МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Широка страна моя родная!»
методическая разработка (старшая группа)

Овсянкина Анна Юрьевна

материал представляет собой вечер досуга для детей старшего дошкольного возраста, где затрагиваются вопросы патриотического и духовно- нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestped.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

досуговой деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Широка страна моя родная!»

Воспитатель ГБДОУ д|с № 20

Кировского района Санкт - Петербурга,

Овсянкина А.Ю.

Санкт - Петербург

2022

Пояснительная записка:

«Нравственные правила нуждаются в доказательствах,

следовательно, они не врожденные».  

Д. Локк

        В течении всей своей жизни каждый  человек обязательно сталкивается с острой необходимостью преодолевать различные препятствия в виде внешних и внутренних противоречий. А вот насколько успешно он сможет их преодолеть – зависит от наличия у него определенного жизненного опыта, сформированного на раннем этапе его развития, когда создаются предпосылки для формирования определенных убеждений, ценностных ориентаций и моральных норм. Именно эти факторы выступают как форма осознания человеком его взаимодействия с окружающей действительностью.

В последние время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стала особо актуальной. Лидирующие позиции в обществе стали занимать люди активные и действенные, которые могут ясно и четко мыслить, ценят конкретный, иногда к сожалению, материальный результат. Конечно это не плохо, но, не редко такие нравственные качества как доброта, искренность, милосердие, честность, сочувствие, сопереживание, сострадание, верность, бескорыстие, желание оказать помощь более слабому, умение проявить чуткость и такт, отходят на второй план. А ведь именно наличие этих духовно-нравственных ценностей определяют общество, как цивилизованное.

Очень важно с самого раннего детства уделять особое внимание  воспитанию нравственных качеств личности у будущего гражданина. Эти качества он воспринимает и познает в процессе своего взросления, как нечто естественное и необходимое. Поэтому от содержания образовательного и воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) зависит, каким станет ребенок в дальнейшей жизни.

 В процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходимо соблюдать принцип единства различных компонентов, начиная с первой ступени – детства. Всем нам известно, что организация образовательного процесса в ДОО является специально организуемым процессом, направленным на всестороннее развитие ребенка. Однако, очень часто результатом данного процесса является получение  готовых  знаний, умений и навыков, а не воспитание тех нравственных качеств, которые являются основой для формирования духовно-нравственных ценностей, без которых невозможно  решение возникающих в его жизни проблемных ситуаций. Из этого следует, что в процессе духовно-нравственного  воспитания, ребенку необходимо приобрести те знания, которые он сможет принять как личностно значимые и ценностные; эти знания должны быть им пережиты, прочувствованы, пройдены на практике и отображены в детской памяти. Тогда эти знания и составят жизненный опыт ребенка. Ведь без дальнейшей опоры на эту информацию, полученную ребенком, все те знания, которые он приобретает в процессе обучения и воспитания, не будут иметь для него ценностный смысл в дальнейшей жизни. Таким образом, путь педагогического воздействия на ребенка происходит в процессе последовательного целенаправленного обучения и воспитания на основе получения им жизненно важной информации и на изучении им учебного материала с точки зрения общепринятых духовно-нравственных жизненных ценностей.

На современном этапе нашему обществу необходимы творческие, активные, волевые и инициативные личности. Это поколение должно иметь такое социально-ценностное качество личности, как интегративное единство, которое дает возможность проявлять человеку активную социально-значимую позицию. Современные дети должны приобретать такие знания, которые способствуют их личностному росту, и будут значимы для них. Полученные знания должны быть прочувствованы и испытаны ребенком на практике, только тогда они  будут надежно сохранены в детской памяти. Опираясь на свой в том числе духовно-нравственный опыт, ребенок приобретает особо ценную информацию для дальнейшей жизни. Таким образом, цель педагогического влияния на ребенка состоит в построении последовательного целенаправленного процесса обучения и воспитания. Это процесс должен быть основан на получении той жизненной информации и учебного материала, который сформирует в дальнейшем правильное и устойчивое определение жизненных общечеловеческих ценностей.

На современном этапе развития педагогики определены достаточно высокие требования к осуществлению процесса воспитания и обучения. Именно эти требования и заставляют искать новые, современные, наиболее эффективные подходы, активно используя жизненный опыт ребенка. При организации работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОО необходимо учитывать, что получение знаний, навыков и умений происходит успешнее, если будут приобретаться путем усвоения в повседневной жизни.

          Цели, задачи и содержание  работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников тесно перекликаются с основными положениями нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОО. В ФЗ «Об образовании в РФ» одной из важных задач является воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Реализация в педагогической деятельности Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования предполагает отражение в образовательном процессе специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОО. При подготовке детей к школе ФГОС ДО ориентирует педагогов ДОО на личностное, интеллектуальное и физическое развитие воспитанников.

Поэтому при создании педагогических условий для формирования у дошкольников духовно – нравственных ценностей  необходимо реализовать основные положения этих документов:

-ориентация на актуальный запрос общества;

-соответствие возрастным особенностям психического развития дошкольников;

-ориентация на социальные (гражданские) и семейные ценности, уважение прав личности;

-формирование толерантных установок не только к представителям иной культуры, но и знание ребенком собственной истории, уважение к традициям предыдущих поколений;

-расширение представлений дошкольников в разных областях знаний (науки, культуры, искусства, литературы, религии...);

-интеграция образовательных областей развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада: физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития;

-интерактивность при организации непосредственной образовательной деятельности;

-преемственность в содержании, методах и приемах воспитания и обучения ДОО и ГОУ СОШ;

-непосредственное вовлечение семьи в образовательный процесс.

      Таким образом  главной задачей педагогов и родителей становится создание таких условий, при которых ребенок может реализовать полученную информацию и знания. Только полностью погрузившись в такую игровую атмосферу, он будет вынужден применять свои знания, умения  и навыки в действительности.

Педагоги,  дети, и их родители, всегда заинтересованно включаются в предлагаемые формы работы: проектную деятельность, мастер -классы, в различные формы открытых мероприятий, что, безусловно, подтверждает ее объективную нужность и дальнейшую перспективность новых теоретических изысканий.

Использование при осуществлении воспитательно-образовательного процесса в ДОО современных игровых технологий, новых методов работы с родителями, а также проектной деятельности дает возможность повысить уровень развития ребенка, сформировать очень ему нужный положительный жизненный опыт.

Цель мероприятия:

Воспитание чувства патриотизма, уважения и гордости за свою родину.

Задачи мероприятия:

  • Закрепление знаний о своей стране, ее основной  символики
  • Знакомство с достопримечательностями страны, характером ее природы
  • Закрепление знаний о  русских народных традициях и  праздниках
  • Развитие интереса к изучению родного края
  • Развитие  духовно- нравственных качеств: гордость за свою страну, любовь к своей родине.

Средства проведения мероприятия:

Презентация

Сказочный персонаж "МИШКА- Винни Пух"

Разрезные картинки «Достопримечательности России»

«Чудо -крестики», «Чудо –Соты» и схемы…Ангел, елка, цифры 8,1

Маски – герои русских народных сказок: Мишка, заяц, лиса, волк, репка, лгушка....

Конструктор "АЛЬМА"

Пазлы - карта России

Детали русского национального костюма: лента, кокошник, косоворотка, сарафан, лапти, жилетка …

Маски: кошки, мышки

Сценарий мероприятия:

Ведущий:

(1 слайд - письмо на электронной почте)

Я сегодня получила письмо, давайте его откроем и прочитаем...

"…Здравствуйте ребята! Меня зовут Винни Пух, я живу в Англии, я очень люблю путешествовать, и однажды я увидел на карте вашу страну, она такая большая… и мне так захотелось познакомиться с вашей страной, узнать какие животные  обитают в ваших лесах, какие есть достопримечательности, какие традиции, праздники вы отмечаете, вы поможете мне? Я вылетаю на самолете к вам в гости! Встречайте меня! (звук самолета)

(2 слайд - самолет)

Появляется Винни - Пух, здоровается...

Ведущий:

Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь Медвежонку Винни -Пуху?

 Давайте попробуем!

(На экране появляется  3 слайд - карта России)

Ведущий:

Посмотрите, ребята, это наша страна одна из самых больших в мире, называется она… (читает стихотворение по Россию )

(слайд 4)

Ведущий: Да ребята, наша страна настолько большая, что если мы захотим проехать на поезде от одной границы до другой, нам понадобится больше недели.., а на самолете мы пролетим целый день! Как называются люди, которые живут в нашей стране…россияне. Ребята я предлагаю отправиться в путешествие, в ходе нашего путешествия мы найдем пазлы,  из которых мы сможем выложить что - то  важное для каждого россиянина.

Ведущий: Друзья, мои давайте вспомним, некоторые достопримечательности нашей страны.

(появляется 5 слайд: Кремль в Москве, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Казанский кремль, Ростовский кремль, Храм Христа Спасителя в Москве, Олимпийский парк в Сочи)

Задание 1 -собери кртинку

Вот у нас тут как раз фотографии этих памятных мест,  но они от сильного ветра все разлетелись... давайте попробуем их собрать и назвать ,что это!

(дети собирают картинки)

Винни -Пух: Ой ребята появились пазл , берем с собой !

Ведущий:

Помните,  медвежонок хотел узнать про наши праздники…давайте вспомним их…

(появляется 6 слайд – праздники: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, 8 марта, 1 сентября)

Задание 2 - игры с развивающими играмиВ.В. Воскобовича

Ведущий: Ребята, чтобы медвежонок запомнил наши праздники, давайте выложим некоторые их символы из «Чудо– сот» и «Чудо крестиков»

(дети выкладывают изображение Ангела и Елки, цифру 8, 1) по схеме….

Винни- пух: Ой посмотрите еще пазл…

На экране появляется 7слайд (богатыри)

Винни - Пух. Ой, а кто это!

Ведущий: Это, русские войны - богатыри, сильные выносливые войны, люди которые в давние времена защищали нашу родину от врагов….я думаю, что наши ребята, тоже растут сильными и ловкими, давай проверим…

Физминутка «Богатыри» (музыкальная)

Винни -Пух: Ого, какие молодцы!  Но нам пора путешествовать дальше….

( 8 слайд – лес)

Винни Пух:

Куда это мы с вами попали? В лес какой то....

Ведущий:

Да правильно в лес, русский лес, где растут разные деревья и обитают разные животные….давайте вспомним какие…

Дети отгадывают загадки, отгадки появляются на экране

(9 слайд -лес)

3 задание – отгадывание загадок

Ведущий: вот и еще пазл!

Наше путешествие продолжается, ну раз мы с вами вспомнили животных, которые обитают в наших лесах, то пришла пора и вспомнить русские –народные  сказки и героев из них…

(10 слайд – сказочные герои)

4 задание – вспомни сказку

 (надо назвать сказки с этими героями…Медведь, Заяц, Лиса, Волк, Кот, Петух)

Ведущий: Но в наших сказках живут и другие герои…давайте вспомним…

(11 слайд – герои сказок…Баба Яга, Колобок, Богатыри, Иван Царевич, Яблоко)

 Правильно вспомнили, молодцы! А теперь давайте станем сказочниками и придумаем свою сказку!

5 задание – придумывание сказки (ТРИЗ)

Каждый ребенок выбирает себе маску -героя, дети сочиняют сказку на новый лад…

Вот и следующие пазлы появились, значит, мы с вами правильно выполнили задание!

В. Ну раз мы с вами вспомнили сказки, то, наверное, стоит и вспомнить веселые  русские игры… например «Кошки - мышки»

(слайд 12)

Проводиться подвижная игра  "Кошки - мышки"

Играющие перед началом игры выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка — в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед ней. Она старается подлезть под ворота, играющие приседают и не пропускают её в круг.

Когда наконец кошка проберётся в круг, дети сразу же открывают ворота и мышка выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.

Правила:

      1. Кошка может поймать мышку как в круге, так и за кругом.

      2. Играющие открывают ворота только для мышки.

      Указания к проведению. Если кошка долго не может поймать мышку, выбирается новая пара.

Винни Пух:

 Какая веселая игра, надо обязательно научиться в нее играть.

Ведущий: Ребята, посмотрите, к нам заглянули в гости Машенька и Ванечка, но как интересно они одеты…

(слайд 13)

 Изображение девочки и мальчика в русских национальны костюмах, и детали костюма по отдельности…

(слайд 14)

Давайте, их назовем: сарафан, кокошник, лента, косоворотка, лапти, картуз…

Винни Пух: А теперь задание нужно выбрать 2 ребят и нарядить их в русский народный костюм.

(дети выбирают при помощи считалок и наряжают ребят, для сложности можно добавить детали других народов, например венок из цветов, тюбетейку…)

Детей выбирают при помощи считалочки…

(слайд 15)

Раз малинка, два малинка,

Ела ягоды Маринка,

И в корзинке у Маринки

Не осталось ничего.

Кто по ягоды пойдет,

Тот корзиночку найдет.

Кто по ягоды пойдет,

Тот корзиночку найдет.

6 задание – Русский костюм

Винни - Пух: Молодцы справились, а вот и пазлы…

В. Ребята вот и подходит к концу наше путешествие, далеко мы с вами уехали, а вот обратно я бы хотела с вами вернуться на поезде, который  соберем из  деталей- модулей! постройка происходит в виде эстафеты.

7 задание – Волшебный вагончик (под веселую музыку)

(слайд 16 – поезд с вагонами)

 Ведущий:

Ребята но чтобы этот поезд с вагончиками вернул нас домой, мы должны подумать и назвать каждый свой вагончик, но не именем, а качеством человека, русского человека… Папример храбрый, смелый, веселый, добрый…  какой вагончик будет у вас? Подумайте и скажите…

(варианты ответов детей)

Молодцы давайте сложим наши вагончики в поезд и вернемся к нам в садик!

Винни Пух:

Ну вот вы и дома, и теперь сможете сложить все заработанные пазлы в единую картинку и узнать что же на ней изображено!

(дети складывают пазлы, появляется карта России)

Ведущий:

Ребята, скажите пожалуйста карту какой страны мы с вами видим?(ответы детей)

правильно! Россия! Это страна наша с вами РОДИНА! У каждого она своя, у медвежонка  – это Англия, а у нас с вами это Россия! Ну что, Мишка, интересно с нами путешествовать?

Винни Пух: да очень, и узнал много нового ...  и надеюсь, что у нас  с вами впереди еще будут  другие путешествие, в разные страны! А ты  Винни поедешь с нами путешествовать?

Винни Пух: Да конечно, но это в другой раз, до свидания!!!

Дети прощаются.

Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс [электронная версия].
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива,2014. _32 с.
  3. Агаркова Ю. С., Кривохижа Ю. А., Павлова Е. С., Пузынина Е. Г. Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 561-563. — URL https://moluch.ru/archive/136/38057/ (дата обращения: 11.04.2019).
  4. Беляева В. А. Проблема духовно-нравственного воспитания в истории развития образования в России: монография / В. А. Беляева, Е. С. Гальцова. - Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2016. – 140 с.
  5. Ванина А. А. Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников / А. А. Ванина, Е. В. Зевакина, Е. Н. Язева // Культура и образование: новые вызовы и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 04-28 апреля 2016. - Кемерово, 2016. - С. 126-129.
  6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. - 23 с.
  7. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2007. — 237 с.
  8. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в системе образовательной деятельности многоуровневого образовательного комплекса/ В сб.: Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания. Научно-методическое пособие. Под ред. А.Г. Козловой, Л.А. Немчиковой, А.С. Роботовой. Санкт-Петербург, 2017. С.106-116.
  9. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. - М.: Изд-во Свято-Владим. братства, 1993. - 222 с.
  10. Зимина И. С. Формирование общечеловеческих ценностей у детей с опорой на их филогенетический опыт. // Педагогическое образование в России. – 2010. - № 8. – С.181-189.
  11. Николаева А. Ю. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с обычаями и традициями православной культуры в условиях праздника // Молодой ученый. - 2017. - №47.1. - С. 124-126. - URL https://moluch.ru/archive/181/46623/ (дата обращения: 11.04.2019).
  12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  13. Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи: материалы конкурса «Серафимовский учитель - 2012»: [в 2 т.] / Фонд преподобного Серафима Саровского; [под общей редакцией О. Ю. Бараевой]. - Нижний Новгород: Глагол, 2013. Т. 1. - 2013. – 177 с.
  14. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Педагогика, 1987.
  15. Тонких В. А., Фарберова О. Е. Дети в современной России: духовно-нравственное воспитание // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. — С. 74-75. — URL https://moluch.ru/archive/87/17141/ (дата обращения: 12.04.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.

Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине в процессе приобщения к культуре, традициям и обычаям родного края....

Конспект спортивно-досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Широкая Масленица"

Дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, получают положительные эмоции  от общения с друзьями и веселое бодрое настроение....

Методическая разработка интерактивной игры для детей старшего дошкольного возраста "В стране Взаимопонимания

Задачи:Способствовать созданию положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;Формировать у детей социальное доверие, чувство принадлежности к группе, общности, сплоченности;Обу...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».

Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур;          Упражнять в ориентировк...

Конспект методической разработки организации НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Светофорию»

Основная общеобразовательная задача: закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать грамотного пешехода.Цели: Познакомить детей с основными правилами поведения на улице и...