Семинар для родителей «Возрождение традиции семейного чтения».
методическая разработка

Сасина Светлана Геннадьевна

Цель - создать условия для   осознания родителями ценности совместного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию семейного  чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Возрождение традиции семейного чтения».

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

 если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,

в годы отрочества душа ребенка будет пустой»

 В. А. Сухомлинский.

Цель - создать условия для   осознания родителями ценности совместного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию семейного  чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

1 блок Вступление. Актуализация.

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о проблеме семейного чтения.  Семейное чтение, это деятельность и как любая деятельность требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно, чтобы ребенок оторвался от мультика и  слушало чтение. Зачем нам в век компьютера потребовалось воскрешать давно забытую традицию, для которой нет времени, условий и которая требует сознательных усилий? Ответом я хочу зачитать стихотворение:

Что такое счастье?

Вот я уже

Дорос до лета,

Я прожил дней –

Не сосчитать.

Теперь я знаю:

Счастье –

Это

Приткнуться к маме

И читать!

М. Яснов

Как правило, детям всегда желают лучшего, чем самим себе. Вы своими действиями создаете им фундамент счастья? Или нет? Это вопрос к самому себе. Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Вновь, вместе, вернуться в мир детства. Пусть вам будет интересно вместе и тогда вас ждет чудо.

Скажите, вам в детстве родители читали книги перед сном? 

Воспитатель проводит игровое упражнение «книга детства…» (назовите свою любимую книгу детства и кто вас с ней познакомил.

 Моя это «Грамота» Успенского, а ваша?

А теперь попрошу назвать любимую книгу своего ребенка. Из 20 детей 5-6 лет только 2 назвали  мне свою любимую книгу.

2 блок Теоритический.

Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения и чтение стало семейным. К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению, но и благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.

К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге, необходимо возродить традицию семейного чтения.

Сегодня, нам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в воспитании детей принадлежит семейному чтению?

В современных реалиях мы видим деформацию детского - родительских отношений и подобные тенденции связаны с перестройкой семьи как социального института.

Домашнее семейное чтение – одно из средств духовно – нравственного воспитания, с другой стороны является особенным способом общения родителей с детьми, на языке чувств и эмоций а это очень сложно.  этот процесс способен удерживать и сохранять взаимосвязь и отличные взаимоотношения между поколениями, которые так стремительно угасают при нашем темпе жизни.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу телефону. Казалось бы, на этом ярком и разнообразном фоне традиционная бумажная книга безвозвратно потеряла свою актуальность. Однако детские психологи спустя десятилетия вновь активно заговорили о пользе семейного чтение для ребенка. Почему?

Разделение  на 2 группы красные и синие кружки. Игра дискуссия «Педагогический ринг»

Родители делятся на команды по цвету жетонов. В красном углу — условные сторонники книги, в левом — мультфильмов. Задача участников команд: постараться убедить членов другой команды в преимуществе своего мнения.

3  минуты многие родители относятся отрицательно к просмотру мультфильмов, но мало времени уделяют ребенку, для привлечения его в увлекательный мир чтения, даже, несмотря на то, что видят только пользу от чтения книг. Cсреднестатистический современный ребенок 2-6 лет смотрит телевизор несколько часов в день, а с отцом проводит лишь несколько минут… Есть над чем подумать.

Оказалось, что, делая упор на физическое и умственное развитие детей, современные родители упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание. Ведь именно в семье формируются личность человека.

К сожалению, такой перекос в воспитании уже дал свои плоды: все чаще мы наблюдаем ситуации, когда физически крепкий и сообразительный мальчишка – гордость родителей может запросто ударить малыша, толкнуть девочку, отнять игрушку у более слабого ровесника или нагрубить взрослым.

Вы спросите: а причем тут книга? Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний,  но и мощное воспитательное средство формирования нравственных ценностей. Оказывая большое влияние на каноны нравственности ребенка, книжные произведения помогают формировать правильные ценности. На примерах ситуаций героев, ребенок учится различать плохое и хорошее, а родителям необходимо помочь провести параллели с реальным миром. При этом все проходит ненавязчиво.

Рассмотрим еще несколько важных аспекты развития личности ребенка с поддержкой книги

Ощущение значимости себя как

 личности важности

 своего мнения и интересов

Создание ощущения безопасности для ребенка

Решение жизненных проблем, получение опыта(злость, обида)есть книги по решению кнкретных проблем. Знакомят детей с эмоциями.

Формирование моделей поведения

Если родители обсуждают с ребенком прочитанное и пытаются понять его точку зрения, то у ребенка формируется значимость своего мнения среди окружающих. А для ребенка важна оценка его мнения и именно родителями.

Каждый родитель способен создать дружную семейную обстановку:

Это способствует развитию у ребенка задатков здоровой личности.

Проходя свой жизненный путь, ребенок нередко сталкивается с трудностями и проблемами, которые пугают его и ставят в тупик. Здесь книга выступает в роли некого психолога.

Читая, ребенок, невольно принимает роль главного героя на себя.

Через литературные произведения ребенок видит правильную модель поведения и учится применять ее в жизни

Исследования, проводимые в группах детей двух возрастных групп (от рождения до 3 лет и от 3 до 5 лет) показали: те, кому родители чаще читали вслух детские книжки, впоследствии лучше выстраивали психосоциальные связи и взаимодействия. У них снижалась гиперактивность, агрессия, они могли лучше концентрироваться и удерживать внимание на задаче, быстрее овладевали навыками чтения и лучше умели выражать свои мысли.

Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.

3 практический блок

Задания для родителей:

По желанию выходят два родителя. Один играет роль ребенка, другой взрослого. Задача «взрослого» придумать способы мотивации «ребенка» к чтению.

На телевидении активно проходят рекламные ролики о той или иной передаче, что повышает интерес к программе. А как быть с книгами? Перед командами лежат книги, задача — создать такой рекламный ролик, который спровоцировал бы чтение книги. 

В качестве мотивации к самостоятельному чтению работает только одно — сочетание интереса и удовольствия!  Итак, с чего начать?

Шаг 1. Стать ребенком Первое и главное — это правильно настроиться. Притом не ребенку, а родителю! Будьте готовы на время совместного чтения самому стать ребенком.

2. необходимо уделять свое внимание целиком, а не в перерывах между просмотрами телепередач, разговорами по телефону или готовкой.

Шаг 3.  Физический контакт, опуститься на уровень с ребенком. Укрыться пледом, приглушить свет.

Подберите интересную для себя (да, именно для себя!) книгу. Желательно книгу, в которую вы были буквально влюблены в детстве! Только учтите, пожалуйста, при этом возраст ребенка. Прекрасно, если это будет иллюстрированная книга.

Шаг 4. Выразительное чтение взрослого

  • Причем это не просто чтение, а особое чтение — артистизм и творчество.. По-настоящему вовлечь ребенка в мир, описанный в книге, под силу только эмоциональному чтению. Отбросьте рамки и стереотипы, любым способом привлекайте внимание ребенка к книге. Помните, что книгу можно видеть, слышать, трогать и обонять. Если книгу надо опрыскать ароматом клубники или ванили, чтобы привлечь внимание ребенка, — сделайте это!

Шаг 5. Общаться с ребенком

Пятый шаг — это поддержание коммуникации во время чтения. Каждые 5–7 минут делайте паузы в чтении. Это может быть эмоциональный возглас — ваша реакция на происходящее в книге, какой-то комментарий, вопрос к ребенку: «Тебе страшно?» или «Тебе интересно?».

Хочется узнать уважаемые родители, на каком этапе находитесь вы на пути к семейному чтению.

Шагаем к раскрытой книге, если утверждение вам подходит. Если нет остаемся на месте.

Как влюбить ребенка в чтение

Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:

  1. Демонстрируете свой личный пример, читая книги.
  2. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы.
  3. Вы записали ребенка в библиотеку.
  4. 4. Х
  5. Посещаете библиотеку еженедельно.

6. Позволяете ребёнку самостоятельно выбирать себе книги и журналы.

3. Посещаете книжные магазины.

  Собираете  дома интересную детскую библиотеку.

5. Оборудовали дома уголок для чтения.

 6. Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.

7. Читайте с детьми книги, по которым поставлены фильмы, и наоборот.

8. Придумывайте досуг, связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение или театрализованные представления по произведениям.

 9. Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать.

10. Носите книгу с собой, и тогда на прогулке или в очереди в поликлинику вы сможете с пользой провести время, помогая появиться привычке читать «всегда и везде».

11. Обсуждайте с ребёнком прочитанное Вспомните главных героев, обсудите их, выясните, кто кому больше нравится и почему, порисуйте сценки из книги, пофантазируйте, что будет дальше..

12. Боритесь с искушением занять ребенка электронным устройством или телевизором, чтобы освободить себе время для отдыха.

4. Заключение.

Уважаемые родители! Наша встреча подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Давайте подведем итоги. 

Ответьте на вопросы:

- Полезен ли опыт, полученный во время практикума, для организации семейного чтения в вашей семье?

- Если вы еще не практиковали семейное чтение, то возникло ли у вас желание начать читать вместе со своими детьми?

Для каждого из вас я приготовила памятку с советами воспитателя, надеюсь, что они вам пригодятся по QR коду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".

В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Консультация для родителей "Возрождение традиции семейного чтения"

«Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»...

Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"

Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ...

Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"

Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....

Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.

Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...

Возрождение традиции семейного чтения в жизни современной семьи.

Культура всегда теснейшим образом связана со временем и видоизменяется в соответствии с общим вектором движения общества.  Она отразила все неожиданные повороты современной жизни, её бесконечно м...

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения.

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения. Аннотация. В данной статье описывается апробированная система работы с во...


 

Комментарии

Татьяна Алексеевна Свиридова

Спасибо, Светлана Геннадьевна, за такой интересно подготовленный материал.