План работы по теме самообразования «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира».
учебно-методический материал (младшая группа)

Рыжкова Татьяна Вячеславовна

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно - исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_22-23.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Рыжковой Татьяны Вячеславовны

на 2022 - 2023 учебный год.

Тема: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира»

 

Актуальность темы.

   Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно - исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.

Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.

Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование - путь  к познанию окружающего мира»

 

Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Дата начала работы над темой: 01сентября 2022 года.

       Предполагаемая дата окончания работы: 19 мая 2023 года.

№ п/п

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

1

Информационно-аналитический

этап (вводно-ознакомительный) –

прохождение курсов повышения квалификации; получение высшего профессионального образования; посещение лекций; изучение научно-методической литературы; детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения; и осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных.

Мониторинг детей по данной теме на начало учебного года.

В течение учебного года

Октябрь

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

Проведение мониторинга среди детей. Осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных.

2

Представление опыта работы:

доклад на педагогическом совете, участие в педагогических чтениях, выступление на родительском собрании, педсоветах;  разработка конспектов,  мероприятий с детьми и т. д.

В течение года

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЯ
Рыжковой Татьяны Вячеславовны

на 2022 / 2023 учебный год

№ п/п

Мероприятия, запланированные воспитателем

Срок

Мероприятия, рекомендованные старшим воспитателем

1

2

3

4

1

Изучение научно-методической литературы (указать выходные данные: автор, издательство, год издания):

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

1.Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

2.Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3.Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» младшая группа группа. Для занятий с детьми 3-4 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.

4.Мартынова Е. А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Изд. 3-е, испр. – Волгоград.

В течение года

2.

Для педагогов.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование – это важно!».

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду для детей младшего возраста».

Презентация «Экспериментирование в младшей группе»

Для родителей.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию».

Папка-передвижка

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Фотовыставка: «Нам интересно все, что неизвестно»

Работа с детьми.

Разработать перспективное планирование по теме клубной деятельности «Маленькие исследователи».

Октябрь

Январь

2023 г.

Апрель

Октябрь

Ноябрь

Январь 2023 г.

Март

Апрель

Сентябрь

3.

Участие в конкурсах (уровень: районный, городской, областной, всероссийский, международный):

В течение года

4.

Подготовка публикаций (тема): подготовка материала для размещения на сайте nsportal

В течение года

5.

Другие мероприятия:

Пополнять предметно-пространственную среду в группе.

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...

План работы по самообразованию "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира" (средняя группа)

Актуальность выбранной темы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» для работы по самообразованию....

Индивидуальный маршрут педагога по самообразованию "Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира".

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается ...

План по самообразованию "Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира"

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Им...

Отчет по самообразованию " Детское экспериментирование путь к познанию окружающего мира"

В 2021-2022 уч. году, я работала над темой «Детское экспериментирование путь к познанию окружающего мира», которая не только актуальна, но и очень интересна как детям, так и самому пе...

Самообразование "Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира"

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной акт...