Консультация для педагогов «О декоративно-прикладной деятельности в детском саду»
консультация

Деревянко Ирина Александровна

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«О декоративно-прикладной деятельности в детском саду»

        Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготовляя орудия труда, предметы обихода, человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму.

        Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства.

        Само название «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т.е. направленная на улучшение качества предметов.

        Вместе с тем это деятельность художественно-декоративная, так как она всегда стремиться к художественно-образному воплощению предмета. Утилитарное и художественное начала взаимосвязаны и дополняют друг друга. Художественная образность вещи делает её приятной для применения. Утилитарное начало подчёркивает жизненность художественной отделки предмета.

        С незапамятных времён в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребёнка. Детей приобщали к их изготовлению. В настоящее время в детских садах эти традиции находят своё отражение.

        Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она даёт возможность применять самые разнообразные материалы.

        Изобразительной деятельности детей уделяется значительное место в воспитательно-образовательной работе детского сада. Существует достаточно продуманная программа обучение рисованию, лепке, аппликации. Занимаясь по программе, дети усваивают разнообразные умения и навыки. Усвоение декоративных приёмов происходит одновременно с усвоением навыков рисунка, изготовлением пластических форм, аппликации.

        На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой – устанавливаются тесные связи. Допустим, проходит обучение рисованию на заданную тему. Детям предлагается несколько необычное задание – передать свою тему различными способами. Поэтому одни начинают рисовать разноцветными карандашами, другие краской (гуашью или акварелью), третьи могут использовать бумагу различного тона и размера; те, кто хочет коллективно выполнить свой замысел, выбирают длинные листы бумаги и т.д. Сравнивая свои рисунки, дети убеждаются в преимуществе того или иного способа. Так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это, в свою очередь, подготавливает ребят к декоративно-прикладной практике, которая отличается поисковым характером.

        В игре ребёнок сам подготавливает обстановку и макетирует помещение, на фоне которого развёртывается сюжетное действие. Развивая задуманный сюжет, дети в игре распределяют роли действующих лиц. Для этого они выбирают по их характерной выразительности, наряжают их, готовят детали костюмов, различные самоделки, используя самый разнообразный материал. Следовательно, игра представляет возможности для декоративного её оформления.

        Труд в уголке природы, хозяйственно-бытовой и ручной – важный участок работы в детском саду. Ручной труд непосредственно связан с декоративно-прикладной деятельностью. Ведь работа с бумагой, картоном, тканью, травой, корой, деревом, листьями, изготовление различных предметов всегда требует художественной отделки. Трудовые поручения в связи с наблюдением за природой, хозяйственными обязанностями также могут быть художественно оформлены.

        Праздники и развлечения предоставляют большие возможности для художественно-декоративной деятельности детей. Ведь каждый праздник – это синтез различных видов художественной деятельности.

        В самостоятельной художественной деятельности дети объединяются по своей инициативе в небольшие группы в соответствии со своими интересами и склонностями к тому или иному виду художественной практики. Содержание самостоятельной художественной деятельности связано с музыкой, литературой, театрализацией сказок, рисованием, лепкой.

        Таким образом, декоративно-прикладная деятельность детей применяется в самых разнообразных формах и видах. Ребёнку для выполнения замысла необходимо пользоваться разнообразными материалами.

        Декоративно-прикладная деятельность тесно связана с занятиями рисованием, лепкой, аппликацией. Как показали исследования, дети получают разнообразные знания и умения. У них развиваются художественные способности – творческое воображение, оценочное отношение, эмоциональная отзывчивость. Поисковый характер деятельности способствует развитию инициативы и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Виды росписей декоративно-прикладного искусства, используемые в детском саду

В материале перечислены виды росписей, которые используются для ознакомления с декоративно прикладным искусством детей дошкольного возраста. Перечислены способы и методы работы, необходимые для работы...

Консультация для педагогов "Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду"

Одним из самых интересных направлений педагогической работы в детском саду явлеяется опытничество и экспериментирование. Что необходимо знать, чтобы сделать эту работу максимально интересной и полезно...

Консультация для педагогов «Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников»

Декоративно-прикладное искусство-одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.  Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического вос...

Работа с родителями.Консультация для родителей: "Виды росписей декоративно-прикладного искусства,используемые в детском саду."

Консультация для родителей:"Виды росписей декоративно-прикладного искусства,используемые в детском саду."Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в ко...

Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальной деятельности в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра»

Одним из важнейших направлений, по мнению педагогов коррекционного обучения, в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра:  музыкальная и танцевальная терапия. Музыка стан...

Консультация для педагогов "Методика организации театрализованной деятельности в детском саду"

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих спосо...

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, приёмы, виды»

Предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, приёмы, виды»...