ожесточенных боях  ; но несмотря на то, что каждый час и каждую минуту мы ждем смерти, над нами вьются вражеские фашистские самолеты и по нам бомбят, мы не боимся смерти и страха ввиду озлобленного нашего сердца над фашистским гадом за его издевательство над нашей Родиной, женами, матерями и нашими детьми и будем бить его мы до конца, не считая своей крови и смерти...».

8.Ирина Балдина, «Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская», 1984 

Во время Сталинградской битвы медсестра Наталья Качуевская спасла 20 раненых красноармейцев в одиночку, сражаясь с наступающими войсками противника. Оказавшись в окружении захватчиков, она взорвала себя и врага последней гранатой. Портрет кисти Ирины Балдиной — дань памяти ее подвигу.

Запись из записной книжки Наташи: 
«Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть:"Вперед!" Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть даже одна его безымянная запятая. Надеюсь, я смогу поставить свою запятую...». 

Война навсегда остается в памяти народа, даже если с её окончания проходят годы и десятилетия. Стихи и картины о великих победах и великих трагедиях Великой Отечественной войны позволяют нам проникнуть в саму суть, в ткань прошлого, сердцем и душой проживая один из самых важных моментов истории.

Давайте, ребята, и мы будем чтить память павших бойцов, гордиться тем, что мы русские – самые мужественные люди в мире! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкально - спортивный тематический праздник, посвященный 70летию Победы в Великой Отечественной войне для подготовительных к школе групп "Звезда Победы".

в сценарии подобраны музыкальные произведения, стихи советских авторов о Великой Отечественной войне, спортивные игры и эстафеты, которые помогут педагогам подготовиться к проведению праздников, посвя...

Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?» для детей подготовительной к школе группы

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА -  самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территор...

Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?» для детей подготовительной к школе группы

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА -  самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территор...

Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»

Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...

Сценарно-режиссерская разработка праздничного мероприятия, посвященного 77 -летию Победы в Великой Отечественной Войне, в подготовительной к школе группе "День, который мы никогда не забудем"

Закреплять у детей знания о Великой Отечественной  Войне, Дне Победы.Развивать  духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культуро...