Проект «Мы-друзья природы!»
проект (подготовительная группа)

Таранова Любовь Борисовна

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию  для детей подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my-druzya_prirody.docx238.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию

для детей подготовительной группы

«Мы-друзья природы!»

Воспитатель: Таранова Л.Б.

C:\Users\User\Desktop\370_vnimanie-konkurs.jpg

г.Покачи

Актуальность

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина  – в деятельности человека в природе, часто

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно

решить главную задачу  – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Цель: Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Задачи:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды в селе.

5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: с сентября по май.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Этапы реализации проекта:

1 этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Определение ожидаемого социально-значимого результата.

2 этап — основной: совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях дошкольного учреждения и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3 этап — заключительный: закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Мы – друзья природы".

Ожидаемые результаты

 посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

 непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

 повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного села, охране природы.

 У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

 Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

 У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

 Обогащение уровня экологических знаний родителей

. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

 Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Взрослые на проводимых дошкольным учреждением мероприятиях    будут стараться соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной жизни  - как привыкли (не всегда, не будут). У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других – плохо.

Материал:

- экологические центры в группах ДОУ;

- огород на  участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений.

Методическое:

 теоретическая и методическая литература,

 материалы по передовому педагогическому опыту. Информационное обслуживание проекта:

 Интернет-сайты;

 Выпуск фотоотчетов;

 Публикации на педагогических сайтах.

Мониторинг реализации проекта

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:

 Познавательный интерес к природе и ее изучению;

 Знания об окружающей природе;

 Восприятие красоты природы Родного края и желание любоваться ею;

 Проявление бережного отношения к природе;

 Практические умения и навыки по охране природы.

Критерии наблюдений за детьми:

 Частота проявлений бережного отношения;

 В каких случаях проявляется и на что направлено.

Мероприятия в рамках реализации проекта

№ п/п

Содержание работы

Сроки

I этап – подготовительный

1

Анкетирование родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Сентябрь

3

 Родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Беседа с родителями, предварительное анкетирование на тему «Берегите природу!»

Сентябрь

4

 Создание семейных архивов «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес,  дача)

Сентябрь

5

Привлечение родителей к созданию плакатов, стенгазет, посвященных охране природы

Сентябрь

II этап – основной

1

Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников

Сентябрь

2

Создание буклета для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда

можно сдать в нашем районе промышленные отходы для переработки

Октябрь

3

Проведение экологических праздников «Деньптиц», «День Земли», «Волшебница Вода»

Октябрь

4

 Разработка конспектов занятий с пользованием экологического материала

Ноябрь

5

Привлечь родителей к пополнению экологического центра в группе

Ноябрь

6

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово, загадки

Ноябрь

7

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

Декабрь

8

Информационная страничка для  родительского уголка «Вода – источник жизни!» - напоминание взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов

Декабрь

9

Изготовление совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не сорите!»

Январь

10

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Январь

11

Семейный конкурс рисунков «Животные зимой»

Январь

12

Консультация для родителей «Играя, познаем природу» - информировать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр

Январь

13

Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу»

Февраль

14

Оформление фотовыставки семейных фотографий «Как мы отдыхаем на природе» (на

даче, в лесу и пр.).

Февраль

15

Беседа с малой группой родителей «Дом, в котором мы живём» - выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать  для улучшения придомовых территорий?

Февраль

16

Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речёвки и др. на экологические темы

Март

17

Семейный конкурс рисунков детей «Чистое село»

Март

18

Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А чисто ли на участках детского сада?»

Март

19

«Субботник – это здорово!» – проведение совместного с родителями субботника по уборке территории ДОУ

Апрель

20

Подготовка буклета «А знаете ли вы, что…» - информирование родителей о времени разрушения различного мусора: бумаги, стекла, пластика

Апрель

21

Изготовление плакатов, посвящённых Дню Земли

Апрель

22

Подготовка выставок и фотовыставок «Природа– наш друг!»

Апрель

23

 Викторина «Знатоки природы» Май 2018г.

Апрель

24

 Беседа с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» - предупреждение родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костёр, брошенная сигарета и т. д.

Апрель

25

 «Зелёная весна - 2018» – проведение акции для родителей воспитанников по озеленению территории ДОУ

Апрель

III этап – заключительный

26

 Изготовление стенда - фотоотчёта «Трудимся вместе!»

Апрель

27

Презентация проекта

Май

28

Заключение

Май

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс

непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и, в то же

время, одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу

– воспитать экологически грамотного человека.

Проведенная работа с воспитанниками детского сада по экологическому

воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений

и животных;- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек-

часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы,

положительное отношение к ней,

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и

безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Список использованной литературы

1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное

планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-

Синтез, 2006.

2.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по

экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая,

подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005

3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!  – Спб.: «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2006

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:

Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.  –

М.: Академия, 2002.

5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика.

2007

6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.  – Мн.: «Асар»-

1996

8. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников.

Методическое пособие. / Под ред. С.Н. Николаевой. – М.: Педагогическое

общество России, 2007