Памятка для родителей "Тревожные дети. Советы психолога родителям"
опыты и эксперименты

Масленникова Юлия Максимовна

Окружающий мир для тревожного ребенка – враждебный и пугающий, ребенок все время ощущает себя подавленным, с настороженностью относится к окружающим, а также с большим трудом налаживает новые контакты либо вовсе избегает их. Он ищет защиту и поддержку в значимом близком, часто показывает свою несамостоятельность и беспомощность для привлечения его внимания и получения чувства защищенности.

Работа с тревожными детьми сопряжена с некоторыми сложностями и, обычно, занимает довольно длительный период. Безусловно, каждому родителю хочется облегчить этот путь и как можно скорее помочь своему ребенку. В памятке собраны некоторые рекомендации, которые помогут роидтелям понять механизм тревожности ребенка и узнать, как и чем можно помочь малышу с этой проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnye_deti._sovety_psihologa_roditelyam.docx238.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ.

 СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ.

ПОДГОТОВИЛА

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБДОУ Д/С № 53

МАСЛЕННИКОВА Ю.М.

https://vyshe-radugi.ru/images/0707/trevoz.jpg

Тревожность ребенка – это одна из наиболее частых проблем, с которыми родители сталкиваются в условиях современных реалий.

Тревожностью называют повышенную склонность к волнению, беспокойству, переживанию эмоционального дискомфорта. Тревожность может быть вызвана предчувствием и ожиданием опасности или неприятных переживаний. При этом даже тогда, когда все вокруг благополучно и хорошо, тревожный ребенок может фоново испытывать ощущение надвигающейся беды (страх перед неизвестным).

Тревожность различают личностную и ситуативную. То есть тревога оправдана в умеренном количестве при определенных стрессовых ситуациях, она даже полезна в таком случае, так как мобилизует человека, дает возможность избежать опасности либо эффективнее решить задачу. В остальное время человек может чувствовать себя абсолютно нормально и не ощущать никаких проблем.

Тревожность личностная сопровождает человека практически в любых жизненных обстоятельствах, даже если они объективно благополучные. То есть такая тревожность превращается в устойчивую черту личности, оказывая влияние на все жизненные сферы, взаимодействие с окружением и самооценку.

Как правило, личность становится тревожной в далеком детстве. Следовательно, родителям особенно важно своевременно выявить у своего ребенка первые признаки формирующейся личностной тревожности:

  • Частые случаи проявление беспокойства;
  • Сложности с концентрацией внимания;
  • Повышенный тонус лицевых и шейных мышц;
  • Напряженный взгляд;
  • Нарушения сна;
  • Неусидчивость, выраженная скованность, раздражительность;
  • Низкий уровень работоспособности;
  • Проблемы с аппетитом (перемены в пищевом поведении);
  • Зажатость, неуверенность, чрезмерное смущение (к примеру, смущение даже при хорошо знакомых людях);
  • Болезненная реакция на критику;
  • Тихий голос;
  • Склонность винить себя самого;
  • Соматические расстройства организма: головные боли, боли в животе, спазмы в дыхательных путях, сниженный тонус мышц ног и т.д.;
  • Критика окружающих.

Окружающий мир для тревожного ребенка – враждебный и пугающий, ребенок все время ощущает себя подавленным, с настороженностью относится к окружающим, а также с большим трудом налаживает новые контакты либо вовсе избегает их. Он ищет защиту и поддержку в значимом близком, часто показывает свою несамостоятельность и беспомощность для привлечения его внимания и получения чувства защищенности.

Безусловно, работа с тревожными детьми сопряжена с некоторыми сложностями и, обычно, занимает довольно длительный период. Специалисты советуют вести работу с тревожным ребенком в следующих направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Прививание ребенку навыков по управлению собой в конкретных ситуациях, наиболее волнующих его.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Многие специалисты в данной области говорят об особой эффективности в работе с подобными детьми применения методик арт-терапии (от рисования до сказкотерапии) с включением элементов телесно-ориентированной терапии. Совмещение данных методик дает возможность прорабатывать и эмоциональное, и физическое напряжение, прививать навыки регуляции физического и эмоционального состояния.

Рекомендации для родителей тревожного ребенка

  1. Старайтесь больше общаться с ребенком, рассуждайте и больше объясняйте ему;
  2. Говорите с ребенком о своих чувствах и эмоциях;
  3. Старайтесь чаще напоминать ребенку о своей безусловной и безграничной любви к нему – говорите об этом, демонстрируйте это, но не "душите" ребенка этим чувством. Ведь оно у него не должно вызывать смущения либо ощущения, что вы готовы на себя взять и всю ответственность;
  4. Не нужно предъявлять к ребенку высоких требований, так как то, чего вы ожидаете не должно портить его самооценку и будить сомнения в своих силах;
  5. Избегайте унижающих достоинство слов;
  6. Непременно отмечайте успехи ребенка, делитесь ими с остальными членами семьи;
  7. Постарайтесь свести к минимуму количество замечаний;
  8. Не нужно насильно заставлять ребенка извиняться за проступки. Здесь не допустимы механические действия «по шаблону», следует попросить его объяснить причину произошедшего и деликатно объяснить, что вы, в связи с этим, чувствуете сами и почему;
  9. Не стоит пугать его невыполнимыми наказаниями;
  10. Почаще используйте тактильный контакт, объятия - они позволяют снижать и эмоциональное, и мышечное напряжение;
  11. Аккуратно и ненавязчиво интересуйтесь всем, что случается в жизни вашего ребенка;
  12. Тревожный ребенок, обычно, скрытен, осторожно выясняйте причины его тревог и страхов;
  13. Совместно с ребенком выполняйте упражнения для релаксации. Маленькому ребенку сложно понять - что означает расслабиться. Предложите ему представить какое-то приятное место, к примеру летнюю дачу, рассказывайте друг другу о возникающих ощущениях - как здорово там, как приятно светит солнышко, летают бабочки, поют птички и т.п. Данное упражнение особенно эффективно отходом ко сну;
  14. Предлагайте свою помощь ребенку, но не нужно делать за него;
  15. Делитесь с ребенком вашими детскими воспоминаниями, включая страхи, рассказывайте также об актуальных волнениях и проблемах;
  16. Обращайте внимание ребенка на разницу в его достижениях, сравнивайте успехи прошлые с настоящими, отмечайте его усердие и старания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы психолога родителям детей-инвалидов

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможно...

Как помочь детям выражать свои эмоции: советы психолога родителям дошкольников.

данный материал - родительское собрание в подготовительной группе ДОУ.Зачем нам вообще нужны эмоции? Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний. Они помогают не только сигнализировать...

Советы психолога родителям по подготовке детей к школе

советы психолога родителям по подговке детей к школе...

Родители и дети — советы психолога

Семья – основная среда обитания ребенка. Здесь он делает первые шаги, начинает говорить и познавать мир. Роль родителей в воспитании ребенка сложно переоценить. Именно они закладывают фундамент ...

Рекомендации "СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родите...

Советы психолога родителям детей с ЗПР, СДВГ, "Шустриков"

Рекомендации родителям по воспитанию детей с особенностями...

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА - РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Как известно, родитель рождается вместе с ребѐнком. Как ребѐнок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своѐм развитии, то и родите...