План по самообразованию «Сопровождение семейного воспитания на основе традиционных ценностей».
методическая разработка (подготовительная группа)

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных и партнерских отношений с родителями и вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz.docx118.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Сопровождение семейного воспитания на основе традиционных ценностей».

Цель работы по данной теме. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных и партнерских отношений с родителями и вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

  • Создать атмосферу сотрудничества и установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
  •  Обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
  • Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;
  • Систематизировать уже известные формы и методы работы с родителями и отобрать наиболее эффективные приёмы.

Актуальность: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 63 Закона РФ «Об образовании» говорится: «
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».

Поэтому государственная политика в области воспитания – ориентирована на укрепление семьи.

Федеральная образовательная программа дошкольного образование: ориентир на воспитание (Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 25.11.2022г №1028)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. В этом ему поможет Федеральная рабочая программа  воспитания

     

  Индивидуальный план по самообразованию на 2023 – 2024 гг.

Форма, способ изучения темы

Виды оформления работы

Сроки

1.

1.Изучение. Государственная политика в области воспитания – ориентир на укрепление семьи.

Знакомство с нормативными документами.

Федеральная рабочая программа воспитания.  Раздел 29.3.51- работа с родителями.

3.Знакомство с опытом Института детства, семьи и воспитания

-Социально - педагогическое сопровождение семейного воспитания

на основе традиционных ценностей.

-Знакомство с материалами на сайте  Института воспитания по данной теме

- формы совместной деятельности в соответствии с ФОП ДОУ

- варианты проектирования совместной деятельности ДОУ с семьями воспитанников.

-воспитательные практики

-Программа  «Азбука счастливой семьи» для образовательных организаций

-Практическое руководство «Воспитателю о воспитании»

4. Просвещение родителей.

-просветительский проект «Институт воспитания родителям»

-Рекомендации – радио  «Дача». Семейный час.

-Пособие для родителей «От рождения до вуза»

-Кинопедагогика. Платформа 0+.Воспитание. Детский сад.

Краткая аннотация

Сентябрь – октябрь

ноябрь

2.

Разработка перспективного плана работы с родителями

Перспективный план

Сентябрь

Октябрь

3.

Создание наглядно-информационных пособий

Папки-передвижки, родительский уголок, буклеты, стенгазеты,  плакаты, фотоматериалы.

В течении года

4.

Разработка конспектов родительских собраний, консультаций, сценариев развлечений и досугов для детей и родителей.

Конспекты, сценарии

В течении года

6.

Использование новых форм работы с родителями.

В течении года

7.

Подготовить консультацию для педагогов ДОУ

Презентация – консультация «Эффективные формы и методы работы с родителями»

Март

8.

Анализ собственной деятельности

Отчёт по самообразованию

Май

Выход Темы:

  • Отчёт по самообразованию
  • Презентация для педагогов ДОУ «Эффективные формы и методы работы с родителями»;

Литература:

  • Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//
  • Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями. / Т.Н. Дронова - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006. - 191 с.- (Детский сад и семья).
  • Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
  • Федеральная рабочая программа воспитания.  
  • Программа  «Азбука счастливой семьи» для образовательных организаций
  • Практическое руководство «Воспитателю о воспитании»
  • Пособие для родителей «От рождения до вуза»

Система ценностей — основа планирования воспитательной работы

                МЕСЯЦ

ЦЕННОСТЬ-ДОМИНАНТА

     Сентябрь

«Познание»

Октябрь

«Труд»

Ноябрь

«Семья»

Декабрь

«Красота»

Январь

«Здоровье»

Февраль

«Дружба»

Март

«Человек»

Апрель

«Природа»

Май

«Родина»

Перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной  группе на 2023-2024 год

Дата

Тематика

Формы проведения

Ответственные

1

2

3

4

Сентябрь

«Познание»

1.Родительское собрание в форме круглого стола «Задачи обучения и воспитания детей подготовительного дошкольного возраста»:

2.Показ соц.видеоролика

 «Дети Зеркало родителей»

3.Создание страничек «Энциклопедия почемучек»

4. Совет «Как приобщать детей к традициям  семейного чтения»

5.Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг

Воспитатели

Родители

Октябрь

«Труд»

1.Информация родителям о том, как подготовить текст благодарственных открыток

2.Выставка рукотворных открыток «Бабушкам

и дедушкам спасибо говорим»

3.Совет «Как сделать бабушек и дедушек своими союзниками в воспитании ребёнка?

4.Совместный труд «Готовим  вместе»

5.Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг

Воспитатели

Родители

Ноябрь

 «Семья»

1.Создание «Сундучка семейных игр».

2. Составление древа жизни (исследовательская деятельность)

3.Совет «Как научить ребёнка следовать правилам поведения в семье»

4.Консультация «Семейные традиции»

5.Рецепт «Азы домашнего рукоделия»

6.Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг

Воспитатели

Родители

Декабрь

«Красота»

1.Экскурсия с родителями в зимний лес.

2.Фотоколлаж «Красота вокруг нас»

3. Консультация «Знакомим детей с традициями встречи Нового года в России»

4.Совместный труд «Ёлка для соседа»

5.Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг

Воспитатели

Родители

Январь

«Здоровье»

1.Совет «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»

2.Подготовка к фестивалю. Изготовление эмблем

«Зимние виды спорта».

2.Участие в фестивале

«Зимние забавы»

3. Рецепт «Делаем витаминный салат»

5.Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг

Воспитатели

Родители

Инструктор по физ.воспитанию

Февраль

«Дружба»

1.Совместная с родителями подготовка к празднику. Пошив мамами костюмов.

2.Создание атрибутов для макета

«Пластилиновый город»

3.Конструирование из снега на улице  «Снежная крепость»

4.Рецепт «Делаем блины для папы и дедушки»

5. Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг

Родители

Воспитатели

Музыкальный работник

Март

«Человек»

1.Совместная подготовка с родителями к празднику. Выступление пап и дочек.

2.Рекомендации  «Возрождаем традиции домашнего театра»

3. Совет «Создание перчаточных кукол для домашнего театра»

4.Рецепт «Помогаем маме, бабушке»

5. Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг

Воспитатели

Родители

Музыкальный работник

Апрель

«Природа»

1.Консультация «Традиции

эколого - эстетического воспитания

на весенних прогулках»

2.Рецепт  «Как сортировать мусор»

3.Посещение выставки художников

4.Выставка детских творческих работ «Сохраним красоту первоцветов»

5. Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг

Воспитатели

Родители

Май

«Родина»

Наши успехи

Итоги совместной работы за год и перспективы.

Зеленый цветущий участок

1.Родительское собрание

Выступление родителей - рассказы о своих успехах за круглым столом.

2.Рекомендации «Традиция семейных путешествий по России»

3.Изготовление фотографий интересных мест  родного города.

4.Рецепт «Делаем чище и краше родной дом»

5.Участие родителей в оформлении участка детского сада.

6. Рекомендации по просмотру мультфильмов и чтению книг

Воспитатели

Родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение семейного воспитания

Проект на тему "Педагогическое сопровождение семейного воспитания"...

План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных традиций

Духовно- нравственное воспитание на основе отечественных традиций в первой младшей группе...

План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций, народных праздников и обычаев русского народа"

План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание  дошкольников  на  основе традиций, народных праздников и обычаев русского народа» (старшая и подготовительная групп...

«ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

laquo;ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО С...

План по самообразования: Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...