План по самообразованию 2022-2023 г
методическая разработка (средняя группа)

Актуальность данной тему заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

 

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

  1. Способствовать развитию умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения, обогащение словаря;
  2. Развивать умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку, представления об окружающем мире;
  3. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству, побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:

- знание определенных сказочных сюжетов;

- умение понимать сюжетную линию сказки;

- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;

- выражать свои мысли и чувства в речи;

- умение передавать художественный образ в рисунке, в словесной форме;

-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_filimonova.docx44.52 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности № 4» города Сосновоборска

Индивидуальный план по самообразованию

Воспитателя: Филимоновой Татьяны Юрьевны

Тема: «Сказка как средство формирования связной речи детей младшего дошкольного возраста».

2023

Актуальность

Актуальность данной тему заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

  1. Способствовать развитию умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения, обогащение словаря;
  2. Развивать умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку, представления об окружающем мире;
  3. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству, побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:

- знание определенных сказочных сюжетов;

- умение понимать сюжетную линию сказки;

- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;

- выражать свои мысли и чувства в речи;

- умение передавать художественный образ в рисунке, в словесной форме;

-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.

Этапы реализации плана самообразования:

1. Подготовительный.

Определение проблемы проекта.

Анкета для родителей по развитию речи.

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Оформление книжного уголка.

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы

2. Практический этап.

Для детей.

1. Познакомить детей со сказками.

2. Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.

3. Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).

4. Чтение и рассказывание сказок.

5. Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д.

Для родителей.

1. Помощь родителей в подборе сказок.

2. Чтение сказок с родителями дома.

4. Рисунки родителей и детей «Моя любимая сказка».

3. Заключительный.

Обобщение результатов. Подведение итогов. Показ инсценировки сказки.

План работы с родителями

1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

2. Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

3. Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу».

Реализация плана самообразования будет способствовать:

- расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;

- привития любви к людям, книгам, окружающему миру;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Формы работы:

- Чтение детям сказок.

- Беседы по содержанию сказок.

-Пальчиковые игры по сказам.

- Подвижные игры.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.

- Инсценировка сказок.

- Отгадывание загадок по сказкам.

-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).

 

Перспективный план работы со сказкой.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь-Ноябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

ООД по сказке «Два жадный медвежонка».

Занятие 1.Читаем сказку

Занятие 2. Рассказываем сказку с помощью мнемосхемы

Занятие 3.Рисуем сказку

Пальчиковые игры «Теремок», «Про курочку Рябу».

Консультация
«Русская народная сказка как средство развития связной речи дошкольников
».

Консультация «Развитие речи детей через сказку».

Декабрь-Февраль

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

ООД по сказке «Гуси - лебеди»:

Занятие 1. Слушаем сказку «Гуси лебеди»;

Занятие 2. Смотрим сказку «Гуси лебеди»;

 Занятие 3. Рассказываем с помощью мнемосхемы и зарисовываем.

Пальчиковые игры «Зимовье».

Читаем и просматриваем сказку «Зимовье зверей»

Беседа по сказке

Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки».

 Консультация  «Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников»

Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Консультация «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

Март-май

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Беседа «Сказка, но по-новому».

Дидактические игры «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок»., «Отгадай-ка»,

Пальчиковые игры «Репка», «Рукавица»,

 «Лиса и кувшин»: Занятие 1. Слушаем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 3. Показываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 4. Рисуем сказку «Лиса и кувшин».

 Презентация на тему «Метод моделирования сказок».

Изготовление папки передвижки

Консультация «Как организовать чтение сказок в домашних условиях».



Консультация для педагогов по теме:
«Русская народная сказка как средство развития связной речи дошкольников».

 «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.

Так что же такое сказка?

В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.

Так что же такое сказка?

В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.

С какими же сказками мы знакомим детей дошкольного возраста? Сказки о животных - в этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки.

Волшебные сказки – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников.

Бытовые сказки – сказки, об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.

Каково же значение русских народных сказок?

Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это, так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.

Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка.

Какие же уроки жизни нам дает сказка?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих;

Сказка формирует образ положительного героя;

Сказка учит не бояться трудностей;

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей;

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду;

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается;

Сказка учит любви к родителям;

Сказка учит патриотизму;

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль;

Сказка учит: добро всегда побеждает зло.

Почему именно сказку можно использовать для развития связной речи дошкольников?

Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Знакомство со сказкой.

Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок, разбор пословиц и поговорок, относящихся к сказке.

В структуре ООД можно использовать

Организационный момент – загадку об изучаемой сказке.

Пальчиковую гимнастику.

Чтение произведения или рассказ сказки воспитателем.

Игры «Назови ласково»«Сосчитай»«Слова-наоборот».

Пересказ по вопросам, совместный пересказ ребенка и воспитателя, пересказ по частям, по картинкам.

Словарная работа (объяснение новых слов, объяснение пословиц).

Игра – драматизация.

Инсценировка сказки.

Итог – делаем вывод по сказке.

Творческое преобразование сказки как средство развития связной речи.

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей. Например: Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках. Или, с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.

2. Коллаж из сказок. Если сказки знакомы, можно обойтись иллюстрацией: Баба Яга встретила Колобка и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Детям лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Например: в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?

3. Перевирание сказки. Метод используется, когда сказка хорошо знакома детям. Например: Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка. Дети поправляют: Нет, не Желтая! Воспитатель: Да-да, конечно, я забыла! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т. д.

4. Изменение ситуации в знакомых сказках. Методом проб и ошибок и рассуждений позволяет двигаться к возможным ответам, приучая детей постепенно менять ситуации в сказках. Например: «Гуси-лебеди». На пути Машеньки встречается Волк. «Волк и семеро козлят» - Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.

5. Сказка по-новому. Этот метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например: Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.

6. Эксперименты в сказках. Этот метод помогает детям не только в развитии речи и творческого мышления, но и в развитии чувств. Например: Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее

7. Сказки от превращений. Метод помогает детям в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка уже начало фантазии и сочинительства. Например: Начало сказки: как хорошо летать над цветами и видеть все сверху. Но однажды…»

8. Спасательные ситуации из сказок. Воспитатель, используя этот метод, специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов, «спасательных» решений. Такой метод служит предпосылкой для

сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствует развитию связной речи.

9. Закончи сказку. Метод позволяет развивать умение логически завершать какой либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Таким образом, работу над связной речью детей с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с младшего дошкольного возраста. Это позволит детям расширить словарный запас, использовать в речи языковые средства выразительности, а самой речи становиться осмысленной, логически построенной, связной, эмоциональной, образной.

Методы и приемы работы со сказкой.

1. Игровые задания.

2. Игры-экспериментирования с предметами и материалами.

3. Моделирование сказочных сюжетов.

4. Творческие задания.

5. Пластические игровые упражнения.

6. Элименты драматизации.

7. Чтение сказки по частям и их разбор.

8. Подготовка к рассказыванию.

9. Обобщающая беседа.

10. Подведение итогов.

Вывод: русские, народные, волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Сказка для ребенка – это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка., истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вот уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Консультация для педагогов по теме:

«Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы  войти  в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». 
Д. Родари.

В настоящее время проблема развития речи волнует педагогов дошкольного образования. Если детский сад не имеет в штате учителей-логопедов, то задача коррекции недостатков в речевом развитии ложиться на «плечи» воспитателей и родителей воспитанников.

Специалисты в области коррекции речевого развития предлагают воспитателям групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс элементы сказкотерапии, которая позволяет повышать мыслительную и эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность, совершенствовать у детей речевые навыки.

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо. Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи.

Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Например, направленность сказки «Как коза избушку строила» - равнодушие к окружающим, ленивость, безделье, болтливость, но и сопереживание, доброта. Проблема сказки понятна и доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, пропустить через собственный эмоциональный мир. Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Консультация для родителей

«Развитие речи детей через сказку»

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды и многие другие, но речевые звуки наиболее значимы для ребенка с самого его рождения. Звучащая речь обеспечивает необходимое для маленького ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Поэтому одной из наиболее важных задач в работе с детьми раннего дошкольного возраста считаю развитие речи детей.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие в детский сад дети имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.

Одним из наиболее эффективных методов развития речи детей раннего возраста является сказка.

Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказки учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики лица. Учат детей работать в команде, договариваться.

Работа над выбранной сказкой состоит из выразительного чтения текста и беседы. Готовя сказку к чтению вслух, ставлю перед собой такие задачи: читать ясно, понятно, не торопясь, соблюдая правила дыхания, дикции, соблюдать логические ударения, психологические смысловые паузы, стараться заинтересовать слушателей чтением, так как первичное чтение воздействует на детей сильнее последующих и, кроме того, ребятишки стремятся подражать услышанной интонации. Выбранную сказку читаем или рассказываем с установкой на последующее обыгрывание в разных видах театра.

Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.

Развитие речи детей я осуществляю в разных видах деятельности: как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Работая с детьми раннего возраста, основное внимание уделяю речевому развитию, наполнению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенка жизни.

Малышей двух лет я учу различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками-животными, с их состоянием, с возможными действиями человека (что делает? для чего делает?).

Дети должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи. При чтении потешек, стихов, сказок я обращаю внимание детей на выразительную сторону речи, даю образец интонации. Работая по этой теме, я решаю ряд задач: развивать речевую активность у детей, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову. Кроме того, у детей развивается память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи. Ребята учатся эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

В своей работе я применяю чтение и рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций по сказкам, выделяя героев, определяя их характер, загадываю ребятам загадки по сказкам.

К работе с детьми я активно привлекаю родителей: чтение сказок с родителями дома, оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам, рисунки родителей для создания альбома «Наши любимые сказки», домашние задания для самостоятельного выполнения.

Использование в работе элементов устного народного творчества, таких как загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалочки, потешки, позволяют развивать не только речь ребенка, но и детское воображение. В них много поэзии, красоты: простые, небольшие по объему, они отличаются построением, широким использованием языковых средств. Поэтому я их использую в процессе работы над инсценированием сказок.

Совместно организованная игра, инсценирование потешек, стихов, ролевые игры ставят ребят перед необходимостью использования запаса речевого материала, в них усиливается самоконтроль собственной речи, кроме того, условия большинства игр таковы, что за речью и действиями каждого играющего внимательно следит не только ведущий, но и каждый ее участник.

Таким образом, инсценирование сказок способствует развитию речи, самовыражению личности через речевую деятельность. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. 

Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления. С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, так как сказка близка мышлению ребенка.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. 

Потому так важна серьезная, продуманная работа по приобщению ребенка к литературе, начиная со сказки.

Консультация для родителей

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

 Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь , бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца. В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал? Что делать малышу? – Расскажите ему сказку! В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений, особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий, например судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома? ». Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. . Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. По словам Белинского В.Г., в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы: - красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые… » («Хаврошечка») ; - картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост… » (Лисичка-сестричка и серый волк) . Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен, он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Сказка является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду. Как справедливо отмечала Лебедева Ю.А., "любая сказка ориентирована на социально –педагогический эффект: «она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит" . Флерина Е.А. отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия, дети не любят плохого конца – герой должен быть удачлив, так как ребенок, как правило, ставит себя на его место, мысленно действует, борется с его врагами. Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности ребенка. Дети рано приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону жизненных несоответствий. В каждой сказке ест мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально – этические нормы поведения в обществе. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической теории. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы". Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение "слушать" формируется у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь, развивается воображение. Поэтому педагогика рассматривает воспитание детей средствами художественной литературы и устного народного творчества в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее несомненные преимущества. Например, миф. Он тоже говорит на языке образов, но он пессимистичен, а дети не любят плохих концов, поэтому не воспринимают миф как рассказ о чем-то интересном и захватывающим. Мораль басни, ее нравоучительный характер больше подходит взрослому, а не ребенку. Дети понимают, что, например, делать так нельзя, но басня не дает ответа на вопрос "Почему?". В сказке же ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным принципом. Если же сравнить сказку с реалистическим рассказом, то становится ясно, что он психологически неправдоподобен для ребенка, так как его мышление еще неподготовлено для восприятия реальности в чистом виде. Литературное произведение должно привлечь внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами. Всем этим требованиям удовлетворяет только сказка. Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им. Результатом удовлетворения этих потребностей служит формирование ряда качеств личности ребенка – дошкольника:

 • стремление проявлять свое личное мнение, отстаивать свои интересы, взгляды;

 • способность владеть инициативой в общении, управлять процессом, эмоционально откликаться;

• социальная компетентность.

 Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.

Литература: 1.Зинкевич- Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству.Теория и практика сказкотерапию.- СПБ, 1988. 2.Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ, 2002. 3. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : - «Линкапресс», 2002.-200с. 4. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с. 80-83


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...

План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности  с использованием интерактивных технологий"....

План по самообразованию 2022-2023

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Уч...

план по самообразованию 2022-2023

Повысить  профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста...