Информационная безопасность через язык сказок
статья

Спицына Ольга Борисовна

Авторское эссе в рамках участия во Всероссийском педагогическом конкурсе "Сердце отдаю детям - 2022г."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационная безопасность через язык сказок»

  «Сказка для ребенка - его философия, его наука, его искусство».

Л.С. Выготскоий

Так уж случилось, что мы живем в эпоху информационного взрыва. Со всеми вытекающими  глобальными и локальными проблемами и вызовами для каждого – это информационные войны, информационный терроризм, информационная зависимость. Гаджеты открыли двери в цифровую вселенную, в открытый космос различной информации, в котором так легко потеряться, особенно – ребенку.

Как дипломированный журналист, я понимаю значимость информации. Как мама, осознаю опасность влияния неконтролируемого потока информации на детей. Как педагог, ищу пути решения для воспитания в детях информационной грамотности и основ безопасности при выходе в «открытый космос» сети Интернет.

Конечно, доступность информации тоже не плохо: например, можно  посетить виртуальный музей или библиотеку, прочитать интересную книгу с экрана планшета или смартфона, легко и быстро найти любую энциклопедическую информацию. Да, это здорово! Но это мы, взрослые, понимаем, как правильно работать с информацией: фильтровать поток и вычленять главное. Дети этого не умеют и попадают в информационное пространство подчас не подготовленными. В этом я вижу нашу основную педагогическую задачу: учить детей различать информацию, работать с ней, уметь «отделять зерна от плевел» и отражать любые информационные атаки.

Одним из инструментов для работы с детьми в этом ключе я выделяю сказки.  Ведь недаром на протяжении многих тысячелетий культурные образцы деятельности и ее смыслы  передавались в общественном сознании посредством сказок, легенд и мифов. В теориях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева развитие человека представляется, как «усвоение сложившихся культурных образцов, возможное не иначе как посредством деятельности. Человек, который является  субъектом деятельности, способен уподобить свое действие логике усвоенного культурного образца».

Дети получают возможность через сказку познавать мир, решать поведенческие проблемы, развивать слаженную речь, эмоциональный интеллект и критическое мышление. Благодаря принципам работы со сказкой, изложенной в книге «Грамматика фантазии» Джанни Родари, дети не только задействуют воображение, но и учатся с разных ракурсов смотреть на привычные вещи, решать нестандартные задачи и проявлять гибкость, что так важно в современном меняющемся мире и в информационном пространстве.

Формат занятий с использованием элементов сказкотерапии предполагает моделирование различных ситуаций, которые могут возникать в реальной жизни каждого человека. Дети в игровой форме примеряют на себя социальные роли, находят точки соприкосновения с окружающим миром, анализируют нормы поведения и тестируют эмоциональные реакции. Театрально проигрывают сценарии развития будущего, выбирая самые оптимальные по прогнозируемым результатам. И хотя звучит все довольно сложно, на самом деле дети легко входят в эту игру.

С ребятами подготовительной группы мы весь год учились работать с информацией на примерах сказок. В сказочную игру общим голосованием ввели особенный значок - СТОП. Если вдруг в сказке появляется поворотный момент, когда можно было бы остановиться и задуматься, проанализировать полученную информацию – мы выкладывали этот значок и вместе с детьми размышляли.         

Например, в сказке «Волк и лиса» дети предложили волку перепроверить информацию, полученную от лисы: что, мол, опустив в прорубь хвост, он сможет наловить себе рыбу. Волк спросил у мудрой совы и получил ответ, что: во-первых, это невозможно, а во-вторых – опасно для жизни. Так конец сказки изменился для волка в положительную сторону.

В сказке «Волк и семеро козлят», козлята не стали сразу открывать дверь волку, хотя тот пел голосом мамы. Дети задумались: ведь мама только что ушла, не могла она так быстро сходить на базар и прийти обратно. Сказка меняется, потому что козлята перепроверили информацию – они стали задавать волку вопросы о маме, на которые он не смог ответить.

Самое важное в работе со сказкой - это возможность не только проиграть реальную ситуацию, но и оформить в своем сознании варианты реакции на нее. У детей на подсознательном уровне записывается также алгоритм работы с информацией.

Конечно, чтобы научить детей легко работать с информацией, такие игры со сказкой нужно проводить систематически, усложняя и расширяя их по мере взросления детей. В школьном возрасте можно уже проводить исследования, командные ситуативные игры, выпускать собственную газету, создавать проекты, организовывать тематические форумы и даже запустить свою информационную страничку в Сети.

Я убеждена, что сказка - это язык детства. Общаясь с детьми на их языке, мы способны заложить в них основы безопасности на годы вперед, в том числе, относительно получаемой ими информации из разных источников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте.— М. Просвещение, 1991.
  2. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником Запорожец А.Б. Психология восприятия сказки ребенком // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9.
  3. Эльконинова Л., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1993. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный информационно - творческий проект «Мир сказок Андерсена»

Хочу поделиться опытом  работы  в проектной деятельности по развитию интереса к чтению, через знакомство с творчеством Ганса Христиана  Андерсена. Современные дети все реже читают книги...

педагогический проект "Страна сказок" (развитие речи детей через театрализацию сказок)

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, то они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом....

Консультация для родителей "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста в информационно-телекоммуникационных сетях"

Негативное влияние современных СМИ (средств массовой информации) на развитие детей очевидны для специалистов. В последнее время психологам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведение...

Мастер-класс на тему: "Информационная культура и информационная безопасность в сети Интернет.

формирование информационной культуры у педагогов и родителей по знакомству детей дошкольного возраста с безопасными способами работы в сети Интернет....