План самообразования Тема: «Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал (младшая группа)

Ануфриева Надежда Евгеньевна

Цель: выявить влияние дидактических игр, применяемых в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе совместной деятельности в режимных моментах, а также в процессе самостоятельной деятельности детей, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2022-2023uch.gg_.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад № 125"

План самообразования

Тема: «Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Воспитатель:

Ануфриева Надежда Евгеньевна

г. Нижний Новгород

2022-2023 уч. г.

Цель: выявить влияние дидактических игр, применяемых в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе совместной деятельности в режимных моментах, а также в процессе самостоятельной деятельности детей, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

 Задачи:

  1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
  2. Расширять словарный запас детей, развивать звуковую культуру речи, фонематический слух, грамматический строй речи, а также развивать связную речь (монологической и диалогической) посредствам дидактических игр.
  3. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
  4. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

Ожидаемые результаты:

  1. Систематизировать материалы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
  2. Оптимизировать применение технологий в образовательном процессе.
  3. При систематической работе расширять словарный запас детей, развивать звуковую культуру речи, фонематический слух, грамматический строй речи, а также развивать связную речь (монологической и диалогической) посредствам дидактических игр.
  4. Разнообразить сотрудничество ДОУ и семьи по работе над развитием речи детей.
  5. Повысить интерес родителей к проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Перспективный план работы по самообразованию на 2022-2023 уч.год

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов самообразования

Сентябрь - Октябрь

1.Освоить методы и приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

2. Научиться применять освоенные методы и приемы на практике.

3. Убедиться в рациональности применяемых методов и приемов.

4. Освоение ФГОС.

• Изучение содержания образовательных программ.

• Изучение методов и приемов развития речи детей младшего дошкольного возраста.

• Изучение методической литературы.

• Включение освоенной и проанализированной теории в практику работы с детьми.

• Анализ проделанной работы.

•Картотека информационных источников.

•Планы-конспекты отдельных фрагментов работы с воспитанниками.

•Мониторинговые карты.

Ноябрь - Декабрь

1. Научиться применять дифференцированный подход в работе по развитию речи детей в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Понять особенности работы по развитию речи детей в группах и индивидуальной работы.

• Изучение современных методов и приемов развития речи детей младшего дошкольного возраста.

• Подобрать дидактические игры по развитию речи детей в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.

• Обогатить речевую среду в группе:

- в книжном уголке;

- дидактический, наглядный материал;

- разные виды театров.

• Привлекать детей к играм по развитию речи в форме групповых и индивидуальных занятий.

• Изучение психологии детей младшего дошкольного возраста.

• Проведение дидактических игр на расширение словарного запаса детей.

• Проведение дидактических игр на развитие звуковой культуры речи.

• Проведение дидактических игр на развитие фонематического слуха.

• Проведение дидактических игр на развитие грамматического строя речи.

• Проведение дидактических игр на развитие связной речи (монологической и диалогической).

Январь - Февраль

1.Овладеть современными методами проведения игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

2.Провести исследование влияния  этих методов на  динамику развития речи детей младшего дошкольного возраста.

3.Научиться создавать необходимые психолого-педагогические условия в процессе игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

• Изучение парциальных программ и технологий по речевому развитию, разрешенных Министерством образования в условиях реализации ФГОС ДО.

• Выбор целесообразных технологий, применительно к дидактическим играм в разных групповых категориях с учетом условий ДОО.

• Составление рабочей программы с учетом применения современных методик проведения дидактических игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

• Составление перспективно-календарного плана образовательной деятельности с учетом выбранных методик проведения дидактических игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

• Составление конспектов занятий с  учетом применения выбранных методик проведения дидактических игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

•Подбор способов и методов для создания необходимых условий для проведения дидактических игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

•Реализация в работе с детьми

•Анализ своих ошибок

• Представление рабочей программы на педагогическом совете

• Консультирование родителей о новых формах проведения дидактических игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

• Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением новых методик проведения дидактических игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

для педагогов.

• Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением новых методик проведения дидактических игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста для родителей.

• Аналитические справки.

• Создание наглядно-иллюстративных материалов.

Март - Апрель

1.Научиться анализировать  занятия с учетом индивидуальных интересов воспитанников.

2.Осознать  зависимость результата речевого развития воспитанников от своей деятельности

• Составить картотеки дидактических игр, направленных на расширение словарного запаса детей, на развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, грамматического строя речи, а также на развитие связной речи (монологической и диалогической) детей младшего дошкольного возраста.

• Анализ своей деятельности с начала учебного года, оценка результатов.

• Создание картотеки дидактических игр «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

• Проведение занятия-развлечения «В гостях у бабушки Загадушки».

• Реализация проекта «В гостях у сказки».

• Творческий отчет.

Май

1.Сформировать правильное мнение о проделанной работе, продолжать учиться и накапливать педагогический опыт по освоенным и новым методам.

2. Определить перспективы и направления саморазвития на следующий год

• Составление аналитической таблицы «БЫЛО - СТАЛО», отражающих динамику саморазвития.

• Составление отчета по саморазвитию.

• Участие в конференции.

• Обсуждение процессов и результата работы с детьми и коллегами.

• Разработка плана по саморазвитию на новый учебный год.

• Выступление на педагогическом совете с отчем о проделанной за год работе.

• Проект плана саморазвития на новый учебный год.

Используемые источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
  2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
  4. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
  5. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 c.
  6. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
  7. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.
  8. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.
  9. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
  10. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
  11. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 48 c.
  12. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2017. - 240 c.
  13. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 3-4 года / Т.П. Трясорукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 128 c.
  14. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 c.
  15. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 424 c.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта по теме "Влияние сенсорного воспитания на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Представление педагогического опыта по теме "Влияние сенсорного воспитания на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"...

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Статья на тему: "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, но лучше, если активность пальцев ребенка будет представлена в структуре игры, где игровые действия происхо...

Родительское собрание во 2 младшей группе в рамках темы самообразования: «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

 Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Важно понять, что чем раньше вы начнете занятия по артикуляционной гимнастики, тем более вероятен положительный резуль...

Консультация для молодых педагогов ясельных групп по методической теме: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой...

Индивидуальный план самообразования тема: «Применение дидактических игр в экологическом воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность         Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чис...

План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...