Программа "Светелка" младший возраст
рабочая программа (младшая группа)

Шумкова Юлия Николаевна
 
Цель:  Формирование у ребенка социальных способностей и навыков, cоциально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на основе приобщения к культуре своего народа и других народов.
Формирование у ребенка представлений о художественно-эстетическом образе, влияющем на его эмоциональное состояние.
Задачи: 
- Воспитывать у ребенка интерес и доброжелательное отношение к окружающим людям.
14
- Формировать у ребенка умение заниматься каким-либо совместным делом, поддерживать кратковременное взаимодействие.
- Развивать у ребенка эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие родной природы и рукотворного мира.
- Воспитывать у ребенка способность и умение эстетически воспринимать произведения литературы, народный фольклор.
Содержание образования
Формировать и конкретизировать первоначальные представления:
- о некоторых атрибутах русской традиционной культуры, жилище, его устройства (пол. стены. потолок, крыша, окна), предметах быта (печь, стол, лавка, колыбель), домашний утвари (ухват), посуда (миска, горшок, ложка, самовар);
- об овощах и ягодах  употребляемых  в пищу.
- о домашних животных их детёнышей.
- о народной игрушке (матрешка, лошадка).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetelka_mladshaya_gruppa.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

Младшая группа

Цель:  Формирование у ребенка социальных способностей и навыков, cоциально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на основе приобщения к культуре своего народа и других народов.

Формирование у ребенка представлений о художественно-эстетическом образе, влияющем на его эмоциональное состояние.

Задачи:

- Воспитывать у ребенка интерес и доброжелательное отношение к окружающим людям.

14

- Формировать у ребенка умение заниматься каким-либо совместным делом, поддерживать кратковременное взаимодействие.

- Развивать у ребенка эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие родной природы и рукотворного мира.

- Воспитывать у ребенка способность и умение эстетически воспринимать произведения литературы, народный фольклор.

Содержание образования

Формировать и конкретизировать первоначальные представления:

- о некоторых атрибутах русской традиционной культуры, жилище, его устройства (пол. стены. потолок, крыша, окна), предметах быта (печь, стол, лавка, колыбель), домашний утвари (ухват), посуда (миска, горшок, ложка, самовар);

- об овощах и ягодах  употребляемых  в пищу.

- о домашних животных их детёнышей.

- о народной игрушке (матрешка, лошадка).

- о русских  народных праздниках (Новый год, Рождество, Масленица)

Целевые ориентиры - младший возраст (4 года):

-   представление о себе как о человеке.

- умение слушать и воспринимать художественные произведения, договаривать слова из текста, повторять за взрослым;

- умение эмоционально откликаться на произведения народного литературного творчества, народного искусства глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы быта.

- желание с удовольствием включаться в обыгрывание потешек, пестушек, вождение хороводов, исполнение плясок.

- понимание назначения произведений искусства, знание о тех, кто их создает.

- умение определять звучание отдельных инструментов, в том числе, народных.

                     Образовательная деятельность в младшей группе

15

Тема: Милости просим, гости дорогие

Цель: Знакомство детей с русской избой, ее убранством: мебелью,  принадлежностями быта (печь, стол, лавки)

Планируемый результат: Дети  знают печку, стол, лавки, сундук.

Срок: Сентябрь

Познавательная деятельность

Экскурсия в музей «Русская изба»

Физическое развитие

Хороводная игра «Зайка беленький сидит»

Социально-

коммуникативная деятельность

Игры с погремушками, дудочками.

Речевая деятельность

Знакомство со сказкой «Репка»

Развивающая предметно-пространственная среда

Интерактивная доска. Рассматривание иллюстраций с  деревенской утварью (стол со скатертью, кровать деревянная, колыбелька,

печь, посуда деревянная)

Художественно-

эстетическая

деятельность

Песня «Ладушки»

Взаимодействие с родителями: Экскурсия в музей «Русская изба»

    Тема: Во саду ли, в огороде

    Цель: Знакомство с особенностями русской национальной кухни. Понятие:   огород, овощи, ягоды, варенье. Особенности приготовления еды в печи.

    Планируемый результат: Дети  называют овощи, фрукты.

    Срок: Сентябрь

16

Познавательная деятельность

Целевая прогулка на огород

Беседа «Что растет на грядке»

Загадывание загадок об овощах

Физическое развитие

Игра «Огуречик, огуречик»

Социально-

коммуникативная деятельность

Игра  с использованием интерактивной доски

«Что лишнее»

Речевая деятельность

Рассказывание о людях, угощении приготовление пищи. «Гости с огорода»

Развивающая предметно-пространственная среда

Составление детско-взрослых проектов по знакомству с овощами и фруктами.

Художественно-

эстетическая

деятельность

Лепка «Овощи»

Нарисуем овощи

Развлечение «Осенины»

Взаимодействие с родителями: Выставка поделок  из овощей «Осенняя фантазия»

   

Тема: Ходит сон близ окон

Цель: Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями.

Планируемый результат: Дети знают и поют колыбельные песенки

Срок: Октябрь

17

Познавательная деятельность

Рассматривание колыбельки

Физическое развитие

Подвижная игра

 «День, ночь»

Социально-

коммуникативная деятельность

Просмотр сказки «Колобок»

(исполняют

 дети подготовительной  группы)

Речевая деятельность

Разучивание потешки:

«Как у наших у ворот»

Развивающая предметно-пространственная среда.

Создание в группе уголка по народному быту: колыбельку. Изготовление  народной куклы (кукла наших бабушек)

Художественно-

эстетическая

деятельность

Оформление альбома «Народные колыбельные песни»

Взаимодействие с родителями: Консультация «Песенки, потешки в речевом развитии детей». Оформление стенда «Народные колыбельные песни».  Изготовить для  уголка ряженья, косынки, юбки, сарафаны в народном стиле.

   Тема: Теремок

   Цель: Знакомство со сказкой «Теремок»

   Планируемый результат: Дети знают и рассказывают сказку «Теремок»

   Срок: Октябрь

18

Познавательная деятельность

Рассматривание теремка на интерактивной доске

Физическое развитие

«Ходит Ваня»

Социально-

коммуникативная деятельность

Драматизация сказки «Теремок»

Речевая деятельность

Чтение сказки «Теремок

Развивающая предметно-пространственная среда

Пополнение театрализованного уголка.

Художественно-

эстетическая

деятельность

Знакомство с музыкальными инструментами.

Рисование домика для зайки

Слушание «Ах вы, сени…»

Развлечение «Покров»

Взаимодействие с родителями: Изготовление настольного театра «Теремок», масок для драматизации

   

Тема: Стоит изба из кирпича, то холодна,  то горяча

Цель: Особенности приготовления еды в печи. Знакомство горшком, чугунком, ухватом. Знакомство с национальной посудой (ковш, деревянные ложки,  миски)

Планируемый результат: Дети знакомы с национальной посудой.

Срок: Ноябрь

19

Познавательная деятельность

Беседа:  «Какая раньше была посуда?»

Целевая прогулка на кухню.

Рассказывание о деревянной посуде. Рассматривание ложек (использование интерактивной доски)

Физическое развитие

Хороводная игра «Кто у нас хороший»

Социально-

коммуникативная деятельность

Дидактическая игра «Угостим мишку»

Настольный театр «Три медведя»

Речевая деятельность

Разучивание потешки «Варись, варись кашка»

Чтение сказки «Три медведя»

Развивающая предметно-пространственная среда:

Ложки (хохлома), доски расписные, подносы.

Художественно-

эстетическая

деятельность

Роспись «Деревянные ложки»

Лепка «Миски для трех медведей»

Игра на деревянных ложках, дудке

Развлечение «В гостях у игрушек»

Взаимодействие с родителями: Анкета  «Нужно ли приобщать детей  к истокам народных традиций»

   Тема: Колобок

    Цель: Знакомство со сказкой «Колобок»

    Планируемый результат: Дети знают и рассказывают сказку

20

 Срок: Ноябрь

Познавательная деятельность

Из чего состряпан колобок?

Физическое развитие

Подвижная игра «У медведя во бору»

Социально-

коммуникативная деятельность

Моделирование сказки «Колобок»

Речевая деятельность

Чтение сказки «Колобок»

Дидактическая игра «Выбери героев сказки» (интерактивный стол)

Развивающая предметно-пространственная среда

В книжном уголке поместить книгу «Колобок»,  настольный театр.

Художественно-

эстетическая

деятельность

Рисование «Катится колобок»

Взаимодействие с родителями:  Информация для родителей  «Расскажи ребенку сказку!»

   Тема: Как у нашего кота

   Цель: Представление о том, какие животные жили в избе, во дворе.

   Разучивание потешки «Как у нашего кота»

    Планируемый результат: Дети знакомы с домашними животными.

    Срок: Декабрь

21

Познавательная деятельность

Беседа о домашних животных «Кошка»

Физическое развитие

«Кто позвал?»                        «Кот и мыши»

Социально-

коммуникативная деятельность

Обыгрывание потешки «Кисонька-мурысонька»

Дидактическое  упражнение «Похвалим котика»

Речевая деятельность

Чтение потешки «Как у нашего кота»

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Развивающая предметно-пространственная среда 

Изготовление шапочек - масок, подбор книжек с иллюстрациями животных

Художественно-

эстетическая

деятельность 

Роспись посуды (чашка, миска)

Взаимодействие с родителями: Детско- родительский проект  «Мои домашние друзья». Презентация семейного проекта для детей.

 Тема: Сундучок деда Мороза

 Цель: Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде

 Планируемый результат: Дети знают название одежды.

 Срок: Декабрь

22

Познавательная деятельность

Целевое рассматривание одежды (интерактивная доска)

Беседа о зиме, зимней одежде

Рассматривание и рассказ о русском национальном костюме (интерактивная доска)

Физическое развитие

Игра «Зайка серенький сидит»

Социально-

коммуникативная деятельность

Дидактическая игра  «Оденем куклу на прогулку»

Драматизация «Наша-то хозяюшка»

Речевая деятельность

Чтение потешки «Как у нашего кота»

Развивающая предметно-пространственная среда

Оформить стенд «Как встречают Новый год»

Художественно-

эстетическая

деятельность

Рисование «Снег»

Слушание «Светит месяц» игра на музыкальных инструментах

Праздник «Новый год»

Взаимодействие с родителями: Привлечь родителей к изготовлению  новогодних костюмов, оформлению группы . Участие в празднике.

   

    Тема: Пришла коляда - отворяй ворота

    Цель: Знакомство с Рождеством

    Планируемый результат: Дети знают народные традиции и праздники

    Срок: Январь

23

Познавательная деятельность

Рассматривание иллюстрации на интерактивной доске «Рождество»

Физическое развитие

Игра «У медведя во бору»

Социально-

коммуникативная деятельность

В гости к детям приходят старшие дети и поют «колядки». Дети угощают их печеньем «козульками»

Речевая деятельность

Разучивание колядок

Развивающая предметно-пространственная среда

Пополнение уголка ряженья. Дети наряжаются в уголке ряженья.

Художественно-

эстетическая

деятельность

Разучивание колядок

Взаимодействие с родителями: Родители помогают придумать костюм ребенку для участия в колядках. Участие в празднике.

   

    Тема: Фока воду кипятит и как зеркало блестит

    Цель: Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу

    чаем».

    Планируемый результат: Дети знакомы с самоваром.

    Срок: Февраль

24

Познавательная деятельность

Рассматривание в музее «Русская изба» самовара. Дидактическая игра «Напоим куклу

 чаем».

Физическое развитие

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Социально-

коммуникативная деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Речевая деятельность

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

Развивающая предметно-пространственная среда

Пополнение уголка народного быта домашней утварью: самоваром и т.д.

Художественно-

эстетическая

деятельность

Лепка «Чашка»

Рисование «Роспись тарелочки»

Взаимодействие с родителями: Выставка детских работ «Посуда»

   

    Тема: Хозяйкины помощники

    Цель: Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, вёдрами,

    корытом, стиральной доской

    Планируемый результат: дети знакомы с предметами обихода.

    Срок: Февраль

25

Познавательная деятельность

Экскурсия  в «Русскую избу»: знакомство с предметами домашнего обихода

Физическое развитие

Игра «Кто быстрее соберет в ведерко»

Социально-

коммуникативная деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Речевая деятельность

Драматизация сказки по выбору детей

Развивающая предметно-пространственная среда

Иллюстрации предметов домашнего обихода

Художественно-

эстетическая

деятельность

Игра на музыкальных инструментах

Взаимодействие с родителями: Экскурсия в «Русскую избу»

   Тема: Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая

    Цель: Знакомство детей с масленицей (национальная одежда: сарафан, шаль, рубаха, сапоги).

    Планируемый результат: Дети знают народные традиции и праздники.

    Срок: Март

Познавательная деятельность

Рассматривание на интерактивной доске иллюстрации «Масленица» (одежда)

Физическое развитие

Игра «День, ночь»

Социально-

коммуникативная деятельность

Пальчиковые игры «Печем блины»

26

Речевая деятельность

Разучивание  потешки «Солнышко-

Ведрышко!»

Развивающая предметно-пространственная среда

Художественно-

эстетическая

деятельность

Праздник «Масленица»

Взаимодействие с родителями: Участие родителей в празднике

   Тема: Приходи, весна, с радостью

    Цель: Разучивание заклички «Весна, весна красная!».

    Планируемый результат: Дети знают заклички о весне.

    Срок: Март

Познавательная деятельность

Наблюдение с детьми за снегом, который тает весной

Рассматривание примет весны (интерактивная доска)

Физическое развитие

Народная  игра «Солнышко-ведрышко»

Социально-

коммуникативная деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Речевая деятельность

Чтение потешки

«Весна, весна

красная»             

Развивающая предметно-пространственная среда

Художественно-

эстетическая

деятельность

Разучивание песни о весне, о маме. Изготовление подарков маме.

Взаимодействие с родителями:

27

   Тема: Петушок – золотой гребешок

    Цель: Знакомство детей с новым персонажем. Разучивание потешки о

    петушке

    Планируемый результат: Дети знакомы с потешкой о петушке

    Срок: Апрель

Познавательная деятельность

Рассматривание петушка, его красивое оперение, повадки.

Физическое развитие

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Социально-

коммуникативная деятельность

Игра

Речевая

деятельность

Разучивание потешки  о петушке

Чтение рассказа

К.Д.Ушинского

“Петушок с семьей”

Развивающая предметно-пространственная среда

Малый музей  петушков в группе

Художественно-

эстетическая

деятельность

Рисование «Петушок»

Взаимодействие с родителями: Вовлечь родителей в оформлении экспозиции малого музея в группе «петушков»

   

   Тема: Заюшкина избушка

    Цель: Знакомство со сказкой

    Планируемый результат:

    Срок: Апрель

28

Познавательная деятельность

Опыт со снегом: что происходит со снегом в комнате?

Физическое развитие

Социально-

коммуникативная деятельность

Кукольный театр «Заюшкина избушка» (родители)

Речевая деятельность

Сказка «Заюшкина

избушка»

Развивающая предметно-пространственная среда

Изготовить шапочки для драматизации сказки

Художественно-

эстетическая

деятельность

Аппликация «Подбери узор»

Взаимодействие с родителями: Показ кукольного театра для детей.

    Тема: Здравствуй, солнышко - колоколнышко

    Цель: Разучивание потешки про солнышко

    Планируемый результат: Дети разучили  потешку

    Срок: Май

Познавательная деятельность

Беседа о празднике «Пасха», рассматривание иллюстрации

Физическое развитие

Народные пасхальные игры

Социально-

коммуникативная деятельность

Настольный театр «Кот петух и лиса»

29

Речевая деятельность

Разучивание потешки про солнышко

Развивающая предметно-пространственная среда

Выставка яиц, расписанных к пасхе.

Художественно-

эстетическая

деятельность

Рисование «Солнышко»

Праздник «Пасха»

Взаимодействие с родителями: Консультация о  народных традициях («Пасха» - народные пасхальные игры)

   

Тема: Прощание с избой

    Цель: Прощание детей с     хозяйкой избы.

    Планируемый результат: Дети имеют представление о предметах домашнего обихода.

    Срок: Май

Познавательная деятельность

Рассматривание вышивки на полотенце, беседа о кружевах, украшение одежды

Физическое развитие

Народная игра «Кот и мыши»

Социально-

коммуникативная деятельность

Дидактическая игра «Чудесный сундучок».

30

Речевая деятельность

Чтение знакомых потешек, закличек для хозяйки избы

Развивающая предметно-пространственная среда

Выставка «Рукоделие»

Художественно-

эстетическая

деятельность

Аппликация «Украсим полотенце»

Хоровод  «Ходит Васька серенький»

Взаимодействие с родителями: Родители помогают в организации выставки «Рукоделие» (вышивка, кружева и др.)

Диагностика. Приобщение к истокам народной культуры

Младшая группа

Ф.И. ребёнка

Первое занятие (декабрь)

Второе занятие (май)

Знание овощей, ягод

Знание убранства избы.

Знание потешки, сказки.

Знание животных.

Знание потешки, сказки.

Знание народных игр «Коза рогатая», «Сорока-белобока».

Декабрь

Оценка. 1 показатель – знание овощей, ягод (опора на наглядный материал. По просьбе воспитателя дети находят нужную картинку. «Собери урожай».).

низкий уровень – дети не могут выбрать нужную картинку или показывают 1-2 картинки, но не называют их.

средний уровень – с небольшой помощью правильно выбирают картинки.

высокий уровень – дети самостоятельно выбирают правильно картинки, называют их.

2 показатель – знание убранства избы (стол, печь, лавки, колыбелька, горшок, чугунок, ухват, деревянные ложки, миски).

(«Хозяюшки» - накрыть на стол, уложить куклу спать, сварить кашу).

низкий уровень – дети не используют нужные предметы обихода, не могут назвать их.

средний уровень – дети используют некоторые предметы не по назначению, не могут их назвать, с помощью воспитателя выбирают нужные.

высокий уровень – дети самостоятельно выбирают нужный предмет, используют по назначению, знают, как им пользоваться и как он называется.

80

3-й показатель – знание потешки, сказки. «Водичка-водичка», «Колобок».

низкий уровень – дети не могут самостоятельно рассказать потешку, отказывается от общения. Сказку повторяют за воспитателем.

средний уровень – дети договаривают конец строки, пытаются самостоятельно рассказывать.  Сказку рассказывают по иллюстрациям в книге.

высокий уровень – рассказывают потешку самостоятельно с небольшой помощью воспитателя. Сказку рассказывают без опоры на наглядный материал или с помощью кукольного театра.

Май

Оценка. 1-й показатель – знание животных. «Кто живёт в доме?» «Кто живёт во дворе?»

низкий уровень – дети не могут самостоятельно выбрать нужную картинку или берут по 1 картинке. Не исправляются с помощью воспитателя.

средний уровень – с помощью воспитателя отбирают нужные картинки.

высокий уровень – дети самостоятельно справляются с выполнением задания.

2-й показатель – знание потешки, песенки, сказки. «Как у нашего кота». «Петушок». «Идет коза рогатая».

низкий уровень – дети не знают потешек, отказываются рассказать сказку.

средний уровень – знают одну потешку, договаривают за воспитателем другие. Сказку рассказывают вместе с воспитателем.

высокий уровень – дети знают несколько потешек, самостоятельно их рассказывают. Сказку могут рассказать по иллюстрациям в книге.

3-й показатель – знание народных игр. («Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки»).

низкий уровень – ребенок не откликается на предложение поиграть.

средний уровень – ребенок действует только с воспитателем, повторяет слова, самостоятельно затрудняется  действовать.

высокий уровень – ребенок охотно откликается на предложение поиграть, сам

действует в соответствии с текстом игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...