Применение личностно – ориентированной технологии В работе с детьми через непосредственно-образовательную деятельность.
методическая разработка

Акопян Эрмине Валериевна

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъект.

 Целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Применение личностно – ориентированной  технологии

В работе с детьми через непосредственно-образовательную деятельность.

Подготовила:

Акопян Эрмине Валериевна

Воспитатель

Технология личностно-ориентированного обучения.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъект.

 Целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.  В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Современные педагогические технологии реализуются на основе принципов гуманистической направленности. Принцип –это руководство к действию. Для современной ситуации:

- Первым из ведущих принципов будет –не навреди;

- Второй  принцип – спешите делать добро;

- Третий  принцип – установка на успех (если даем эту установку, ребенок реализуется);

- Четвёртый – признание толерантности ( нет бесталантливых людей, есть люди, которые занимаются не своим делом);

- Пятый - неизбежности перемен (он гласит: ни одно суждение о ребенке, человеке не может считаться окончательным ( а мы часто весим ярлыки);

-Шестой -принцип взаимного превосходства (гласит: если у кого-то (у ребенка) что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше, это лучшее надо искать.

Все эти принципы основаны на личностно-ориентированном подходе.

Цель  личностно-ориентированного  подхода – развивать ребенка, а это означает: обучать, воспитывать и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку.

Виды поддержки:

1. Социальная (все детям должны предоставлять равные стартовые возможности и здоровым и детям с отклонениями, чтоб больной выровнялся со здоровыми.

2. Психологическая ( построение субъект-субъектных отношений, т. нужно соблюдать 1ю заповедь- не навреди! ( все пере богом равны, все в ответе должны быть за каждого ребенка, спросят особенно с тех, кто был злой)

3. Собственно- педагогическая, она предполагает предоставление ребенку право выбора, чтоб он нашел свою нишу.

4. Реабилитационно-коррекционная   поддержка(это самая не развития функция  в педагогике. Считает, что когда идет работа над ошибками, происходит самое настоящее зомбирование, все внимание педагог переносит на ошибку и она закрепляется, а надо исправить на фоне лучших достижений, лучших образцов ( это очень не простое дело)

5. Культурологическая – передача воспитаннику лучших образцов традиций, поведения, ценностей.

6. Здоровье развивающая поддержка.

7. Правовая ( состоит в реализации Конвенции прав ребенка – каждый имеет право на жизнь, развитие и свое мнение)

Личностно- ориентированный подход предполагает правила:

1. не сравнивать успехи детей друг с другом ( а если сравниваешь, то это уже геноцид, только сравнивать успехи самого ребенка с собой, чтоб он знал зону своего развития.

2. стараться работать на положительном эмоциональном фоне  (есть педагоги, у которых если нет настроения с утра, то всех заводит, а есть еще и вампиры (любят подкрепляться детской энергией),     многое завит от того, какой педагог (сердечный, искренний, способен ли сопереживать?

Личностно-ориентированная модель  образования базируется на равноправии субъектов и это главное.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности в форме занятия во второй младшей группе

«Подарим птицам  нашу заботу»         

Проектировочный компонент

Цель: учить детей проявлять заботу.

Программные  задачи:

-учить радоваться птичьим голосам;

-вызывать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам;

-проявлять заботу о них.

Медиа-объекты: стихотворение А. Кушнер « Птицы», стихотворение        А.  Яшина «Покормите птиц», музыкальное произведение голоса птиц и их пение.

Оборудование: ягодки рябин,   пустые баночки с бумажным горлом, краски гуашь, кисти для рисования, баночки для воды, листы А4, подставки под кисточки.

Интеграция образовательный областей:

-музыка

-социализация

-безопасность

Словарная работа: ворона -воронята, воробей – воробушек, голубь-голубки.

2. Организационный компонент.

НОД составлено с учётом СанПиН и здоровье сберегающими технологиями.

Мотивация: создать положительный настрой.

Ход НОД

В начале занятия детям предлагается послушать голоса птиц и их пение.

Воспитатель: -Что вы чувствовали, слушая пение птиц?

Дети: - Птицы –вестники весны и радости.

Воспитатель:- А всегда ли птицы поют?

«Птицам трудно приходиться зимой. Нередко они голодают .Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм съеден»

Воспитатель читает стихотворение А Кушнер «Птицы»

Как там птицы спят в гнезде,

В тесноте и темноте?

Их раскачивает ветер

На огромной высоте!

Закрываются крылом:

Сыро в воздухе ночном.

Ленинградская погода

Им опять грозит дождём.

Дверь открыть бы на балкон:

Жалко галок да ворон.

Эй, слетайтесь к нам под крышу

От дождя со всех сторон!

Диагностика отношения к птицам, попавшим в трудную ситуацию:

Воспитатель:- Что бы вы сделали, если увидели замерзающую(голодную) птицу?( ответы детей)

-Голодающим птицам нужна помощь людей

Воспитатель читает стихотворение А.  Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-

И не страшна

Будет им зима.        

Сколько гибнет их –

Не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз,

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

По окончании чтения  стихотворения  предложить детям представить, что они «мамы-вороны» и им нужно покормить маленьких воронят, которые очень голодны.

Игра «Воронята»

Несколько пустых баночек( бутылочек), на горлышки которых надеты бумажные головки воронят, широко раскрывшие клювы. Ещё нужны ягодки рябины. Играющие стоят за чертой 1,5 - 2 метра от вороньего «гнезда». У каждого в руках 10 ягод рябины.  Надо кидать их в рот вороненку так, чтобы  хоть 5 ягод попала на дно баночки.  

Воспитатель предлагаем детям нарисовать  такую кормушку, которая бы очень понравилась птицам и к которой они могли бы слетаться, когда будут голодными. Дети приступают к выполнению задан

Воспитатель: Какие вы молодцы. Такие красивые скворечники нарисовали, птицам они обязательно понравятся.

 Воспитатель:- Птицы -это верные  наши помощники, защитники полей и лесов от вредителей, но и у них есть враги. Нужно защищать птиц от врагов: кошек, ястребов.

Берегите птиц, не стреляйте в них из рогаток.

Птиц надо охранять и любить не только за то, что они сохраняют зеленые насаждения и сберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют  нас своим звонком и красивым пением.

3. Рефлексивный компонент.

Дети были активны, им понравилась образовательная деятельность. НОД было проведено с СанПин примерно 18 минут. Использовались методы и приёмы :словесный, практический, игровой. Цели и задачи раскрыты, у детей развился интерес. Использованные методы и приёмы эффективны  для данной возрастной группы. Фрагменты НОД могут быть показаны на родительском собрании.

Список литературы:

1  Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

2 О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Я, ты, мы : Социал.-эмоцион. Развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М., 2004.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности в форме занятия во второй младшей группе

«Не мучайте животных»                                                 

Проектировочный компонент

Цель: учить проявлять заботу и доброту к животным.

Программные  задачи:

1 учить различать понятия «играть» и «мучить»;

2 развивать чувство сострадания, сопереживании представителям животного мира;

3 формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.

Медиа-объекты: песня «Не дразните собак», музыка Е. Птичкина (из телефильма «Голубые сыроежки»), рассказ Э. Шим «Жук на ниточке».

Оборудование:  рисунок майского жука, рисунок божьей коровки, рисунок бабочки, краски гуашь, кисти для рисования, баночки для воды, листы А4, подставки под кисточки, Светлячок и его фонарик.

Интеграция образовательный областей:

-музыка

-коммуникация

-безопасность

Словарная работа: жук – жучище,  длинные усища.

2. Организационный компонент

НОД составлено с учётом СанПиН и здоровье сберегающими технологиями.

Мотивация: создать положительный настрой.

Ход НОД

В начале занятия звучит песня «Не дразните собак», музыка Е. Птичкина (из телефильма «Голубые сыроежки»).

Не дразните собак,

 Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Ни зерна, ни крошек!

 И тогда воробьи

Песенкой разбудят.

 А царапать и кусать

 Вас никто не будет!

 Ни к чему обижать

 Бабочку на ветке.

 Веселее в лесу

От ее расцветки.

Не пугайте жуков

С длинными усами.

 И поверьте, что жуки

Вас не тронут сами!

Если вам по душе

 Красота земная,

Берегите ее,

Устали не зная!

 Непременно тогда

 Станем мы друзьями.

 А про кошек и собак-

Пойте вместе с нами!

— О чем поется в песне?

— Какое настроение у вас после слушания песни?

— А все ли дети знают, что животных нужно беречь и охранять?

Светлячок предлагает детям послушать рассказ, в котором

мальчики боролись с вредителями деревьев.

Чтение рассказа Э. Шим «Жук на ниточке».

«Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни. В общем, вредят, как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом. Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.

Тряхнешь деревцо — и жуки вниз посыплются, только собирай.

Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и

привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

— Сейчас же бросьте! Нашли забаву! Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

— Это же вредитель, — говорит.

— Знаю, что вредитель!

— Чего же вам жалко?

— Мне, — отвечает дедушка, — тебя жалко!

— Меня?!

— Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

— Чего же меня жалеть, если я человек?

— А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!»

— Почему дедушка накричал на мальчиков? —Кого вам жалко в этом рассказе? Почему?

—  Если бы жук мог говорить, то что бы он сказал мальчикам?

Ролевая гимнастика: детям предлагается показать, как больно жуку, у которого отрывают крылья;

♦   как плачет жук от боли;

♦   как весело летает;

♦   греется на солнышке.

        

 Советы Светлячка:

Ты сможешь стать настоящим другом природы, если будешь постоянно помнить и соблюдать следующие правила:

Не лови и не убивай насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.

Не разоряй муравейники. Муравьи — санитары леса.

Оберегай шмелей, бабочек, стрекоз.

Останови человека, который хочет поймать бабочку или раздавить гусеницу.

Если у тебя есть младшая сестра или брат, объясни им, как нужно относиться к насекомым.

Игра «Жук-жучище»

Дети становятся в круг. В центре один игрок — Жук. Ребята идут по кругу со словами: «Жук-жучище, длинные усища, попался, а?». После этих слов Жук старается выбраться из круга под руками детей. Те приседают, не дают выйти. После некоторых попыток взрослый предлагает выпустить Жука на волю.

Воспитатель предлагает нарисовать праздничный наряд для божьей коровки.

3. Рефлексивный компонент

Дети были активны, им понравилась образовательная деятельность. НОД было проведено с СанПин примерно 18 минут. Использовались методы и приёмы :словесный, практический, игровой. Цели и задачи раскрыты, у детей развился интерес. Использованные методы и приёмы эффективны  для данной возрастной группы. Фрагменты НОД могут быть показаны на родительском собрании.

Список литературы:

1.  Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

2. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Я, ты, мы : Социал.-эмоцион. Развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М., 2004.

3. С. И. Семенака . Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционные занятия для детей 5-8 лет. М., 2003.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности в форме занятия

«Самый дорогой на свете человек»

Проектировочный компонент

Цель: учить  заботиться о близких людях в семье.

Программные  задачи:

1. Развивать способность к эмоциональному сопереживанию;

2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей;

3. Учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений;

4. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.

Медиа-объекты: стихотворения о маме В. Руссу, проигрывание проблемной ситуации, Г. Ладонщикова «Я не плачу».

Оборудование:  Светлячок и его фонарик, витрина с экспозицией букетов цветов, цветные карандаши, вырезанные из бумаги сердечки.

Интеграция образовательный областей:

-музыка

-коммуникация

-безопасность

Словарная работа:  мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.

2 Организационный компонент

НОД составлено с учётом СанПиН и здоровье сберегающими технологиями.

Мотивация: создать положительный настрой.

Ход НОД

Занятие начинается с обращения к детям:

— Кто на свете для вас самый дорогой человек?

— Мама!

Чтение стихотворения о маме В. Руссу.

Много мам на белом свете,

 Всей душой их любят дети.

 Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя.

Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очереди завершают суждение «Моя мама...», «Когда я вижу свою маму, то...».

Появляется Светлячок . Светлячок приносит с собой волшебный фонарик, который будет детям помогать в трудную и в радостную минуту. С помощью Светлячка детям предлагается прослушать проблемную ситуацию, которая после обсуждения обязательно проигрывается.

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу.

Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: "Не хочу!". Мама обиделась».

— Почему мама обиделась на сына?

— Как должен был поступить Сережа?

Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса. После проигрывания воспитатель обращается с вопросами к детям.

— Для чего нужна мама? (Диагностика детских представлений и суждений.)

Подвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».

— А всегда ли мы понимаем и слушаем своих мам?

 Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Я не плачу».

Мама сильно рассердилась,

 Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

 Но не плачу все равно.

 Я за шалости наказан,

 Справедливо, может быть,

 Только я прощенья сразу

 Не решился попросить.

 А теперь сказал бы маме:

 «Ну прости, в последний раз!..».

 Я  не плачу, слезы сами,

 Сами катятся из глаз.

— Почему рассердилась мама?

— Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему?

— Как можно помочь малышу в этой ситуации?

На помощь детям приходит Светлячок, который дает советы:

Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив с ними.

Если ты вдруг обидел дорогого тебе человека, то нужно обязательно попросить прощения.

Подойди к маме, обними ее, нежно скажи: «Прости».

Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада.

Игра «Букет цветов для любимой мамы»

Воспитатель берет на себя роль продавца.

Заранее готовится витрина с экспозицией букетов цветов.

Игровая задача:  выбрать самый красивый букет для своей мамы, объяснив, почему именно этим цветам отдано предпочтение.

С помощью мимики показать выражение лица мамы, которая получит такой красивый букет.

Далее детям раздаются сердечки, вырезанные из бумаги, цветные карандаши (фломастеры) и предлагается раскрасить сердечки в любимый мамин цвет. По окончании задания воспитатель предлагает подарить эти сердечки своим мамам, сделав им тем самым приятное.

В конце занятия предложить спеть песню о маме. Песня Мамонтёнка

3. Рефлексивный компонент

Детям понравилась образовательная деятельность, они были активны и любознательны. Использовались методы и приёмы : наглядные, словесные, практические.

Длительность НОД выдержана в соответствии с санитарными нормами и правилами, также возрастными особенностями детей данного возраста.
Программный материал подобран в соответствии с ФГТ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что с поставленные задачи реализованы полностью.

Список литературы:

1  Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

2 О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Я, ты, мы : Социал.-эмоцион. Развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М., 2004.

3 С. И. Семенака . Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционные занятия для детей 5-8 лет. М., 2003.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности в форме занятия во второй младшей группе

« Почему мы обижаем близких нам людей?»

Цель: учить детей совершать добрые поступки.

Программные задачи:

1. Учить детей различать понятия « добро » и « зло ».

2.  Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

3. Формировать осознание моральной стороны поступков.

Медиа-объекты: стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».

Оборудование:  Светлячок и его фонарик, книжки-малютки. Одна книжка — в черной обложке, на которой написано «ЗЛО», а другая — в зеленой, на ней написано слово «ДОБРО», набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое )

Интеграция образовательный областей:

-коммуникация

-социализация

-безопасность

Словарная работа:  мама – мамочка, папа – папочка, зло – доброта.

2 Организационный компонент

НОД составлено с учётом СанПиН и здоровье сберегающими технологиями.

Мотивация: создать положительный настрой

Ход НОД

В начале занятия игровой персонаж — Светлячок приносит детям две книжки-малютки. Одна книжка — в черной обложке, на которой написано «ЗЛО», а другая — в зеленой, на ней написано слово «ДОБРО».

Воспитатель: когда вы смотрите на черный цвет, то какие чувства, мысли у вас возникают (неприятные, грустные и т.п.), а на зеленый? (Радостные, веселые, добрые.)

Светлячок предлагает детям записывать в черную книгу некрасивые поступки, злые мысли и чувства, а в зеленую — добрые поступки, мысли и чувства. В ходе вступительной беседы предлагает вспомнить советы Светлячка, которые смогли запомнить дети (дети перечисляют).

Воспитатель: - А какие добрые дела вы сделали для своих родителей? Выслушиваются ответы детей и самые яркие, гуманные поступки детей воспитатель записывает в зеленую книгу Доброты.

Детям предлагается послушать  стихотворение Е. Благининой

 «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала...

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела.

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

Ничего, — шепнул он будто, —

Посидим и в тишине...

— В какую книгу можно записать поступок ребенка? Почему?

 Диагностика поведения детей и их отношения к близким

людям. Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу), то...».( ответы детей: я её обнимаю, я её целую, я ей помогаю).

Игровое упражнение «Мама устала»

Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.

Детям предлагается подумать над смыслом высказывания:

«Отец и мать — священные слова».

Игровая ситуация: Светлячок дает в руки каждому волшебный фонарик, с помощью которого дети должны загадать желание для своих родителей.

Советы Светлячка:

Когда родители приходят уставшие с работы, будьте внимательны к ним: спросите, чем ты им можешь помочь.

Оберегайте отдых близких тебе людей.

Чтобы быть внимательными к близким и окружающим нас людям, нужно уметь правильно угадывать их настроение, и следующая игра поможет нам в этом.

http://i019.radikal.ru/1104/73/20eaaaed7631t.jpghttp://i019.radikal.ru/1104/73/20eaaaed7631t.jpghttp://i019.radikal.ru/1104/73/20eaaaed7631t.jpg

Игра «Угадай настроение»

Набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое)

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.). После определения каждой пиктограммы по виду настроения дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Рисование на тему «Моя семья» . Воспитатель предлагает детям нарисовать свою семью , это позволяет диагностировать характер семейных взаимоотношений и положение ребенка в семье.

Воспитатель даёт детям задание прислушаться к советам Светлячка и проявлять заботу о своих родителях.

3. Рефлексивный компонент

Дети были активны, им понравилась образовательная деятельность. НОД было проведено с СанПин примерно 18 минут. Использовались методы и приёмы :словесный, практический, игровой. Цели и задачи раскрыты, у детей развился интерес. Использованные методы и приёмы эффективны  для данной возрастной группы. Фрагменты НОД могут быть показаны на родительском собрании.

Список литературы:

1.  Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

2. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Я, ты, мы : Социал.-эмоцион. Развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М., 2004.

3. С. И. Семенака . Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционные занятия для детей 5-8 лет. М., 2003.

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ  ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

   Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

   Личностно-ориентированная  технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная  технология:

Задачи

Формы организации

1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые  помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

     Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

- обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные  особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушаю детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;

- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

   Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям;

- знакомя детей друг с другом, называю их имена, ласково поглаживаю рукой ребенка руку сверстника, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

- привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

   Работая длительное время с детьми, я взяла за правило:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- мой голос не доминирует над голосами детей;

- приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы;

- служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

   Воспитательно-образовательный процесс я выстраиваю таким образом, что :

- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;

- организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

- обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;

- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;

- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;

- увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;

- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;

- организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

    Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:

- предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;

- время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела (обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркале с соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на карманчиках);

- обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;

- поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях,

  участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.);

- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах;

- не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным

-  дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;

- после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

   Формируя положительное отношение к сверстникам:

- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

- привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю  проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;

- поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю   условия для их принятия сверстниками;

- организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия,

  учитывать желания друг друга;

- чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам

  взаимодействия.

    Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:

- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;

- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном          воспроизведении;

-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;

- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как

  смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных

  переживаний;

- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:

  во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное

  время;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности

  обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно

  и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;

 - откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае

   невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.

     Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к  его личности;

- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства для исправления ошибок;

- отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю

  внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не

  не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными

 (говорю: «Так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера». «Ты  поступил плохо», но не говорю: - «Ты плохой мальчик»;    

- намеренно создаю ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;

- не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей.

        Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:

- создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;

- обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;

- побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;

- в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.


    Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.  Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания  личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Список используемой литературы:

1. Ананьев Б. Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика, 1957. №7.

2. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1964.

3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.

4. Калмыкова З. И. Обучаемость и принцип построения методики ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.

5. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

6. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971.

7. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т. В. Розановой. М., 1991.

8. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.

9. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.

10.  Веракса Н. Е., Т. С.Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.

11. Князева О. Л., Р. Б. Стеркина. Я, ты, мы : Социал.-эмоцион. Развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М., 2004.

12. Семенака С. И.. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционные занятия для детей 5-8 лет. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция как основной принцип реализации ФГОС ДО в образовательной области «Музыка», через непосредственную образовательную деятельность».

    Задача дошкольного воспитания состоит не в ускорении темпа развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому ребёнку-дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возра...

Правила личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в непосредственно образовательной деятельности

Личностно-ориентированное взаимодействи­е обеспечивает развитие личности, поддер­живает индивидуальную неповторимость....

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми имеющими нарушения в эмоционально- личностной сфере.

В данной статье говорится о коррекционной направленности сказки. На примере сказочных историй, приведенных в статье можно помочь ребенку  справиться с различными трудностями....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с применением ИКТ в старшей группе не тему«Паровоз загадок»

Цель: создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности детей. Задачи:1. Развивать музыкально-двигательные способности  детей (ритмичность, координацию движений, про...

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы            «Знакомство ...

Доклад «Работа с одаренными детьми в непосредственно - образовательной деятельности»

То, что не ясно, следует выяснить.То, что трудно творить,следует делать с великой настойчивостью. (Конфуций)...

Применение личностно – ориентированной технологии В работе с детьми через непосредственно-образовательную деятельность.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъект. Целью обучени...