Опыт работы «Использование субъектно-ориентированного подхода в процессе ознакомления дошкольников с родным краем».
методическая разработка

Брежнева Светлана Анатольевна

     Детское краеведение является на современном этапе чрезвычайно интересным направлением для реализации в ДОУ, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, и позволяет с успехом применять инновационные педагогические технологии, способствующие развитию субъектного опыта и субъектного поведения ребенка.

В данной работе представлен алгоритм деятельности из трех шагов, включающий знакомство с материалом, фиксацию материала и трансляцию усвоенного материала дошкольниками и педагогами. Считаем, что данный опыт можно считать инновационным, так как он включает новые способы и технологии реализации задач дошкольного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №20 «Кристаллик»

Региональная научно-практическая конференция

«Краеведческое образование – основа становления духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»

Опыт работы

«Использование субъектно-ориентированного подхода в процессе ознакомления дошкольников с родным краем».

                                                      Старший воспитатель Брежнева С.А.  

                                                 Новосибирск 2023

Слайд 1

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. И все программные документы, государственные стандарты выдвигают задачу формирования краеведческой культуры у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех уровнях. 

Слайд 2

     Детское краеведение не может не заинтересовать воспитателей, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, и позволяет с успехом применять инновационные педагогические технологии, способствующие развитию субъектного опыта и субъектного поведения ребенка.

Слайд 3

     В нашей дошкольной организации 150 воспитанников, а также 10 воспитателей и 6 специалистов, осуществляющих  работу с детьми по всем образовательным направлениям. И то, что всё это – люди единомышленники, пропитанные сами любовью к своему краю, к русской культуре, природе, вере, позволяет создавать атмосферу, способствующую передаче своей идентичности детям, планировать и создавать события, эмоционально, интеллектуально и нравственно оставляющие след в детском сознании.  

Слайд 4

Принцип работы ЧДОУ «Кристаллик»  это создание единого образовательного пространства для всех возрастов детей.

Любая тема охватывает все 5 групп и реализуется в соответствии с возрастными возможностями и интересами.

Слайд 5 

 Работа по краеведению в новом формате, так же как и другие образовательные направления, построена по алгоритму из 3 шагов, о которых я хотела бы рассказать.

Шаг 1.

Знакомство с родным краем частично происходит в стенах детского сада через такие традиционные  формы как встречи с интересными людьми, исследовательские проекты, мини-музеи, праздники.

Ведь нельзя заниматься воспитанием любви к Родине частично, иногда- этим должна быть пропитана вся жизнь учреждения, включая семьи воспитанников, сформированы Традиции.

Слайд 6.   Одна из таких традиций это путешествие на большом голубом автобусе «Кристалл». Благодаря налаженному сотрудничеству с крупными спортивными и культурными  объектами города Бердска, мы активно используем форму экскурсий и общих выездов.

Слайд 7.   Знакомство с многочисленными спортивными объектами создает у детей образ Бердска как города спортивной славы, ждущего своих будущих чемпионов. Неоднократно устраивали поездки на детские матчи по хоккею, футболу, экскурсии по Спортивным Комплексам, встречи-знакомства с известными спортсменами и тренерами г.Бердска и Новосибирска и массовые мероприятия с родителями.

Слайд 8.  Немаловажным мы считаем уже в дошкольном возрасте знакомить детей с объектами культуры и искусства, прививать представление о Красоте. Многократно мы возили детей в театры и музеи г.Новосибирска: НОВАТ, Областной театр Кукол, Новосибирская филармония, Художественный музей. У таких поездок по знакомству с культурой, архитектурой, и другими достопримечательностями родного края есть своя методика и тщательная предварительная работа.

Слайд 9   Например, перед поездкой в Художественный музей, сначала мы едем туда сами, знакомимся с представленной композицией, выстраиваем маршрут осмотра и выбираем и фотографируем те произведения, которые будут интересны детям. Затем педагоги готовят интересные рассказы, необычные сведения о живописных полотнах или о художниках, а некоторые картины рассматривают с детьми в виде репродукций. Добавим еще технологию ТРИЗ, позволяющую нам незаметно приникать в любую картину и получать много дополнительных сведений изнутри и интерес детей 5-7 лет легко поддерживается на протяжении 1часа. Примерно такая же работа проделана педагогами перед поездкой на электропоезде на стацию Новосибирск-Главный. Слайд 10

Слайд 11 -14. В своем родном городе Бердске походы в лес, на берег Обского водохранилища, прогулки по микрорайону Молодежный, в парк Победы, посещение Исторического музея, музея «Дом русских сказок»  создают у детей  эффект причастности к истории родного края, его красоте и самобытности.

Слайд 15.  Ведь мы никогда не возвращаемся с пустыми руками, мы приносим в детский сад наши находки, наблюдения, фотографии и создаем схематичные записи, маршруты, создаём карты, заполняем детскую документацию.

Слайд 16. Это второй этап работы. Его важность мы осознали в процессе поиска и применения субъектных образовательных технологий в работе с дошкольниками. Умение фиксировать свои новые знания – это способ для детей создать свою личную картину увиденного, лучше запомнить событие.

Слайд 17. Как пример, хотим представить продукт  реализованного в  2022 учебном году проекта Пушкинская карта «Кристаллика».

Проект направлен на приобщение детей к искусству и культуре, в том числе своего родного края, на формирование образов красоты и основ, которые помогут в будущем любить и понимать классическое и народное искусство.

Почему такое название,  Пушкинская карта?

Всем известно, что существует Государственная программа приобщения молодежи от 14 до 22 лет к культуре под названием «Пушкинская карта».  Она- то и вдохновила нас создать совместно с детьми собственный маршрут из культурных объектов для дошкольников и назвать её «Пушкинская карта «Кристаллика».

Слайд 18-19. 

Проблема:  Как вызвать интерес и мотивацию у дошкольников к знакомству с различными видами искусства? Где в Бердске и Новосибирске можно детям  встретиться  с искусством?

Слайд 20

Продукт проекта:

«Пушкинская карта «Кристаллика» в виде индивидуального блокнота, куда каждым участником проекта внесена информация о тех видах искусства и достопримечательных объектах культуры и архитектуры родного региона, которые посетил ребенок.

Слайд 21. Представлен шестью модулями, посвященными разным видам искусства

               Модуль

   Объекты для знакомства,  которые посетили дети:

Модуль МУЗЫКА

НОВАТ

Модуль ТАНЕЦ

Видеозаписи танцевальных композиций государственных ансамблей «Березка» и им.Моисеева.

Модуль ТЕАТР

НОВАТ, Областной театр Кукол

Модуль ЛИТЕРАТУРА

Бердская библиотека

Модуль ЖИВОПИСЬ

Новосибирский Художественный музей, переписка в соцсети ВКонтакте с художником из Санкт-Петербурга В.Ждановым.

Модуль АРХИТЕКТУРА

Поездка на электропоезде на станцию Новосибирск-Главный,

автобусная экскурсия по Бердску (Роддом, ДК Родина, Храм Преображения Господня, Монумент Славы, Набережная Ремикс, Обское водохранилище, Мост через реку Бердь.

В общей сложности за 4 месяца мы посетили порядка 12 объектов.

Слайд 22.  Посетив такое большое количество достопримечательностей, не запутаться,   а структурировать всю новую информацию помог продуманный заранее  способ фиксации детских знаний самими же детьми, причем осмысленно и заинтересованно!

Слайд 23-24.  Дети в своих блокнотах приклеивали билеты в театр или музей, маленькие распечатки увиденных картин, подписывали авторов, зарисовывали схематично достопримечательности, воспитатель вклеивала записанные со слов ребенка рассказы. По окончании проекта эти созданные своими руками архивы дети забрали домой.

Невозможно воспитать патриота без поддержки семьи. И эта карта позволила включить родителей в общую задачу, через проявление интереса, обсуждение с ребенком, заполнение странички – любимое место нашей семьи.

Слайд 25.  Для реализации третьего этапа,  показывающего как раз сформированность знаний о своем крае, нам попался необычайно интересный проект «Живые письма дошкольников».

Слайд 26.  Это всероссийское движение, начатое коллегой из Тюмени Жанной Саткеевой, в котором ребята из детских садов разных регионов России и СНГ могут написать своим ровесникам о своем городе и получить письмо из другом, в котором никогда не бывали.   Слайд 27  На сегодняшний день в сообщество «Живые письма» входят детские сады из городов и регионов: Москва, Санкт-Петербург, Центральная Россия, Калининград, Северная Осетия, Республика Саха, Тыва,  Находка и Приморский край, Урал и Сибирь, Алтайский край, Донбасс, подключилась Белоруссия.

Слайд 28-30.  Именно написание ответного письма в детский сад города Калининграда в виде конспекта и видеозаписи было представлено на конкурс методических материалов по краеведению. Эта совместная деятельность с ребятами подготовительной группы показала нам, насколько хорошо они помнят все поездки, истории, объекты, которые мы посещали и в прошлом,  и в этом году. Иногда затрудняются в названии музея или театра, но хорошо помнят атмосферу события, ситуации, и оставалось закрепить эти их воспоминания рисунками, коллажами и составленным и записанным с моей помощью текстом. Обратила внимание, насколько дети были мотивированы настоящим значимым делом, они обсуждали, предлагали, спорили, принимали решение.

Следом пришло письмо из Москвы, ответ на который по примерно такому сценарию писала старшая группа. А ещё в этой группе ребята реализовывали проект «Как помочь незрячим людям. Изобретения для слабовидящих».  И в чате я нашла адрес, где воспитатель из Санкт-Петербургского сада для слабовидящих детей просила написать им письмо, только объекты рисовать крупные не менее 5 см. Дети рисовали книжку, замеряли буквы и рисунки, чтобы соответствовать условию.

Слайд 31.   Проект развивается и мы вместе с ним. В преддверии Дня Победы  была запущены акция «Поезд времени». Дошколята создавали картонный поезд с товарными вагончиками-кармашками, который спешил на фронт и вез продукцию, которую поставлял фронту тот или иной город. Так происходит получение и обмен знаниями о военной истории своего города. Сейчас наш детский сад выступил с инициативой создавать круги героя, которые содержат информацию об известных людях своего региона, о военных, спортсменах, писателях и ученых разных лет. Надеемся, что это будет интересно.

Слайд 32.  Итак,  мы представили Вашему вниманию наш опыт изучения культуры и достопримечательностей нашего родного края с использованием  субъектно- ориентированных педагогических практик. На слайде он изображен в виде ступеней:

               3. Проживание темы с фиксацией полученных знаний

       2. Трансляция полученных знаний

1.  Знакомство с новой информацией

Ступени алгоритма построены по возрастающей, так как  каждый следующий шаг – это новая компетентность ребенка более высокого уровня.

В общем по такой структуре получения-усвоения работают воспитатели  во всех возрастных группах, увеличивая с возрастом  степень самостоятельности детей.

Слайд 33

Если у вас возникло желание поучаствовать в всероссийском проекте Живые письма дошкольников, найти друзей по переписке, присоединяйтесь.

Это можно сделать В Контакте:

ВКонтакте: Живые письма дошкольников

ВКонтакте: Детский сад «Кристаллик» Бердск

ВКонтакте: Брежнева Светлана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

"Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, которая  включает в себя воспитание любви к близким людям,   к родному городу и природе родного...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...

Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."

Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....

Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем

Первоначальные основы интереса к сельскохозяйственному труду, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей в дошкольном возрасте. Гл...

Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»

Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»...