Конспект занятия по развитию речи: «Я живу в России» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Алехина Наталия Николаевна

В занятии в игровой форме дошкольники уточняют, закрепляют и расширяют представления о своей Родине. Используется технология составления рассказа о родном городе с опорой на схему - мнемотаблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alehina_n.n.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи: «Я живу в России»

в подготовительной к школе группе

автор: воспитатель Алехина Наталия Николаевна

Цель: обобщить знания детей о Родине - России.

Задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательное отношение к разным народам и жителям разных стран;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Образовательные:

  • расширять знания детей о России;
  • закрепить знания о символах государства (флаг, герб, гимн);
  • закрепить умения детей «читать» карту, знания о значении каждого цвета на карте (синий — море, зелёный — леса и т.д.);
  • формировать представление о многонациональности нашего государства;
  • активизировать и расширять словарный запас («ландшафт» названия стран, названия деталей национального костюма, названия народов России);
  • учить подбирать слова-признаки»;
  • учить составлять рассказ с опорой на схему.

Развивающие:

  • продолжать формировать навыки разговорной речи: ясно выражать свои мысли, отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать грамматический строй речи; интонационную выразительность речи;
  • развивать умение двигаться в соответствии с особенностями музыки.

Материал и оборудование: карта мира, картинки с изображение гор, леса, пустыни, моря, реки; иллюстрации по теме: «Народы России»; пазлы «Флаг России», «Герб России»; аудиозапись песни «Я – живу в России», разноцветные кубики, мнемотаблица.

Ход.

Воспитатель: 

- Ребята, сегодня в наш детский сад пришло электронное письмо, в котором написано, что оно адресовано детям подготовительной к школе группы. Воспитатель зачитывает содержание письма.

«Дорогие ребята! Пишем вам письмо из далёкой страны – Китая. Нас зовут Джен и Сян, мы брат и сестра, нам 6 лет, мы тоже ходим в детский сад родного города. А живём мы в самом большом городе Китая – Шанхай, которая является столицей Китая.

Обращаемся к вам с просьбой. Дело в том, что мы очень мало знаем о вашей стране. Интересно, какая она? Расскажите, пожалуйста, о ней. Будем очень рады и признательны Вам.

Воспитатель: 

- Ребята, давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране, снимем это на видео и отправим его Джен и Сян. Быть может, посмотрев видео, они захотят приехать в гости в нашу страну, чтобы своими глазами увидеть ее красоту и необъятные просторы.

- Что означает слово «страна»? (ответы детей)

- А какие страны кроме России вы знаете?

- Где можно увидеть все страны? (на карте мира)

Дети и воспитатель находят на карте мира Россию и Китай, отмечая, что они находятся на одном континенте.

- У каждой страны есть свои границы (показывает на карте), которые тщательно охраняются, а также есть столица – главный город страны, в котором живёт и работает правительство. А как называется столица России? (показывает на карте)

- Если сравнивать нашу страну с другими странами, что вы скажите о ее площади?

- Давайте прочтем стихотворение о том, какая огромная наша страна.

Дети читают выученное ранее стихотворение «НАША РОДИНА» Н.Забила

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится.

- В нашей стране очень разный природный ландшафт – леса, поля, пустыни, реки, моря, горы. Давайте поиграем в игру «Что рассказывает карта». Я буду показывать иллюстрации с изображением моря, леса, гор, пустыни и вы показать, как они обозначены на карте.

Воспитатель:

- Страна – это, прежде всего, мы с вами, т. е. люди, которые в ней живут. Россия - многонациональная страна. Представители самых разных национальностей проживают в России.

- Какие национальности вы знаете? (ответы детей) Правильно, молодцы. Люди разных национальностей много сотен лет дружно живут в России, относясь друг к другу уважительно, миролюбиво и помогая друг другу. Чем крепче дружба между народами, тем сильнее становится наша страна.

Дети рассматривают иллюстрации по теме: «Народы России»

- Как называется русский национальный женский костюм? (сарафан, вышитая рубашка, кокошник) А как называется русский национальный мужской костюм? (рубаха- косоворотка, портки- штаны, пояс–кушак, лапти или кожаный сапоги, шапка или картуз)

Воспитатель:

- Дети, какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

- Новых друзей наживай, а старых не забывай.

- Один за всех и все за одного!

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей!

- Когда мы едины – мы непобедимы!

- Нет друга – ищи, а нашёл – береги!

- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

- Ты гроза грозись, а мы друг за друга – держись!

- Русский народ имеет свои традиции и очень любит петь и танцевать. Давайте и мы потанцуем под песню о России. (танцевальная игра «Я живу в России»)

Воспитатель: 

- Какие символы нашего государства вы знаете?

- Давайте с помощью игры, мы покажем, как они выглядят.

Дети, поделившись на 2 подгруппы, собирают пазлы «Флаг России», «Герб России».

- Цвета нашего флага выбраны не спроста.

На Руси три цвета имели символическое значение:

Белый – благородство, откровенность;

Синий – верность, честность;

Красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.

- Дети, давайте поиграем в игру «Россия какая?» (игра проводится с помощью кубиков, дети называют прилагательное, выстраивая башню из кубиков) Красивая, огромная, необъятная, великая, родная, гостеприимная, многонациональная, разнообразная, щедрая, талантливая  и др.

- У каждого жителя нашей страны есть место в России, где он родился. А как называется наш город? Давайте расскажем о нашем городе, может китайские друзья, приехав к нам в Россию, посетят и его.

Игра «Расскажи о своем городе» (по мнемотаблице)

 1 квадрат: изображен герб.

 Дошкольник говорит, как называется город, в котором он живёт, уточняет область.

2 квадрат: нарисованы ребёнок и буква У, рядом изображение зданий.

Ребёнок рассказывает, на какой улице живёт он, какие достопримечательности есть на его улице.

3 квадрат: нарисованы дети и здания.

 Ребёнок рассказывает об учреждениях для детей – школы, детские сады, музыкальная школа, художественная школа, Дом творчества и др.

4 квадрат: изображения взрослых и разных учреждений – завод, банк, больница, дворец, стадион, церковь.

Ребёнок рассказывает об учреждениях нашего города, называет место работы родителей.

5 квадрат: изображения сердца.

Ребёнок высказывает своё отношение к городу: «Я люблю родной город, потому что я здесь родился, здесь живёт вся моя семья».

Воспитатель: 

- В нашей стране много достопримечательностей – архитектурных зданий, сооружений, памятников.  Предлагаю разместить их изображение на коллаже, который мы изготовим в творческой мастерской. Фото коллажа мы также отправим детям из Китая. (Коллаж дети изготавливают на занятии по аппликации и конструированию)

Информационные источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/11/15/konspekt-po-razvitiyu-rechi-nasha-rodina-rossiya-starshaya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Тема: Осень.Цель: формирование  умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы....

Конспект занятия по развитию речи "Осень" с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием мнемотехники....

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»

Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует  аналитическое мышление, ....

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Конспект занятияпо развитию речи «Осень»с использованием мнемотехникив подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Конспект занятияпо развитию речи «Осень»с использованием мнемотехникив подготовительной к школе группе.Конспект занятияпо развитию речи «Осень»с использованием мнемотехникив по...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Сказочный театр»

Цель: создать условия для развития связной речи и коммуникативных умений детей в театрализованной деятельности.Задачи: Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной...