Организация труда дежурных в детском саду в разных возрастных группах
статья

Гатауллина Яна Геннадьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация труда дежурных в детском саду

в разных возрастных группах

Главное значение трудового воспитания детей дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда.

Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного. В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе. Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о ее полном объеме, о требованиях к конечному результату.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Дежурство - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Для облегчения труда дежурных желательно закрепление места за каждым ребенком за столом (дежурным, особенно в средней и старшей возрастной группе, легче ориентироваться при сервировке, если он уже четко представляет где кто сидит(т.е. не накрывать на ребенка, который отсутствует или накрыть на того, кто пришел после болезни)).

Воспитание культуры питания и организация труда дежурных

по столовой

Перед сервировкой стола посуду и столовые приборы приносит младший воспитатель в группу, где дети принимают пищу и ставит на раздаточный стол (самостоятельно посуду из моечной дети не приносят ни в коем случае!!!). Ни в одной возрастной группе дети не носят тарелки самостоятельно в моечную (после приема первого блюда тарелки убирает младший воспитатель, воспитатель)!!! Всю посуду и столовые приборы уносит младший воспитатель!

Содержание труда дежурных

В младших группах как такового дежурства нет, дети выполняют отдельные трудовые поручения воспитателя и младшего воспитателя.

Дети 2-3 лет

В 1 младшей группе дети перед едой расставляют стулья к столам (чтобы было удобнее ходить вокруг стола), приносят хлебницы и салфетницы на столы, расставляют их с помощью младшего воспитателя или воспитателя.

Дети 3-4 лет

Во 2 младшей группе, со 2 половины года вводится дежурство по столовой. Перед тем, как ввести дежурство, воспитатель организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению. Детей обучают выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому. Воспитатель руководит работой дежурных, закрепляя навыки раскладывания приборов (Приложение 1).

У детей- дежурных должна быть специальная одежда (фартук или халат и головной убор – косынка, пилотка и т.п.). Перед ребенком – дежурным ставят только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи.

1. Ребенок раскладывает индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).

2. Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).

3. Раскладывает ложки, вилки.

Основное внимание воспитатель уделяет обучению последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела. А также стремится к созданию спокойной обстановки.

Дети 4-5 лет

Дежурство организуется с начала учебного года. У ребят формируется ответственное отношение к делу. В этой возрастной группе каждый дежурный обслуживает один стол. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы (Приложение 1). В средней группе обязанности дежурного увеличиваются:

1.Дети раскладывают индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).

2. Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).

3.Расставляют тарелки под первое блюдо.

4. Раскладывают вилки, ложки.

Второе блюдо раздают младший воспитатель и воспитатель (дети не встают из-за стола в процессе приема пищи).

После еды дети убирают салфетки, хлебницы, салфетницы. Тарелки с остатками пищи после первого и второго блюда убирает младший воспитатель, воспитатель.

Дети 5-6 и 6-7 лет

Дежурство старших дошкольников (старшие и подготовительные группы) постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию самостоятельности в работе. Обычно ежедневно воспитатель назначает по два ребенка – дежурных. Эти дети дежурят в течение всего дня. Важной задачей организации труда дежурных является формирование у детей ответственности за порученное дело. В содержание труда дежурных по столовой в старших группах входит полная сервировка стола, помощь в уборке стола после еды:

1. Дети раскладывают индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).

2. . Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).

3. Разложить ножи, ложки, вилки, чайные ложки(в кружку).

4.После еды помогают убирать тарелки из-под второго блюда (очищенные младшим воспитателем тарелки составляют в стопку, в отдельные тарелки складывают столовые приборы), хлебницы, салфетницы.

Тарелки с остатками пищи очищает младший воспитатель, дети в моечную не заходят.

Часто воспитатели спрашивают – следует ли отпускать дежурных раньше с прогулки? Это допустимо только в тех случаях, если дети уходят в сопровождении младшего воспитателя. В остальных случаях это недопустимо, так как дети идут в группу без сопровождения взрослого. Дежурные должны раздеться первыми, помыть руки и приступить к своим обязанностям.

Уголки дежурных

Организация дежурства в различных возрастных группах осуществляется через уголки дежурных.

Во второй младшей группе такого уголка может не быть, т.к. в данном возрасте поручения.

В средней группе появляется уголок дежурства (дежурство осуществляется только по столовой).

В старшей и подготовительной группах вводятся дежурства по НОД и уголку природы ( везде по два дежурных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение правилам этикета в детском саду в разных возрастных группах

Механизм формирования культурного поведения.Этапы обучения этикета....

Конспекты занятий в детском саду для разных возрастных групп

Конспекты занятий для разных возрастных групп...

Картотека подвижных игр в детском саду для разных возрастных групп.

СодержаниеМладшая группа………………………………………………………&helli...

Виды труда и их освоение детьми в разных возрастных группах

Виды труда и их освоение детьми в разных возрастных группах...

Картотека подвижных игр в детском саду для разных возрастных групп

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижн...

Консультация для педагогов: «Организация труда дежурных в детском саду в разных возрастных группах»

Повышать педагогическую компетентность в вопросах организации дежурств воспитанников....