РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 5-7 лет на 2021-2023 учебный год
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Лебедева Ольга Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

для детей 5-7 лет

на 2021-2023 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_ekolog-5-7_let.docx58.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                     УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                             приказом МБДОУ                                                                                                          

МБДОУ «Детский сад №62 «Каравай»                      «Детский сад №62«Каравай»

Протокол от 31.08.2021 г. № 1                                    от 31.08.2021г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

для детей 5-7 лет

на 2021-2023 учебный год

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад №62 «Каравай»

Составитель:

Воспитатель

Лебедева О.В.

Содержание программы

№ п/п

Наименование раздела

Страница

I

Целевой раздел

3

1

Пояснительная записка

3

1.1

Актуальность программы кружка

3-4

1.2

Цели и задачи

4-5

1.3

Принципы и подходы к реализации задач

5-6

1.4

Практическое значение кружка

6

1.5

Формы и режим занятий

6

1.6

Возраст детей и продолжительность реализации кружка

7

1.7

Ожидаемые результаты освоения программы кружка

7

II

Содержательный раздел

8

2.1

Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса кружка

8

2.2

Соотнесение требований ФГОС ДО к содержанию программы кружка

8

2.3

Планирование содержания работы кружка

9-22

III

Организационный раздел (приложения)

23

3.1

Предметно-развивающая среда и система работы по программе

23

3.2

Материально-техническое оснащение занятий.

23

3.3

Формы проведения итогов реализации программы

23

3.4

Педагогическая диагностика и методика результативности программы

24-25

3.5

Перспектива работы

25

3.6

Методическое обеспечение

26


I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

       Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

     Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

1.1 Актуальность программы

        Программа кружка «Юный эколог» основана на парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» для детей старшего - подготовительного возраста от 5 до 7 лет.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

      Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

    Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели.

1.2 Цель и задачи программы

     Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:

- человек — неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна;

-человек ответственен за сохранность природы;

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

    Задачи образовательные:

— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;

о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле,

о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;

о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

— научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

— развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

воспитательные:

— сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

— формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

1.3 Принципы и подходы к реализации программы

  •   принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
  •   принцип систематичности и последовательности;
  •   принцип наглядности;
  •   принцип доступности и посильности;
  •   принцип учета возрастных особенностей детей;

1.4 Практическое значение программы кружка

    Практическое значение программы – это изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в цветниках, подкормка птиц, посадка цветников и др.).  

     Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности; экскурсий, наблюдений, опытов.

1.5 Формы и режим занятий

     Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

     Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

        Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут, с детьми 6 – 7 лет не более 25 минут.

1.6 Возраст детей и продолжительность реализации программы

      Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

    Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:

  • 1 этап – с детьми 5 – 6 лет;
  • 2 этап – с детьми 6 – 7 лет.

1.7 Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанник должен:        

ЗНАТЬ:        

-Правила поведения в природе.

-Растения и их характерные признаки.

-Основные признаки диких и домашних животных.

-Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:        

-О перелётных птицах.

-О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

-Об охране природы.

-О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

-О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ:        

-Выполнять правила поведения на природе.

-Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

-Обеспечивать уход за растениями цветников

-Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,   уборка мусора, изготовление природных знаков).

-Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.


II Содержательный раздел

2.1 Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации кружка

 Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию) - репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности) - частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) - исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: - фронтальный (одновременно со всей подгруппой) - индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) - подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.) - индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

2.2 Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы кружка

  •   Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г.  №1155)
  •   Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
  •   Положение о кружковой работе
  •   Приказ об организации кружковой работы ДОУ


2.3 Планирование содержания работы кружка

Перспективный план старшей группы

Сентябрь

№ недели/Тема недели

Организованная образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Проведение мониторинга

2 неделя

Проведение мониторинга

3 неделя

Какие они – цветущие растения? Что цветет на нашем участке в начале сентября Кто помогал цветам расти.

Продолжить знакомство с растениями на участке д/с; Закрепить знания о растениях способах ухода за ними; Сбор семян растений цветника 

«Юный Эколог» Стр.5,6,7 «Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева с.6 

4 неделя

Растения в нашем уголке природы

Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, тепло и т.д.); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые виды

«Юный Эколог» с. 20- 22

Октябрь

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1неделя

Перелетные и зимующие птицы

Закрепить знания детей о перелетных и оседлых птицах, их внешнем облике и образе жизни

См. Программа экологического воспитания» Николаева С. Н. с.9

2 неделя

Уходит золотая осень

Уточнить представление детей об осени; пробуждать стремление выразить себя в худ. тв-ве; развивать умение слушать литературные произведения

«Юный эколог» с.25-27 

3 неделя

Корова и коза – домашние животные

Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними;

«Юный эколог» с. 35

4 неделя

Лошадь и овца – домашние животные

Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними;

«Юный эколог» с.34

Ноябрь

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Для чего животным хвосты

Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой

«Юный эколог» с.27

2 неделя

Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме

Дать детям представление о том, как звери готовятся к зиме

«Юный эколог» с.31

3 неделя

Какие птицы прилетают на корм. Ищем птичьи следы, как птицы передвигаются по земле? Как летают? Когда птицы бывают заметны? Чем кормим и что они особенно любят

Учить детей наблюдать за птицами, их повадками.

«Юный эколог» с.48, 49, 51, 54, 58

4 неделя

Наши четвероногие друзья (кошка и собака)

Формировать представление детей о том, что собака умное дом .животное; воспитывать любовь и заботливое отношение к дом. животным

«Юный эколог» с. 69-77

Декабрь

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

«Письма заболевшим детям»

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый человек выглядит красиво (чистая кожа, крепкие мышцы и т. д.). Познакомить детей с названиями лекарственных растений, помогающих при простуде. Воспитывать к близким людям, познакомить с процессом оформления и отправки письма.

«Юный Эколог» с.39

2 неделя

Как узнать ель? Какие у неё иголки? Сколько лет нашей ели?

Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав сверху вниз ряды ветвей можно узнать возраст ели

«Юный Эколог» с.41-42

3 неделя

Какой снег? Наблюдения за снежинками.

Наблюдать с детьми свойства снега. Показать детям строение снежинок на темном фоне. Нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу. Вырезать снежинки из бумаги для украшения группы.

«Юный эколог» с.47

4 неделя

Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду)

Показать детям свойства снега и воды

«Юный эколог» с.47

Январь

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

каникулы

2 неделя

Лес – это дом для многих жильцов

Дать детям первоначальное представление о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга

« Программа эколог.воспитания»С.11 «Юный Эколог» с.53

3 неделя

«Станем юными защитниками природы»

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе

«Юный Эколог» с.42

4 неделя

Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период

«Юный Эколог» с.45

Февраль

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Как люди помогают лесным обитателям?

Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности — подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки

«Юный Эколог» с.56

2 неделя

Выращивание лука

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры.

 «Юный Эколог» с.58,59,64,65,68

3 неделя

Досуг посвященный

В. Бианки

«Юный эколог» с.59

4 неделя

Прошла зима холодная

Уточнить знания детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных. Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Побуждать детей к отражению своих впечатлений об этом сезоне в рисунках.

«Юный эколог» с.66


Март

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Как люди заботятся о своём здоровье весной

Уточнить представления детей о человеческом теле, объяснить, что организм нужно укреплять, развивать и закалять. Весной организм очень ослаблен, поэтому нужно чаще бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами.

«Юный эколог» с.73

2 неделя

Вечер досуга «Люблю березку русскую»

«Юный эколог» с.85

3 неделя

Божья коровка

Уточнять представления детей о внешнем строении насекомых, учить бережному отношению к окр. миру

«Юный эколог» с. 81- 85

4 неделя

Весна в жизни лесных обитателей

Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны

 «Юный эколог» с.82

Апрель

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик)

Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером.

«Юный эколог» с.76, 80, 84, 102, 107, 108

2 неделя

Наблюдаем за попугаем. Чем отличается от воробьёв. В хороших ли условиях живут попугаи

Установить вместе с детьми, что у попугая на голове есть глаза, уши и т. д. Учить сравнивать его с другими птицами. Рассказать о том как правильно ухаживать за птицей.

«Юный эколог» с.64

3 неделя

Праздник юных любителей природы

Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу.

«Юный эколог» с.91

4 неделя

Экскурсия в парк

Познакомить детей с весенними явлениями природы в парке, показать его многоярусность. Показать чувство «дома», парк – это место, где человек отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса.

«Юный эколог» с.103

Май

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Как человек охраняет природу

Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга

Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга»

«Юный эколог» с.110

2 неделя

Весна кончается – лето начинается

Уточнить и обобщить представления детей о весне как о сезоне, когда природа быстро меняет условия жизни(становится тепло, увеличивается световой день и т. д.)

«Юный эколог» с.111

3 неделя

Проведение мониторинга

4 неделя

Проведение мониторинга


Перспективный план подготовительной группы

Сентябрь

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Проведение мониторинга

2 неделя

Проведение мониторинга

3 неделя

Планета Земля в опасности!

Начинаем читать книгу «Экология в картинках!»

Дать детям представления о планете Земля; материках, океанах, странах, народах. Сформировать представления о доме для разных живых существ; растений, животных, людей.

«Юный Эколог» с.11-17 «Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева с. 7

4 неделя

Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях.

Беседа с детьми по н.-н. пособию «Картины из жизни диких животных».

«Юный Эколог» с. 24-28

Октябрь

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1неделя

Обитатели нашего уголка природы.

Уточнить виды растений которые имеются в уголке природы; условия и потребности жизни.

См.Программа экологического воспитания» Николаева С. Н. с.11

«Юный Эколог» с.30-32

2 неделя

Почему белые медведи не живут в лесу?

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни

«Юный эколог» с.32-35

3 неделя

Беседа о кроте

Формировать у детей представления об особенностях внешнего строения и поведения крота; его приспособленности к подземному образу жизни.

«Юный эколог» с.37-38

4 неделя

Что человек делает из глины?

Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда).

«Юный эколог» с.40-41

Ноябрь

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Сравнение рыб и лягушек

Формировать обобщенные представления: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши.

«Юный эколог» с.42

2 неделя

Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения

Сформировать у детей представления о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Учить рассматривать особенности внешнего строения растений.

«Юный эколог» с.44-49

3 неделя

Целевая прогулка по территории детского сада

Наблюдение за погодой, деревьями, кустарниками.

«Юный эколог» с.48,49

4 неделя

Беседа об осени

Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года.

Загадки, стихотворение А.С. Пушкина «Осень», картинки «Золотая осень».

Декабрь

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Через добрые дела можно стать юным экологом.

Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных).

«Юный Эколог» с.55,56

Сказка «Лиса, заяц и петух», «Золушка».

2 неделя

Беседа о лесе.

Уточнить и расширить представление детей о лесе.

«Юный Эколог» с.58-62

3 неделя

Изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов»

Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам.

«Юный эколог» с.62-64

4 неделя

Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду)

Показать детям свойства снега и воды

«Юный эколог» с.70

Январь

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

каникулы

2 неделя

Наблюдение за водой, снегом, паром.

Опыты с водой: что такое пар? Зимние узоры на снегу – это что?

« Программа эколог. воспитание» с.11 «Юный Эколог» с.73-76

3 неделя

Земля – живая планета

Уточнить представления детей о Солнечной системе.

«Юный Эколог» с.79-84

4 неделя

Волк и лиса – лесные хищники

Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время.

«Юный Эколог» с.84-86

Февраль

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Цепочка в лесу

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

«Юный Эколог» с.89

2 неделя

Выращивание лука

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры.

 «Юный Эколог» с.91

3 неделя

Наблюдение за луком

Выявить какие изменения произошли с луковицей за неделю. Зарисовать в дневнике наблюдений.

«Юный эколог» с.91

4 неделя

Опыты с воздухом

Наблюдения: Воздух упругий. Дуем – играем. Воздух нужен для жизни. Чем пахнет воздух?

«Юный эколог» с.93

Март

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Наблюдения за луком и ветками в вазе.

Наблюдение за дальнейшими изменениями в росте луковицы. Для срезанных веток создать благоприятные условия .

«Юный эколог» с.101,102

2 неделя

Что мы знаем о птицах

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

«Юный эколог» с.108,109

3 неделя

Сравнение кроликов и зайцев

Уточнять представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных.

«Юный эколог» с. 114,115

4 неделя

Когда животных в природе становить много или мало?

Уточнять и расширять представления детей о том, как создаются пищевые связи растений и животных.

 «Юный эколог» с.116-118

Апрель

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик)

Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером.

«Юный эколог» с.118-121

2 неделя

Лес в жизни человека

Уточнять представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

«Юный эколог» с.124-128

3 неделя

Праздник юных любителей природы. Акция «Украсим дом цветами»

Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу.

«Юный эколог» с.129,130

4 неделя

Экологический поход

Познакомить детей с пробуждением природы, весенними явлениями: набухание почек, цветущие деревья и кустарники, развертывание листьев.

«Юный эколог» с.130-135

Май

№ недели/Тема недели

Организационно

образовательная деятельность

Методическое обеспечение

1 неделя

Кому нужна вода?

Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт ( она нужна всем живым существам).

«Юный эколог» с.144-147

2 неделя

Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером.

Уточнить и обобщить представления детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее; сообществе, которое сложилось без помощи человека.

«Юный эколог» с.150,151

3 неделя

Проведение мониторинга

4 неделя

Проведение мониторинга


III Организационный раздел

3.1 Предметно-развивающая среда и система работы по программе

  • Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок живой природы», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
  • Подбор методической литературы.
  •  Обучающие познавательные занятия.
  • Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
  • Взаимосвязь детского экологического воспитания с другими направлениями: социально- коммуникативная, познавательная, речевая, художественно - эстетическая.

3.2 Материально-техническое оснащение занятий.

  • Мультимедийное оборудование;
  • Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
  • Фигурки с домашними и дикими животными;
  • Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
  • Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
  • Гербарий растений;
  • Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
  • Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами;
  • Кормушка для птиц;
  • Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)

3.3 Формы проведения итогов реализации программы

  • Выставка рисунков, участие в конкурсах поделок  «Золотая осень», засушивание гербария, акции «Покормите птиц зимой», экологические проекты «Планета Зверей».
  • Отчет о кружковой работе


3.4 Педагогическая диагностика и методика результативности программы.

Показатели развития

Формы (перечень диагностических средств, методик)

Периодичность

Уровни развития 

Ребенок имеет представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле.

Наблюдения; беседы; выполнение поручений, специальных заданий; экспериментальные ситуации. 

2 раза в год, 
сентябрь — май

Высокий уровень — 3 балла

(у ребенка полностью сформированы знания, умения и навыки)

Средний уровень — 2 балла

(ребенок имеет частичное представление по показателям развития)

Низкий уровень — 1 балл

(ребенок не владеет знаниями,

умениями,

навыками)

Имеет представления о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях.

Владеет умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; простейшим правилам поведения в природе.

Способен оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.

У ребенка сформировано чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений.

Сформировано понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой

Сформировано умение, через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок

3.5. Перспектива работы

Экологическое воспитание должно занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников; воспитать заинтересованность, научить понимать и ценить природу; расширять и углублять свои представления об окружающем мире; развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.

3.6 Методическое обеспечение

1. С. Н. Николаева «Юный эколог»,  «Программа экологического воспитания дошкольников», 5 – 6 лет; Мозаика, синтез,  Москва,  2010г.

2.  С. Н. Николаева «Юный эколог, «Программа экологического воспитания в детском саду»

3.  Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова  «Формирование экологической культуры дошкольников». Издательство «Учитель», Волгоград

4.  О. А. Соломенникова  «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» .

5. С. Н. Николаева «Юный эколог», « Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» 6-7 лет. Мозаика, Синтез, Москва 2010г.

6. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

7. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

8. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г.– Волгоград: Учитель, 2011

9. «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000

10 Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992

 11. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995

12. Богусловская З. М., Смирнова Е. О.  Гризик Т. «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста», Москва 1991Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

13. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...

«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»

laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно) на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно)...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2019-2021 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»для детей 3-5 летна 2019-2021 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2022-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2022-2024 учебный год...