Статья "Формирование позитивных установок к труду у детей младшего дошкольного возраста".
статья (младшая группа)

Рубцова Наталья Александровна

Дошкольный возраст- период интенсивного развития ребёнка, период его социализации, воспитания направленности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rubtsova_natalya_aleksandrovna_statya.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рубцова Наталья Александровна

Воспитатель

МБДОУ детский сад № 159 г. Иркутск

Формирование позитивных установок к труду у детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, период его социализации, воспитания направленности личности.

Понятие«позитивные установки к труду» применительно к детям дошкольного возраста подразумевается, как осознание труда как социального явления, эмоциональная оценка труда, трудовой деятельности, чувства симпатии или антипатии к этим социальным объектам, последовательное поведение по отношению к труду, трудовой деятельности.

Так, В.И. Логинова, М.В. Крулехт считают, в целях формирования осознанного отношения к труду, трудовой деятельности необходимо формировать у дошкольников представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых, необходимо знакомить детей с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда.

С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова, О.В. Дыбина полагают, что отношение к труду взрослых в дошкольном возрасте можно рассматривать как устойчивое осознаваемое состояние, основанное на знании различных видов труда взрослых, понимание значения труда взрослых, их профессий и готовности по мере взросления осваивать данные виды деятельности, знакомя детей с человеком – тружеником, его отношением к труду, личностными и деловыми качествами, развивая представления о том, что профессия является необходимой потребностью людей.

Эмоции в дошкольном детстве, по мнению М.В. Крулехт, освобождаются от импульсивности. В этот период развития личности начинают складываться первые социальные чувства, возникает обобщение собственных эмоциональных переживаний, появляется потребность в общении со взрослыми и сверстниками (Л.А. Абрамян, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Я.З. Неверович, А.Г. Рузская).

Совместная трудовая деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества, увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Кроме этого, организуя взрослым трудовую деятельность с детьми, во-первых, он ставит цель - формирование определенных практических умений (например, умений пользоваться простейшими орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых, организация данного процесса позволяет развивать познавательные способности (например, способности планировать, оценивать свои действия и предусматривать их результаты). В-третьих, в процессе совместной трудовой деятельности детей и взрослых формируется устойчивое стремление к достижению поставленной цели, к получению заранее представляемого продукта, умения подчинить свое поведение поставленным целям.

Таким образом, развитие эмоциональной оценки труда, трудовой деятельности, чувства симпатии или антипатии к этим социальным объектам играет важную роль в процессе формирования позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста.

Известно, что формирование позитивных установок к труду обеспечивается путем учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Так, например, в младшем дошкольном возрасте осознание значения действий взрослого человека происходит в процессе подражания. С целью овладения детьми способов действий с предметами педагог в ходе совместной деятельности с детьми показывает и подсказывает способы применения того или иного предмета, характеризует качества человека труда при выполнении того или иного действия. Это позволяет развивать личность малыша, стимулирует стремление ребенка к независимости от взрослого, происходит понимание у ребенка собственных возможностей, формирует положительное отношение к труду взрослых. Кроме этого, детям 3 – 4 лет в совместной со взрослым трудовой деятельности важно осознавать, ради чего они выполняют собственные действия. В данном случае мотивымогут быть разнообразными: желание освоить (познать) что – нибудь новое, стремление к общению со взрослыми, потребность в положительной оценке взрослых. Дети 3 – 4 лет планируют только процесс выполнения, затрудняются в осуществлении организации, контроля и оценки работы. Ребенок может рассказать простые и известные ему действия, что и зачем он будет делать.

Как известно, в игровой деятельности дошкольники успешно отражают полученные знания о профессиях взрослых, в игре проявляются у детей черты характера необходимые для трудовой деятельности: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых, и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, – все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Образовательная ценность игр, тематика которых связана с профессиями взрослых заключается в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или совершенствования ранее приобретенного знания о профессиях.

Предметом игровой деятельности дошкольников является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Именно игра, тематика которой связана с профессиями взрослых предоставляет ребёнку возможность оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых профессиональных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО "Ручной труд как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста"

Выступление на РМО на тему: "Ручной труд как средство развития  творческого   воображения у  детей  младшего  дошкольного возраста"...

НОД для детей младшего дошкольного возраста «Девочка – чумазая» образовательная область «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд»

НОД для детей младшего дошкольного возраста «Девочка – чумазая» образовательная область «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд»Цель: Разв...

Презентация опыта работы по теме:"Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом младшего воспитателя"

Презентация опыта работы на методическом объединении педагогов ДОУ НМР по теме: "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом младшего воспитателя"...

Формирование позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру профессий родителей

Проблема формирований представлений дошкольников о мире труда и профессий своих родителей и ближайшего окружения недостаточно разработана в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС ДО в образовательной об...

Парциальная программа психолого -педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развитие личности детей младшего дошкольного возраста "Я открываю мир"

   Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природо...

Журнал для родителей "Трудовичок" Выпуск №2 Тема выпуска: "Я - помощник" Приобщение детей младшего дошкольного возраста к труду. (Труд в природе и хозяйственно - бытовой труд)

   Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, способ творческого освоения мира, обретение опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах тр...