Значение театрализованной деятельности в детском саду
методическая разработка (средняя группа)

Швецова Светлана Викторовна

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, педагоги нашего детского сада используют это в своей работе. Работа над театрализованной деятельностью начинается уже с младшей группы. Воспитатели показывают детям небольшие кукольные спектакли. Сюжет берут из знакомых потешек, стихов, сказок. Постепенно включают детей в игры-драматизации, игры-имитации действий человека, животных, птиц, сказочных персонажей. Для показа используют настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Детям раннего возраста бывает сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    МБДОУ г. Иркутск

                                                                    Воспитатель Швецова С.В

Значение театрализованной деятельности в детском саду.                                                        

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, педагоги нашего детского сада используют это в своей работе. Работа над театрализованной деятельностью начинается уже с младшей группы. Воспитатели показывают детям небольшие кукольные спектакли. Сюжет берут из знакомых потешек, стихов, сказок. Постепенно включают детей в игры-драматизации, игры-имитации действий человека, животных, птиц, сказочных персонажей. Для показа используют настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Детям раннего возраста бывает сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировке сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши не только сами исполняют некоторые роли, но и действуют кукольными персонажами.

В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются образные исполнительские умения, появляется осознанное и ответственное отношение к исполняемой роли. Дети продолжают расширять свой опыт театрализованной деятельности. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Ребенку становится доступным самостоятельные постановки мини – спектаклей. Дети знакомятся с театром марионеток, тростевыми куклами. Ставится задача – научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима). В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. В группах, согласно плану, проводится работа по театрализованной деятельности:

 - дети знакомятся с различными видами театра (кукольным, настольным, би-ба-бо, теневым и т. д.) и театральными профессиями (режиссер, сценарист, костюмер, билетер и т. д.);

- педагоги групп проводят беседы: «Волшебный мир театра», «Как вести себя в театре», «Жанры театрального искусства»;

 - под руководством воспитателя разыгрывают игровые этюды: «Солнышко проснулось», «Дует ветер», «Котёнок умывается» и другие, и игры драматизации по художественным произведениям: потешкам, сказкам, стихам, басням и т. д.

В нашей работе мы использовали различные упражнения, такие как:

- артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

- дыхательные упражнения – это комплекс упражнений, при выполнении которых выполняют все органы дыхательной системы.

- скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д.

Организация театрализованной деятельности не обходится без посещения театра. Совместно с педагогами дети регулярно выезжают на представления в театры города: Театр народной драмы, кукольный театр «Аистёнок», музыкальный театр имени Н.М. Загурского и другие. Когда нет возможности вывезти детей в настоящий театр – театр сам приходит в гости. Не редко музыкальный зал нашего детского сада превращается в зрительный зал театра. Приезжают артисты, и ребята каждый раз ждут их с большим нетерпением. Посещая театр - дети попадают в мир удивительной сказки которую создаём мы взрослые. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный увлекательный мир, доставляя им огромную радость. 

Одной доброй традицией нашего детского сада стало проведение тематических недель сказок и театра. Согласно годовому плану работы в детском саду проходят театрализованные представления. Участниками тематической недели становятся педагоги и воспитанники детского сада, которые превращаются в героев сказок, артистов, зрителей. Артистами понравилось быть каждому! Ведь самое главное не только выучить и сыграть роль, огромное удовольствие – доставлять этим радость другим.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

"Значение театрализованной деятельности в детском саду"

Консультация для педагогов детского сада...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период. Консультация для воспитателей детского сада.

Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укрепления их здоровья. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получи...