"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"
статья

Слапогузова Наталья Геннадьевна

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами речевого развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей  дошкольного возраста с задержкой речевого развития, с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

В настоящее время, в логопедии, нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. Поэтому, схожие по своим проявлениям речевые нарушения, в связи с недостаточной дифференцированностью диагностики, в специальной литературе представлены под общим эмпирическим диагнозом – задержка речевого развития (ЗРР).

ЗРР, это отставание речевого развития от возрастной нормы и подразумевает, что дети будут осваивать необходимые речевые навыки так же, как и нормальные, только в более поздние и в более сжатые сроки.  

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами речевого развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы – детям нравится почти всё, что можно делать руками: шнуровать, вставлять, прицеплять, приклеивать, обводить, стирать и т.д.

Но, каким образом лучше осуществить это развитие? Как эту работу можно разнообразить?

В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь педагогам и, на мой взгляд, наиболее положительного эффекта можно достичь, применяя в работе развивающие игры В.В. Воскобовича, входящие в игровую технологию «Сказочные лабиринты игры».  

Весь демонстрационный материал, куда входят элементы коврографа, сказочные персонажи игр, входящие в данную технологию, дополнительные приложения к играм, оснащены контактной лентой, сила сцепления которой с коврографом, достаточно большая, что позволяет прочно прикреплять материал к коврографу, и соответственно играя, ребёнку необходимо приложить некоторое усилие, снимая с коврографа те или иные элементы, персонажей, что, несомненно, благотворно сказывается на моторном развитии рук, пальцев.

Такие элементы как «Разноцветные верёвочки», «Разноцветные липучки» прекрасный материал для конструирования, аппликации. Нарисовав при помощи стрелочки «Круть» круг, можно предложить ребёнку сделать из верёвочек лучики. Можно предложить сконструировать дорожки – прямые, зигзагообразные, волнистые. Такие занятия способствуют развитию координации рук, что благотворно скажется в дальнейшем на успешном овладении письмом.

Применяя в работе такие приложения, как «Фонарики», «Волшебная восьмёрка», «Чудо-крестики», «Лепестки», пирамидка «Черепашки» - выполняются различные по трудности движения задания, связанные с захватом элементов рукой, производятся простые манипуляции. Так же, из элементов этих приложений можно конструировать персонажей, это могут быть и зайчики, и хвост у лисы, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика – семицветика. Конструирование можно сопровождать стишками, тем самым развивая помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

В «Геоконте» на развитие мелкой моторики влияет динамическая резинка, в «Квадрате Воскобовича» одновременно использованы жесткость и гибкость - машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир!  «Шнур-Малыш», это шнуровка, которая широко известна уже давно.

Стоит помнить, что вся работа совершается вместе и в игровой форме, а игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Таким образом, продуктивность занятий по развитию мелкой моторики рук, с применение игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», возрастёт.

И не стоит забывать, что чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.

Список литературы:

1. Воскобовия В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет.СПб., 2007.

2. Гончарова Е. Парадоксы отклоняющегося развития // Дошкольное воспитание, 2006. - №2. - С. 49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...